Взаимодействие ДОУ и родителей в системе обучения дошкольников формированию  безопасного поведения на улице у детей с ЗПР

Козлова Татьяна Юрьевна,  воспитатель МБДОУ д/с № 45 г. Арзамаса.   

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Это заставляет своевременно начать обучение детей с ЗПР правилам поведения на улице. Соблюдение правил — это результат общей воспитанности. исследования психологов показывает, что у детей наблюдается разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении.

От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь. Поэтому очень важно в данном направлении работы сотрудничать с родителями.

Жизнь детей, их здоровье, забота о них – это самый важный вопрос. Вырасти им дисциплинированными пешеходами, уберечь их от аварий, обязаны помочь все, кто непосредственно общается с детьми, это долг каждого взрослого. Прежде всего, родители должны быть личным примером. Да, родители для детей являются образцом поведения на улицах и дорогах. Никакое обучение не будет эффективным, если самые близкие люди, которые пользуются у дошкольника особым авторитетом, не соблюдают правила дорожного движения. Нарушение родителями правил приводит к тому, что дети, подражая им, вырабатывают манеру опасного для жизни и здоровья поведения на дороге, которое впоследствии может привести к непоправимой беде. Поэтому наша задача убедить родителей в том, что они, прежде всего, отвечают за безопасность своих детей и самое простое, что могут сделать – это быть хорошим примером для подражания.

К сожалению, многим родителям свойственно заблуждение, будто бы учить детей правильно вести себя на дорогах и улицах города надо где-то лет с 6, к тому времени, когда они пойдут в школу. Однако, у ребенка целая гамма привычек, неосознанно и независимо, возникает с самого детства. Пока он делает первые шаги, его теплая ладошка доверчиво лежит в надежной родительской руке, мы, взрослые, должны помочь пройти большую дорогу жизни без потерь. Именно поэтому, во время движения с ребенком по улице, начиная буквально с 2 лет, следует постоянно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент во дворе, на улице знакомить с ПДД, формируя у него комплект «транспортных» привычек. Ведь дорога с ребенком в детский сад и обратно – идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безопасного поведения на улице.

Вся работа с детьми с ЗПР по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.

В семье происходит становление характера ребенка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Семья обеспечивает удовлетворение важнейшей потребности маленького ребенка – потребности в признании, любви, эмоциональной защищенности.

Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребенка, и строится на основе близких эмоциональных контактах между родителями и детьми. Поэтому нам, воспитателям важно сделать родителей своими союзниками в воспитании у ребенка сознательного безопасного поведения на улицах города. Первоочередная задача – выработка единого подхода единых педагогических требований к ребенку по данному вопросу со стороны воспитателей детского сада и родителей. Прежде всего, необходимо объяснить родителям важность этой проблемы.

Как мы уже говорили, деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждение ДДТТ носит многоплановый характер, ее нельзя ограничить лишь рамками детского сада. Так как важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам. Поэтому мы тесно сотрудничаем с ними по данному вопросу. Часто можно увидеть родителей, ведущих за руку своих детей там, где переход не обозначен. И нередко, к сожалению, бывают и наши родители.  Поэтому  мы поняли, что использование отдельных средств (бесед, упражнений), в отрыве от воспитательных факторов не приведет к желаемой цели. А воспитательный фактор включает тесный контакт педагога и родителей. В ходе учебного года на родительских собраниях мы доводим до родителей учебную программу в той части, где предусматриваются мероприятия по предупреждению детского травматизма на улице. Обращая внимание родителей на особо опасные участки во дворе, на улице, рекомендуемые места для игр детей. рекомендуем составить схему двора с указанием опасных мест. Объясняем, что это помогает детям быстрее ориентироваться и избежать несчастных случаев. По этим же схемам дети рассказывают, как они будут играть во дворе, где безопасно кататься на велосипеде, играть в мяч и другие игры. И, наоборот, дети рассказывают, где им запрещено играть. Все это дисциплинирует детей, они быстрее понимают. Что можно, а чего нельзя делать. Только единые требования воспитателей и родителей обеспечат у детей образование прочных навыков поведения на улице. На групповых и общих собраниях мы знакомим родителей с программными требованиями по обучению детей  ПДД. Говорим о безопасности детей на улицах города, говорим о важности примера взрослых, о необходимости соблюдения правил поведения на улице, что любое незначительное нарушение, допущенное взрослыми, является плохим примером для ребенка, что родители должны уделять большое внимание соблюдению  детьми правил поведения на улице. Например, переходя улицу с ребенком, взрослые должны обязательно держать его за руку, так как в противном случае ребенок может испугаться приближающейся машин и внезапно побежать через дорогу, подвергая себя опасности. Или, например, надо объяснять детям. Что нельзя выходить одним, без взрослых на проезжую часть улицы, а переходить улицу с ребенком, учить его правильной реакции на сигналы светофора, идти спокойно, не торопясь. На собрании приглашали сотрудников ДПС, сотрудника детской комнаты милиции, которые познакомили родителей с правилами дорожного движения, рассказали  о причинах детского травматизма, обсудили вопросы, касающиеся формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Проводим индивидуальные и групповые консультации по самым разным вопросам, например, обсуждение поведения на улице не только детей, но и самих взрослых, как вести себя в том, или ином случае, как переходить дорогу с детьми, входить в транспорт и выходить из него: «Развитие познавательных интересов у детей в процессе обучения их ПДД», «Особенности поведения детей на дороге», «Роль взрослых в обучении детей безопасному поведению на дороге». Во время бесед с родителями мы выясняем, насколько хорошо сами родители ориентируются в таких, например, вопросах, как «Права и обязанности пассажиров», «Сигналы регулировщика и светофора», «Что, только тротуар – дорога для пешеходов».

Так же мы знакомим родителей с работой, которая проводится в группе: показ открытых мероприятий, рассказываем об успехах детей в освоении правил поведения на улице, в транспорте. Знания закрепляются в ходе досугов и развлечений, в которых участвуют и родители. Устраиваем соревнования семейных команд, например: «Веселые соревнования», «Мама, папа и я – лучшие пешеходы», или досуг «В гостях у светофора». Мы устраиваем в группах выставки-конкурсы рисунков «Моя улица», «Нужные знаки», «Дорога глазами детей».

Было проведено анкетирование родителей по правилам дорожного движения , которое выявило заинтересованность родителей в обучении детей правилам поведения на дороге.

В ходе повседневной работы  информирую родителей о том, как ребенок ведет себя на прогулках, в группе. Даю рекомендации, например: прочитать стихотворение, сделать вместе с ребенком атрибуты или игру с различными ситуациям, в которые дети могут попасть  на улице. Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника можно использовать и их для обучения правилам ПДД. Я рекомендую во  время  прогулок с детьми  следующее: понаблюдать за работой светофора , обратить внимание ребенка на связь между цветами  на светофоре и движением машин  и пешеходов, уточнить с детьми  названия улиц, по которым они идут в детский сад, показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий  пешеходов и родителей .

Ребенок учится  законам дороги, прежде всего  на примере взрослых. Пример взрослых должен способствовать выработке  у  ребенка  привычки вести себя в соответствии с правилами  дорожного движения .Это главный фактор воспитания  дисциплинированного  поведения  на улице. Для закрепления программного материала  даем задания на дом, которое они выполняют  под руководством взрослого. Например запомнить путь из детского сада  домой , нарисовать улицу на которой живешь. Родители могут прокомментировать рисунок ребенка, уточнить, какие он нарисовал дома, где находится переход, какие знаки встречаются на улице и т.д. Я объясняю родителям о необходимости воспитания у детей самостоятельности при передвижении по улице. С этой целью хорошо давать детям поручения в игровой форме, но с определенной, понятной ребенку целью, например: «Ты меня сегодня поведешь в булочную, и мы купим  печенье», —  говорит отец ребенку. «Но прежде, чем ты пойдешь, расскажи, по какой стороне тротуара надо идти, где будем переходить дорогу ».

Ребенок действует под контролем и в сопровождении взрослого. Выполнение таких заданий ставит перед ребенком определенную цель, закрепляет знания правил передвижения по улице, развивает наблюдательность, необходимость подумать, представить мысленно, расчленить путь на небольшие отрезки, определить расположение ориентиров и обозначить их словом. В пропаганде правил дорожного движения, я широко использую наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, детские рисунки. В течение года в папках помещаем материал, который должен быть усвоен детьми: перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, задания на закрепления у детей ПП на улице.

Таким образом, обучение детей с ЗПР правилам дорожного движения будет иметь очень хорошие результаты только тогда, когда дошкольник со своими родителями сможет пройти все круги информационного обеспечения. Главное для воспитателей и родителей в приобщении детей с ЗПР к правилам дорожного движения – довести до детей смысл необходимости знаний и навыков по данной проблеме. Из этого следует, что всегда необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи, других взрослых. Плохой пример заразителен, что бы вы ему не говорили. Поэтому так важно проводить разъяснительную работу и среди родителей.