Ковалева Светлана Николаевна, воспитатель МБДОУ №23 «Дельфинёнок»
г. Подольск Московской области.
Экологическое воспитание — это воспитание интеллекта, нравственности, духовности. Значительно актуальным оно стало в наши дни, когда на грани экологической катастрофы находится мир. Ни один разумный человек не будет отрицать, что воспитание и образование экологическое является одной из важных проблем современности.
Особенно в дошкольном возрасте понимание основ экологических знаний наиболее эффективно, так как ребенок очень эмоционально воспринимает природу, как что то живое. Воздействие природы на ребёнка велико: морем звуков и запахов она встречает малыша, загадками и тайнами, заставляет задержаться, присмотреться, поразмышлять.
Вся прелесть окружающего мира создает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Для того чтобы ход экологического образования и воспитания имел положительный результат, важно чтобы в обучении были использованы все основные сенсорные системы человека — слуховая, визуальная и кинестетическая. И здесь на помощь приходят интерактивные доски, столы, пол, интерактивные лаборатории, компьютерные классы.
Разработка системы занятий по экологии с использованием интерактивной атрибутики решает следующие аспекты в образовании: ясная, современная, интересная, эффективная и динамичная подача учебного материала.
Используя интерактивную атрибутику, воспитатели могут сделать воспитательно-образовательный процесс более яркими, могут выбирать различные стили обучения, работать с различными приложениями и ресурсами, демонстрировать высший уровень профессионализма, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп, что существенно повышает мотивацию учащихся.
С интерактивной доской воспитательно-образовательные процессы интересны и увлекательны.
Даже те дети, которые с неохотой идут на «занятия», моментально вовлекаются в образовательный процесс, происходит активизация познавательной деятельности дошкольников и их коммуникативных навыков, — это незаменимый инструмент для организации коллективных форм работы, в ходе которых развивается умение дошкольников объяснять свою точку зрения.
Воспитатели могут создавать свою коллекцию образовательного процесса по разнообразным темам. Могут делиться материалами друг с другом, использовать созданные материалы из года в год, адаптируя их под конкретную группу. Использование интерактивной доски вдохновляет воспитателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Интерактивная доска привлекательна для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на неё. Дети в дошкольном возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если учебный материал является ярким и значимым, современным, если ребенок может совершать различные действия с объектами, представленными в презентации, он непроизвольно обращает на них внимание и запоминает, тем самым обогащает кругозор, повышает уровень образованности. И здесь интерактивная доска просто незаменима, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Мною изготовлены и успешно применяются презентации для интерактивной доски, направленные на экологическое воспитание и образование дошкольников.
Выявить перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Я считаю, что в результате использования интерактивной доски в экологическом воспитании и образовании дошкольников есть положительные результаты:
— у детей формируются основы экологической культуры;
— формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать и делать выводы;
-у детей появляется желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
— формируются практические умения работы с интерактивной доской.
- КВН «Юный защитник природы» (50%)
- «Царица Вода в гостях у ребят» (развлечение для детей подготовительной группы) (50%)
- Родительское собрание по теме: «Учимся любить природу» (50%)
- Экологический праздник в старшей группе «Берегите Волгу-матушку» (50%)
- Отчёт об экологическом воспитании детей 5 лет (50%)
- Консультация для воспитателей по теме «Труд в природе» (RANDOM - 50%)