Серпиченко С. А. Воспитатель
(МАДОУ д/с №66 «Забавушка», г. Нижневартовск)
В современной дошкольной педагогике проблема социально-нравственного развития дошкольников остается актуальной. Согласно одной концепции, социализация — это процесс адаптации индивида к окружающему миру (И.С.Кон). Родившись, человек сможет жить в человеческом обществе лишь притом условии, если сумеет адаптироваться — приспособиться к нему. Процесс адаптации бывает очень сложным и у разных людей проходит по-разному. Но, в конце концов, каждый человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растет.
Социализация – это процесс усвоения воспитанником существующих в обществе социальных и нравственных норм и правил поведения, процесс усвоения ребёнком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (А.В. Мудрик). Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе социализации выражается в его способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, создавать ценность собственной личности, других людей и выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
В дошкольном возрасте происходит становление социально-личностной компетентности детей, как готовности и способности решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми. Среди этих задач отдельное место отводится развитию у детей сотрудничества, совместной деятельности.
Сотрудничеству необходимо обучать со старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте возникает потребность в общении со сверстниками. Сверстник для старшего дошкольника выступает как партнёр по практическому взаимодействию и как равное существо, используемое для познания и оценки по разнообразным качествам: деловым, личностным и познавательным. Дети всё чаще проявляют внимание и интерес к своим партнёрам по общению, а о своих приятелях они говорят горячо, характеризуют их качества увлечённо, с искренним чувством.
Сотрудничество — с одной стороны, — результат культурного развития человека. С другой стороны, сам процесс сотрудничества может воспитывать человека, развивать гуманное отношение к социальному миру.
У старших дошкольников возрастает способность к эмоциональной отзывчивости, проявляется готовность к сочувствию, сопереживанию в ответ на физическое, психическое, эмоциональное состояние других людей. В этом возрасте возникает бескорыстное желание помочь сверстнику, уступить ему, поделиться важными для самого ребенка игрушками, предметами. Само общение в период старшего дошкольного возраста становится более сложным, многоплановым, эмоционально-выразительным. Для ребенка наиболее важен выбор партнера для общения, игры, совместной деятель- ности, который определяется не только дружескими взаимоотношениями, но и деловыми качествами сверстника.
Конечно, благоприятные условия для установления сотрудничества дошкольников со сверстниками создаются в разных видах детской деятельности: игре, труде. При этом, в каждом из них происходит определенное развитие сотрудничества, как фактора социального развития личности ребенка. На наш взгляд, обучение занимает особое место в ходе накопления опыта детского сотрудничества. В процессе обучения на занятии как синтетической деятельности взрослым создаются возможности для того, чтобы дети осознавали необходимость друг в друге, учились планировать совместную работу, контролировать свои желания, согласовывать с партнерами свои мнения и действия.
Занятия по сотрудничеству необходимо начинать:
1) с выделения общей цели.
2) общий мотив побуждает участников взаимодействия к сотрудничеству.
3) следующий компонент сотрудничества — совместные действия, то есть выполнение таких элементов, которые направлены на решение достаточно простых текущих задач.
4) общий результат совместных действий завершает структуру сотрудничества.
Для осуществления сотрудничества между детьми на занятии, необходим ряд составляющих:
- в первую очередь наличие положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками в процессе обучения;
- знание детьми правил, моделей сотрудничества и эффективных вариантов поведения в процессе взаимодействия;
- овладение умениями совместного речевого диалога, способности к согласованию, договоренности со сверстником в момент принятия цели;
- способность ребенка распознавать ситуацию сотрудничества, выбирать и принимать такую позицию во взаимодействии, которая отвечает его возможностям в данной деятельности.
Из выше сказанного можно сделать выводы, что сотрудничество возникает в совместной деятельности, является типом взаимодействия в ней и аналогично по структуре. Общение «вплетено» в деятельность и обеспечивает познание партнерами друг друга в процессе сотрудничества, обмен идеями по поводу осуществления деятельности и непосредственно коммуникацию в процессе достижения результата.
Таким образом, можно сделать выводы, что социально-нравственное развитие – это процесс приспособления ребёнка к социальной действительности, которое включает в себя культурные навыки; специфические знания; поведение, регламентируемое традициями, обрядами и правилами; социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
Показателем социального развития является социально-личностная компетентность. Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.
Одной из наиболее значимых задач формирования социально-личностной компетентности является задача развития у детей сотрудничества. При этом сотрудничество рассматривается как обдуманные, согласованные действия участников, направленные на решение разнообразных задач при общем взаимопонимании и взаимопереживании за результат совместной деятельности.
Список литературы.
- Гук, Н. Ф. Развитие сотрудничества дошкольников как условие становления личностно-социальной компетентности // Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 21 мая 2006 г.) / Ответственный редактор Е. В. Гончарова. – Нижневартовск. 2007. – С. 33-36.
- Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «Издательский центр Март», 2005.
- Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью – М.: Академия, 1998г.
- Римашевская, Л. С. О сотрудничестве старших дошкольников на занятии // Дошкольное воспитание. – 2007. — № 6. – С. 18-21.
- Римашевская, Л. С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников – М., Центр педагогического образования, 2007.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- НОД «Царство лесных зверей» художественное творчество (RANDOM - 50%)