Сотрудничество дошкольников со сверстниками на занятии как средство развития социально-личностной компетентности

Серпиченко С. А. Воспитатель

(МАДОУ д/с №66 «Забавушка», г. Нижневартовск)

 

В современной дошкольной педагогике проблема социально-нравственного развития дошкольников остается актуальной. Согласно одной концепции, социализация — это процесс адаптации индивида к окружающему миру (И.С.Кон). Родившись, человек сможет жить в человеческом обществе лишь притом условии, если сумеет адаптироваться — приспособиться к нему. Процесс адаптации бывает очень сложным и у разных людей проходит по-разному. Но, в конце концов, каж­дый человек приспосабливается к той социальной среде, в которой растет.

Социализация – это процесс усвоения воспитанником существующих в обществе социальных и нравственных норм и правил поведения, процесс усвоения ребёнком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества (А.В. Мудрик). Социально-нравственное развитие ребёнка в процессе социализации выражается в его способности адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, создавать ценность собственной личности, других людей и выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

В дошкольном возрасте происходит становление социально-личностной компетентности детей, как готовности и способности решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми. Среди этих задач отдельное место отводится развитию у детей сотрудничества, совместной деятельности.

Сотрудничеству необходимо обучать со старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте возникает потребность в общении со сверстниками. Сверстник для старшего дошкольника выступает как партнёр по практическому взаимодействию и как равное существо, используемое для познания и оценки по разнообразным качествам: деловым, личностным и познавательным.  Дети всё чаще проявляют внимание и интерес к своим партнёрам по общению, а  о своих приятелях они говорят горячо, характеризуют их качества увлечённо, с искренним чувством.

Сотрудничество —  с одной стороны, — результат культурного развития человека. С другой стороны, сам процесс сотрудничества может воспитывать человека, развивать гуманное отношение к социальному миру.

У старших дошкольников возрастает способность к эмоцио­нальной отзывчивости, проявляется готовность к сочувствию, сопереживанию в ответ на физическое, психическое, эмоцио­нальное состояние других людей. В этом возрасте возникает бескорыстное желание помочь сверстнику, усту­пить ему, поделиться важными для самого ребенка игрушками, предметами. Само общение в период старшего дошкольного воз­раста становится более сложным, многоплановым, эмоциональ­но-выразительным. Для ребенка наиболее важен выбор партнера для общения, игры, совместной деятель- ности, который опреде­ляется не только дружескими взаимоотношениями, но и деловыми качествами сверстника.

Конечно, благоприятные условия для установления сотрудничества дошкольников со сверстника­ми создаются в разных видах детской деятельности: игре, труде. При этом, в каждом из них происходит определенное развитие сотрудничества, как фактора социального развития личности ре­бенка. На наш взгляд, обучение занимает особое место в ходе накопления опыта детского сотрудничества. В процессе обучения на занятии как синтетической деятельности взрослым создаются возможности для того, чтобы дети осознавали необходимость друг в друге, учились планировать совместную работу, контролиро­вать свои желания, согласовывать с партнерами свои мнения и действия.

Занятия по сотрудничеству необходимо начинать:

1) с выделения общей цели.

2) общий мотив побуждает участников взаимодействия к сотрудничеству.

3) следующий компонент сотрудничества — совместные действия, то есть выполнение таких элементов, которые направлены на ре­шение достаточно простых текущих задач.

4) общий результат совместных действий завершает структуру сотрудничества.

Для осуществления сотрудничества между детьми на занятии, необходим ряд составляющих:

  • в первую очередь наличие положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками в процессе обу­чения;
  • знание детьми правил, моделей сотрудничества и эффек­тивных вариантов поведения в процессе взаимодействия;
  • овладение умениями совместного речевого диалога, спо­собности к согласованию, договоренности со сверстником в момент принятия цели;
  • способность ребенка распознавать ситуацию сотрудничества, выбирать и принимать такую позицию во взаимодействии, которая отвечает его возможностям в данной деятельности.

Из выше сказанного можно сделать выводы, что сотрудничество возникает в совместной деятельности, является типом взаимодействия в ней и аналогично по структуре. Общение «вплетено» в деятельность и обеспечивает познание партнерами друг друга в процессе сотрудничества, обмен идеями по поводу осуществления деятельности и непосредственно коммуникацию в процессе достижения результата.

Таким образом, можно сделать выводы, что социально-нравственное развитие – это процесс приспособления ребёнка к социальной действительности, которое включает в себя культурные навыки; специфические знания; поведение, регламентируемое традициями, обрядами и правилами; социальные качества, позволяющие человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

 Показателем социального развития является социально-личностная компетентность. Социально компетентный ребенок хорошо ориентируется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих возможностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально компетентный ребенок способен избежать нежелательного общения. Он чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих, управляет своим поведением и способами общения.

Одной из наиболее значимых задач формирования социально-личностной компетентности является задача развития у детей сотрудничества. При этом сотрудничество рассматривается как обдуманные, согласованные действия участников, направленные на решение разнообразных задач при общем взаимопонимании и взаимопереживании за результат совместной деятельности.

Список литературы.

  1. Гук, Н. Ф. Развитие сотрудничества дошкольников как условие становления личностно-социальной компетентности // Компетентностный подход к развитию личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 21 мая 2006 г.) / Ответственный редактор Е. В. Гончарова. – Нижневартовск. 2007. – С. 33-36.
  2. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: «Издательский центр Март», 2005.
  3. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью – М.: Академия, 1998г.
  4. Римашевская, Л. С. О сотрудничестве старших дошкольников на занятии // Дошкольное воспитание. – 2007. — № 6. – С. 18-21.
  5. Римашевская, Л. С. Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников – М., Центр педагогического образования, 2007.