Конспект занятия по развитию экологических представлений в старшей группе по программе «Развитие»

Воспитатель     Мельникова Е.Ю.

Тульская обл., г.Алексин

МБДОУ «ДС общеразвивающего вид №21»

 «Прогулка в лес со Старичком- Лесовичком».

 

Программное содержание:

1.Развитие представлений о значении леса в жизни человека, о природоохранительной деятельности человека.

  1. Освоение действия использования моделей взаимосвязи растений и животных , леса и человека.
  2. Развитие экологических представлений.

Задачи:

образовательные: расширять представления детей об охране природы, закреплять правила поведения в природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;

развивающие:  развивать воображение, образное восприятие, творчество;

воспитательные: формировать бережное и заботливое отношение к окружающей природе.

Интеграция образовательных  областей: «Познание», «Коммуникация», « Речевое развитие».

Методы и приёмы:

1) игровой;

2) наглядный;

3) словесный.

Оборудование и материалы:листы бумаги, карандаши,шишки,желуди; изделия из дерева(посуда,игрушки,сувениры),изделия из древесины(бумага,картон,салфетки,книги,газеты); запись звуков леса; письмо от Старичка-Лесовичка; 2-3 картины с пейзажами леса; тексты детских стихотворений о лесе; корзиночка с орехами; картинки(муляжи) ягод, грибов, орехов, лекарственных трав; корзинка.

Средства ИКТ: презентация «Лес — наше богатство», проектор, экран, ноутбук.

 

Ход занятия (дети сидят на стульях перед экраном):

Воспитатель: Ребята, я хочу, чтобы у всех было хорошее настроение, доброе утро и добрый день. Наше тепло, наши улыбки, наше хорошее настроение,  с воздушным поцелуем  пошлём друг другу.  Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. Мы отправляемся с вами  на природу. Но вначале давайте вспомним, какая бывает природа. (Слайд 2).

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Воспитатель: Что относится к неживой природе?

Дети: почва, вода, песок, огонь, лед и т. д.(перечисляют).

Воспитатель: Что относится к живой природе?(слайд 3).

Дети: перечисляют.

Воспитатель: Молодцы.  Природа вокруг нас. Но куда же мы с вами отправимся конкретно?  Попробуйте угадать, отгадавзагадку:

Богатырь стоит  богат,

Угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку — орешком,

Петя — сыроежкой,

Катеньку — малинкой,

Васю — хворостинкой. (О каком богатыре идет речь?)

 

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем!

Дети: Лес.(Слайд 4). Запись звуков леса.

Воспитатель: Правильно, лес! Молодцы! Сегодня мы поговорим о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о бережном отношении к нему.

Ребята, нам с вами опять пришло письмо от Старичка-Лесовичка. (слайд 5).Сегодня он хочет поговорить с нами о лесе и  узнать, что нам известно о нем. В своем письме он просит назвать лесных обитателей. За каждый правильный ответ вы получите приз от Старичка-Лесовичка – шишку или желудь,(слайд 6).

Дети: называют животных.

Воспитатель: Но помимо животных,  какие в лесу есть обитатели? (слайд 7).

Дети: Птицы,насекомые, растения.

Воспитатель: Хорошо. Вы все очень дружно отвечали, помогали друг другу с ответом, а вот в лесу, как вы думаете, все ли дружно живут? Давайте посмотрим на экран и скажем, какая взаимосвязь между растениями и птицами, между растениями и насекомыми, между растениями и зверями(слайд 8).

Дети:ответы детей о взаимосвязи лесных обитателей.(Птицы уничтожают  насекомых, которые наносят вред растениям; разносят семена-способствуют размножению растений, а растения в свою очередь являются домом и кормом для птиц.Насекомые перерабатывают опавшие листья в плодородную почву, полезные насекомые уничтожают вредных, также насекомые опыляют цветущие растения,а растения в свою очередь являются домом и кормом для них.Звери способствуют размножению растений, удобрят лес,а растения в свою очередь также являются домом и кормом для них.)

Воспитатель: Вот мы и рассказали Старичку-Лесовичку о том, как в лесу все дружат.А теперь давайте мы с вами немного отдохнем и погуляем по лесу.

 Физкультминутка «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.(Выходим на ковер)

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ребята, после такой приятной прогулке давайте подумаем, а дружат ли лес и человек? И для чего они нужны друг другу? (слайд 9,10).

Дети: ответы детей по слайдам 11: Защищает почву от размывания водой, очищает воздух и воду от загрязнений. Слайд 12: Место отдыха ; художники рисуют прекрасные картины(воспитатель показывает детям несколько пейзажей), музыканты сочиняют песни,  поэты пишут стихи.

Воспитатель:А кто-то из вас может рассказать стихотворение о лесе?

Кто-то из детей рассказывает ранее заученные стихотворения:

 

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

 

Красит спозаранку

Солнце край небес,

Скатерть-самобранку

Расстилает лес.

Хватит угощенья

У него для всех:

Сладкие коренья,

Мед, грибы, орех.

Воспитатель: Какие вы молодцы. (Слайд 13).  Вот мы и подошли к дарам леса, и чтобы нам их назвать, поиграем в игру «Мы в лукошко соберем…». (Дети кладут в корзинку картинки (муляжи) грибов, ягод, орехов, лекарственных трав и при этом называют их).

Воспитатель:Очень хорошо. Давайте теперь  назовём, что человек делает из древесины (слайд 14).Также обратите внимание на предметы у меня на столе (изделия из древесины и бумаги).

Молодцы.Все это время мы с вами вели разговор о том, как лес помогает человеку, а теперь давайте поговорим , как человек помогает лесу. (слайд 15).Кто из вас знает, как называется человек, который ухаживает  за лесом?

Дети: Лесник.

Воспитатель:Правильно. Старичок-Лесовичок  прислал нам картинку, которая рассказывает, чем же занимается лесник. Рассмотрите внимательно картинку и расскажите мне о работе лесника.(Ответы детей).

 А еще Старичок-Лесовичок  прислал правила поведения в лесу (слайд 16) .Сейчас я буду называть их, а вы будете, соглашаться или нет.(Воспитатель  называет правила с ошибками, а дети исправляют).

Молодцы. Но что же мы ответим  Старичоку-Лесовичоку, лес и человек нужны друг другу или нет?

Дети: Очень нужны.

Воспитатель: Тогда я предлагаю подойти сейчас к столам и нарисовать картины о дружбе человека и леса. Девочки рисуют, как лес помогает человеку, а мальчики — как человек помогает лесу. (Слайд 17). Наши картины мы отправим Старичоку-Лесовичоку, чтобы он нас не забывал, и приходил к нам каждый раз с интересными рассказами. А еще нам от него и всех обитателей леса кузовок с орехами.

 Итак, ребята, лес нужно беречь, т.к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу. Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает. Если вы сами будете помнить об этом и напоминать об этих правилах своим родным, близким и друзьям- тогда и природа будет к вам относится с любовью, и будет помогать вам.