Воспитатель – наставник и друг, это лидер в процессе воспитания.

Воспитатель: Басова Любовь Ивановна, воспитатель

КГБОУ «Заринская общеобразовательная школа – интернат»

 

                                                                                                      

Автор статьи считает, что нравственное воспитание нужно начинать с создания условий для формирования у учащихся положительного социального опыта, навыков культуры общения, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, оценки своих знаний, умений, достоинств и недостатков характера, поступков и отношений с другими людьми.

   Государственный образовательный стандарт образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через урочную и неурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности является работа с детьми во вторую половину дня. Основным направлением деятельности которой является нравственное воспитание. Его реализация осуществляется через занятия, беседы, прогулки, просмотра видеофильмов, рассматривание книжных иллюстраций, разбора житейских ситуаций, проведения викторин, конкурсов, тематических праздников.

   Вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека. Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать активную жизненную позицию, найти место в социуме, жить полноценной жизнью, дали ему право быть полноценным хозяином собственной жизни, членом общества. У этих детей не развито чувство ответственности за себя, своих близких. Они нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных  и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе.

   Поэтому все действия педагогов должны быть направлены на создание условий, в которых учащийся с ограниченными возможностями мог бы почувствовать себя личностью, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны.

   Многообразие внеурочной работы, её содержание и формы должны быть подчинены главному – способствовать моральному становлению учащихся. Нравственные навыки, привычки формируются, приобретаются человеком в процессе всей его жизни. Но основа их закладывается в детстве, и упущенное в раннем возрасте создаёт серьёзные трудности у тех, кто ответственен за нравственное развитие ребёнка. А это семья, школа и значит,  воспитатель.

   Воспитатель – это наставник и друг, это лидер в процессе воспитания, учитель и конечно психолог. Показать ученикам «что такое хорошо и что такое плохо», убедить в том, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…», значит помочь учащимся понять и усвоить нравственные истины. Задача не из лёгких. И чтобы успешно решить её, нужно любить детей, чувствовать их, сопереживать им. Только искренняя любовь и внимание могут убедить воспитанников в том, что их проблемы не безразличны воспитателю.

   Процесс воспитания человека требует специальных знаний. Поэтому необходимо разбираться в закономерностях развития внутреннего мира ученика его ощущений, восприятий, чувств. Развитие человека сложный, иногда противоречивый процесс. Разобраться во всех противоречиях воспитателю помогает возрастная психология. Опираясь на знания психологии можно правильно осуществлять учебно – воспитательный процесс, помочь учащимся понять себя, научить управлять своими чувствами, укреплять волю, заниматься самовоспитанием.

   Необходимо помнить и учитывать в процессе работы то, что прямое воздействие,особенно на подростка, может вызвать противодействие с его стороны. Если хочешь понять подростка, то действовать надо так, как будто нет прямого влияния, ты словно за ребёнком, облегчаешь его трудности, всячески содействуешь ему, добиваешься, чтобы решения он принимал якобы самостоятельно. Учитывая то, что каждая ступень развития ребёнка имеет свои особенности. Следует ставить перед собой задачу – изучать особенности учащихся своего класса на каждой стадии развития. В этом помогают следующие методы: наблюдение, беседа, изучение продуктов деятельности ученика.

   Наблюдение за поступками воспитанника, его высказываниями в разных жизненных ситуациях, поведением, выражением чувств, проявлением его стремлений, способностей и анализ результатов наблюдений позволяет в определённой мере проникнуть во внутренний мир подростка.

   Большое значение имеет беседа. Пользу она может принести только в том случае, если между воспитателем и учащимся существует взаимное доверие, и он готов поделиться своими мыслями и переживаниями. Беседы могут содержать проблемный характер, у подростков появляется возможность высказать своё мнение, уважительно отнестись к мнениям других, терпеливо и аргументировано найти правильное решение.

   Очень хорошо раскрываются ребята в своих рисунках. Их изучение позволит понять, как ребёнок относится к окружающему миру.

   Очевидно, что успех воспитателя в воздействии на учащихся в большей мере зависит от умения устанавливать с детьми нужные отношения. И чем лучше знаешь возрастные, индивидуальные особенности учащихся, тем выше педагогическая квалификация и более творческим является подход к детям. Со стороны воспитателя необходимо уважение к личности ученика и в то же время требовательность к нему, чуткость, внимательность к его психологическому состоянию. Необходимо проявлять доверие и одновременно систематический контроль за его работой; умение правильно использовать педагогические методы и приёмы воспитательного воздействия в соответствии с педагогической ситуацией, с возрастными и индивидуальными способностями учащихся. И всё это, прежде всего, должно быть искренним.

   Изучение учащихся, и понимание их помогают формировать детский коллектив, влиять на установление межличностных отношений в классе, дают возможность влиять на воспитание детей в процессе совместной деятельности. Необходимость наших воспитанников учить видеть, ощущать боль другого человека и помогать ему, справляться с ней. Учить понимать, что «инвалид, не инвалид – люди так не делятся». Учить толерантности, учить каждого быть человеком: идти к тем, кто нуждается в тебе, в твоей заботе, помощи…

   Сегодня очень трудно разобраться в современной жизни, особенно подростку. Изменились все те понятные ценности, на которых воспитывалось старшее поколение. На экране гламурная жизнь. А в обычной жизни – единицы обеспеченных людей и масса малообеспеченных и не обеспеченных вовсе. Необходимо помочь подрастающему поколению понять: богатство – и не самоцель, и не порок. Хорошо быть богатым и честным, трудолюбивым и добрым. Но хорошо быть и просто честным, милосердным, внимательным человечным. Душевное богатство – вот то, что никогда не иссякнет! Среди современных обеспеченных людей много тех, кто понимает боль и несчастье других и помогает людям пережить горе. Есть люди в нашем обществе, на которых можно равняться: это актриса Чулпан Хаматова, доктор Леонид Рошаль, певец Иосиф Кобзон и многие другие. Они помогали и помогают детям в детских домах, больным в онкологических центрах, есть те, кто рискуя собственной жизнью, спасает ежедневно десятки других жизней в разных чрезвычайных ситуациях. Есть те, кто делает великие открытия. Есть движение волонтёров, которое стремительно развивается в стране. Необходимо донести до учащихся, что главное в жизни достигается упорным трудом, стремлением достигнуть желаемой цели.

   В нашей жизни много доброго и хорошего. Нужно учить видеть это. Необходимо показывать, что жизнь не чёрно – белая, она цветная. И каждый из нас может внести в эту жизнь свои яркие краски. Наиболее приемлемой формой для проведения «Уроков нравственности» являются тренинги и практикумы, позволяющие эффективно сочетать различные виды деятельности, для благоприятного эмоционального настроя в группе. Темы мероприятий: «Мы дружбой нашей дорожим», «Вместе всё преодолеем», «Дорогою добра»… Подготовка к этим мероприятиям становится педагогически необходимым совместным делом, в котором принимают участие ребята, родители, педагоги. Во время подготовки к празднику, когда начинаются репетиции, ребята неосознанно перемещаются в ту среду, которая становится для них органичной, естественной.

   Известно, что характер воздействия взрослых на ребёнка зависит, прежде всего, от определённых общественных отношений. Выразителем этих отношений является семья. Она существенно влияет на детей и может сохранить это влияние на многие последующие годы. Каждый ученик приносит в классный коллектив социальный статус своей семьи, понимание людей, оценку общественных отношений. И часто это понимание очень разное. Проблемы воспитания в семье стоят сейчас достаточно остро. Немало так называемых «трудных» семей, работа с которыми требует нестандартного подхода. Как правило, в «трудных» семьях – «трудные» дети. Не надо бояться таких учеников. Они должны чувствовать нашу внутреннюю силу, видеть, ощущать нашу искреннюю заинтересованность в их судьбе.

   Необходимо, чтобы ученик уважал своих членов семьи, не просто любил, что естественно и есть почти во всех семьях, но и уважал. Работа с семьёй очень ответственная, масштабная, требующая необыкновенного такта. История семьи, традиции, предметы семейной гордости… — надо пробудить интерес у ребёнка к прошлому семьи. Ведь каждый понимает, что настоящее зарождается в прошлом. Связь поколений, уважение к старшим – это вечная эстафета, закон жизни, который необходимо беречь и передавать из поколения в поколение. Установление контакта, взаимопонимания – важный этап в работе с семьёй. Когда семья и школа становятся единомышленниками, и родители верят в то, что их ребёнок, его жизнь, становление, внутренний мир и интересы вам важны, тогда совместные усилия дадут желаемый результат. Интерес учащихся к профессиональной жизни родителей не только с точки зрения заработной платы, но и их успехам, трудностям, достижениям стимулирует и родителей. Изучение особенностей профессии родителей, рассказы родителей о своей профессии на встречах с детьми, экскурсии на предприятия, создание красочных альбомов: «Мой папа строитель», с приложением фотографий.

   Всё это рождает у учащихся гордость за своих близких, желание быть достойным  членом своей семьи.  А это – движение по пути нравственного развития, по пути становления личности.

   Воспитание – процесс бесконечный. И всё аки хочется верить, что работа по нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.

                                                               Литература.

1. Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём. – М.: Просвещение, 1990.
2. Баранцев С.А., Береуцин Г.В. Учебно-воспитательная и оздоровительная работа в группах продлённого дня. – М.: Просвещение, 1982.
3. Курганский с.М.,  «Организация деятельности в группах продлённого дня. – М.: Просвещение, 2011.