Конспект ОД интегрированного характера в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Государственные символы России»

Воспитатель:

Крохина Светлана Ивановна    

МБДОУ   «Детский сад №42»                                                            

 

г. Арзамас

2021 г.

 

Цель: формирование первичных представлений о символах нашего государства других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве.

Задачи:

Образовательные:

1.Систематизирование и уточнение знаний детей о многообразии стран, наций их населяющих.

2. Формирование умения находить на карте Россию и ее столицу.

         3. Обобщение  знаний детей о государственных символах России — флаге, гимне, гербе; их особенностях.

        4. Знакомство детей с историей герба, его значением в прошлом и настоящем России.

        Развивающие:

1. Способствовать развитию познавательного интереса к истории государства, патриотических чувств, любви к Родине.
2. Продолжить развитие наблюдательности, способности  замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты.
3. Способствовать формированию умения работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.

         Воспитательные:

1. Воспитание в детях чувства уважительного отношения к символике нашей страны.

Предварительная работа:  Создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседа о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России.

Оборудование:   Географическая карта России, географическая карта государства мира, глобус, иллюстрации природы, иллюстрации народного костюма, изображение символики России, символика других государств, материал для дидактической игры «Собери герб России», «Портрет Петра I», аудиозапись гимна Российской федерации, кукла в национальном костюме.

Ход занятия:

Вступительная часть.

Воспитатель: Ребята, покажите мне, пожалуйста, свои ладошки. А теперь потрите их друг об друга. Что вы чувствуйте? (тепло)

Воспитатель: Правильно тепло. Это тепла наших добрых рук, возьмите друг друга за руки и подарите его друзьям.

Воспитатель:

Утро наступает,

Солнышко встречает.

Друг на друга посмотрели

И на стульчики присели.    (Дети проходят на стульчики)

Теоретическая часть: рассказ с элементами беседы.

Воспитатель читает стихотворение «Мать Земля» (Я. Абинов).

«Скажи мне, как правильно Землю назвать?

Земля дорогая?

Земля золотая?

Нет, лучше сказать ей: «Родная!»

Земля – наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее.

Ведь все, что мы любим,

Все создано ею –

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик, и ты…»

Беседа по вопросам:

 — Скажите, где мы с вами живем? (В России, Нижегородской области, город Арзамас).

 — Страна наша называется Россия, а всех людей, живущих в нашей стране, называют … (россияне).

  — Наша Родина большая и красивая страна. Каждый россиянин любит свою страну. За что вы любите нашу Родину?

 Воспитатель. Лучше нашей Родины нет. Спросите об этом у журавля, который пролетает над всей Землей.

Стихотворение «Лучше нет родного края»:

«Жура – жура — журавель,

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая Земля?

Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края!»

Беседа по вопросам:

— Наша страна находится на огромной планете. Как она называется? (Земля).

— Рассматривание глобуса, карты.

— Какие еще страны находятся на нашей планете?

— Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные

знаки, отличительные символы. Что это за символы? (Флаг, герб).

Воспитатель показывает флаги разных стран: Финляндии, Нидерландов, Америки, Украины, России, Японии и других стран мира.

— Который из них флаг российский? Как вы определили?

Послушайте стихотворение.

«Флаг России»

«Флаг у нас прекрасный –

Белый, синий, красный!

Белый – мир и чистота,

Синий – верность, небеса,

Красный – мужество, отвага…

Вот цвета родного флага»

— Люди придавали большое значение цветам флага. Что означает

белый цвет флага? (Чистоту совести, мир).

— Что означает синий цвет флага? (Верность и правду).

— Что означает красный цвет флага? (Мужество и отвагу).

 Воспитатель. По цветам флага можно рассказать о том, какие люди живут в нашей стране. Если красный цвет означает мужество и отвагу, значит, какие люди живут в России? (Мужественные. Отважные)

Воспитатель. А по синему цвету определите, какие люди живут в нашей стране?(Верные и правдивые)

Воспитатель. Если белый цвет означает мир, чистоту совести, то какие люди живут в России? (Миролюбивые, честные. Справедливые)

Беседа по вопросам:

— Кто изображен на гербе нашей страны в самом центре? (Двуглавый орел).

— Почему у него две головы? (Государство большое, и орел смотрит и на запад, и на восток нашей страны).

— Что на груди у орла? (Щит).

— Кто изображен на щите? (Всадник на коне).

— Как зовут всадника? (Георгий Победоносец).

— Что он держит в руке? (Копье).

— Зачем оно ему? (Чтобы победить черного змея)

Воспитатель. Черный змей символизирует зло, а отважный воин   Георгий Победоносец побеждает злого змея. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом! Когда люди относятся друг к другу по-доброму, то, какое у них тогда настроение? (Веселое. Счастливое. Жизнерадостное)

Воспитатель. Люди радуются мирному небу, яркому солнцу!

Давайте и мы порадуемся солнышку.

Физкультминутка

В нашей стране горы высокие, (руки вверх, на носочках)

Реки глубокие (присели),

Степи широкие (руки в сторону),

Леса большие (руками  описываем круг).

А мы  – ребята вот такие!

Воспитатель. Зачем нужны символы стране? (Чтобы отличаться от других стран)

Воспитатель. Страна – это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями.

Рассматривание иллюстраций.

— Где можно увидеть российский флаг?

— На границе, при въезде в нашу страну, над  государственными зданиями, на транспорте, на стадионах вовремя спортивных соревнований, Российский флаг мы видим в праздничные дни на улицах.

— Как называется часть флага, сделана из металла или дерева? (Древко).

— Как называется часть флага, сделанная из ткани? (Полотнище).

Дидактическая игра «Собери флаг из частей».

Отгадайте загадку.

«По ветру вьется полотно,

К шесту оно прикреплено,

У полотна три цвета,

Кто ответит, что это?» (Флаг).

— Нарисуйте и раскрасьте российский флаг.

Рефлексиятог.

О чем мы сегодня с вами говорили?

Для чего нужен флаг государству?

Воспитатель: если вам понравилось занятие и информация была интересной то похлопайте в ладоши. Если вы читаете что вам это было не интересно, скучно топотопайте ножками.

Литература:

1. ООП ДО МБДОУ д/с №42.
2. Алёшина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий/ Н.Н. Поддьяков. — М.: УЦ «Перспектива»,2011г.-269с.
3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М,: АРКТИ, 2003.
4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е.Мы живём в России. Гражданско патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа). М.: 2Издательство Скрипторий 2003»,2012.-112с.
5. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Г.А. Ковалева.- М.: АРКТИ,2005
6. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2004
7. Пословицы, поговорки, загадк/ Сост. А.Н. Мартыкова, В.В. Митрофанова М., 1986
8. Интернет ресурс nsportal.ru