«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Муравина Наталья Викторовна

Воспитатель

МКДОУ «Малышок»

г. Советск

 

 

На сегодняшний день к проблеме развития речи детей дошкольного возраста привлечено внимание многих российских и зарубежных психологов. И это очень актуально, так как для полноценного развития ребенка необходимо вовремя помочь ему справитьсясосложнымизадачамипосредствам своевременногои полноценного       познания       окружающегомира, чтоспособствует формированию у него речи.

К сожалению, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения: дети, да и взрослые все больше стали общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. Все эти отклонения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Одним из лучших способов развития речи ребенка дошкольного возраста считают произведения устного народного творчества.

Известно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя, дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи.

Внимание к проблемам речи детей дошкольного возраста мы находим в трудах многих ученых. Так К.Д. Ушинский считал, что нужно развивать «дар слова», т.е. умение отражать свои мысли, «учить облекать свои мысли в наилучшую форму». Идеальными образцами такой формы считает он, служат художественные произведения как народные, так и авторские. А.Е. Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, на народном творчестве.

Проблемой развития речи занимались такие ученые А.А. Леонтьев, А.С. Рубинштейн, О.С. Ушакова. Л.С. Выготский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». И я полностью согласна с ними. Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка.

В настоящее время проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались Илькова А.П., Политова Н.И., Кузьмина Н.П. и др. Павловой Л.И. сформированы некоторые принципы и методы работы с детьми раннего возраста в цикле статей «Фольклор для маленьких».

В детском саду предусмотрены такие средства развития речи:

свободное речевое общение;
культурно – языковая среда;
обучение родному языку и речи на специальных занятиях;
различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые);
художественная литература;
различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр);
использование произведений народного творчества;
взаимосвязь с семьей по речевому развитию.

Я считаю, что наиболее эффективным средством в развитии речи детей является народное творчество (фольклор).

Детский фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с обширной областью народных произведений обогащает чувства и речь детей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.   И хотя состоящий из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, но таящие в себе не малые богатства – речевые, смысловые, звуковые и содержат множество ступеней педагогического воздействия на детей.  

В течение многих веков фольклорные произведения любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Мудрые, доступные детям истины помогают им адаптироваться среди людей, овладеть опытом человеческих взаимоотношений. Большинство песенок, потешек, прибаутоксоздавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал и хранил, передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лирики и юмора.

Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формируют отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии, оказывают нравственное влияние – пробуждая в ребёнке чувства симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растёт ребёнок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. В.А.Сухомлинскийсчитал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Подобно тому, как навсегда запоминаются первые книжки, так память хранит и те мелодии, которые довелось услышать в ранние годы. Вот почему так важно, чтобы колыбельные песни, пестушки, прибаутки входили в жизнь в ту пору, когда человек особенно восприимчив ко всему прекрасному.

Идею использования народной культуры в дошкольном образовании активно поддерживали известные педагоги как Е.А.Усова, Е.И.Тихеева, Е.Н. Водовозова. В методике развития речи детского дошкольного возраста имеется немало исследований, посвящённых использованию фольклорных произведений в развитии речи детей: М.Г. Буняковой, Е.Н. Водовозовой, О.С. Ушаковой и др. Все они свидетельствуют о возможности использования фольклорных произведений в развитии речи детей. По мнению великого русского педагога К.Д.Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процессе обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Вслед за К.Д.Ушинским, его ученица Е.Н. Водовозова придерживалась принципам «народности воспитания», также была сторонницей использования в воспитании детей русской народной речи: сказок, потешек, песен и т.д., считая их богатейшим и ценным материалом развития речи ребёнка для воспитания любви к своему языку, народу, Родине. По словам А.П.Усовой «словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приёмами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа».

Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи на основе овладения детьми литературного языка своего народа.

 В дошкольном детстве происходит очень важный, уникальный для развития ребенка процесс овладения родным языком. Успехи в языковом развитии малыша в этот сравнительно короткий период поразительны. Чтобы обучение было более качественным, интересным, доступным для детей, я выбрала направление в своей работе: «Развитие речи детей через знакомство с народным творчеством».

Значимость работы моей темы заключается в разнообразии применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов. В работе использовались нетрадиционные формы и методы: стимулирующие детей к использованию малых фольклорных форм, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям.

Изучив и проанализировав опыты работы О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», М. Осениевой «Знакомство детей с русским фольклором».

Маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами (картинками, игрушками). Поэтому в моей группе первостепенной задачей стало обогащение предметно-развивающей среды.

Предметно-пространственная среда создана с учетом:

основных положений и принципов Концепции построения развивающей среды в ДОО, ФГОС ДО;
действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов для ДОО;
возрастных требований основной образовательной программы;
приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения.

Для детей образовательное пространство предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами. 

1) трансформируемость пространства даёт возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся и интересов, и возможностей детей.
2) поли функциональность материалов обеспечивает:

-возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

-наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

3) вариативность среды указывает:

-наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

-периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

4) доступность среды характеризуется:

-доступностью для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

-свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

5) безопасность предметно-пространственной среды обеспечивается соответствием всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (п.3.3.4. ФГОС ДО).

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных центров активности, оснащённых большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В группе в качестве центров активности имеются:

центр сюжетно-ролевых игр: развитие социально-коммуникативных способностей детей. В данном центре дети играют сюжетно-ролевые игры:

-«Супермаркет»: — имитаторы продуктов (пластиковые, деревянные), наборы овощей и фруктов, гастрономических продуктов, бакалеи; кукольные одежки, которые можно достать из шкафа и разложить на прилавке. 

-«Салон красоты»: фены, бигуди, щипцы для завивки, небольшие небьющиеся флаконы из-под духов, шампуней и др.

-«Гараж»: грузовые и легковые автомобили, автомобили специального назначения, автобусы, лодочки и катера разных размеров, самолет и вертолет, игрушечные инструменты.

-«Кухня»: кастрюли, сковородки, тарелки, вилки, ложки, ножи, кружки кухонная утварь;

-«Спорт»: мячи, скакалки, обручи, кольцеброс, кегли, гантели и т.д.

-«Больница»: аптечка с инструментами, больничная кушетка, медицинские халаты и колпаки

-Настольные развивающие игры: пазлы;

-Конструктивные игры: блоки Дьенеша; палочки Кюизенера; кубики «Сложи узор»; мозаика; конструктор Лего.

 

центр речевого развития «Речевичок» (чтение художественной литературы, развития речи, грамоты) — в данном центре активности происходит обогащение активного словаря, развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, звуковой культуры речи.
художественная литература для чтения детям;
картотеки пословиц; поговорок
картотека словесных игр;
схемы-алгоритмы для обучения рассказыванию,
мнемотаблицы для заучивания стихов;
картины, иллюстрированный материал, плакаты для рассматривания;
настольно-печатные игры (лото, домино);
нормативно-знаковый материал;
игры на развитие мелкой моторики;
развивающие игры («Найди по описанию», «Что сначала, что потом», шнуровки, вкладыши и др.);
игры-забавы.

Дидактические игры:

 

«Найди по описанию»

«Большой маленький», «Один много»

«Истории в картинках», «Расскажи сказку»

игры на развитие мелкой моторики;

 

В книжном уголке имеется подборка книг со сказками и потешками. Дети с удовольствием вместе со мной рассматривают книги, иллюстрации к русским народным потешкам, песенкам, сказкам. Чтобы поддерживать интерес всех детей к книге, задаю вопросы-загадки: «Кто, кто придет?», «Кто, кто найдёт красивые серёжки в ушах у кошки?» или «Кто, кто тушить пожар бежит?». 

Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение словосочетаний из сказок и потешек, по которым можно учить ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине: «Вот и люди спят, вот и звери спят», «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко встало, утро настало», «Маленькая птичка прилетела к нам», «Выросла репка большая». 

В конце третьего года дети начинают понимать юмор. Чаще всего смешным для них бывает то, что выходит за рамки обычных представлений. Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю небылицы, дразнилки, шутливые диалоги. В ходе занятий по фольклору с детьми использую наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации) с помощью которых создается развёрнутая картина действий.

центр драматизации «Колобок» (музыкальный центр, театральный центр)— в данном центре активности происходит развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира.

 

Одним из главных приёмов наглядности является приём инсценированияпроизведения. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая – зрители, а потом наоборот. Для инсценировок использую потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Игры-инсценировки способствуют развёртыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Дети не только проговаривают прибаутки, потешки, но и передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста, мимики. Показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, осторожно ходит котик, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах. Такие инсценировки – это целая живая картина.

В интерьер группы внесены элементы русского фольклора: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы, различные виды театров. В группе имеется настольный, пальчиковый театр «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка», а также театр рукавичек. Обязательным элементом стал «Уголок ряженья», с помощью родителей сшили сарафаны, рубашки, короны, изготовили кроватку-качалку, в которой спит кукла. А также оформила картотеки: «Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста», «Русские народные песенки, потешки, прибаутки, заклички», «Пальчиковая гимнастика для детей младшего дошкольного возраста», основанная на фольклорном материале. Также вместе с родителями сшили шапочки для инсценировки сказок и потешек.

Эпизодическое внесение тканевых ковриков, сундучка с интересными вещами, кроватки с младенцем, предметами быта (горшочек с деревянной ложкой, посуда) — все это оживляет общение, создает своеобразный диалог между прошлым и настоящим, помогает ввести детей в игровую ситуацию фольклорного произведения, создает настрой на эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым.

центр настольных игр и математики «Игротека» — данный центр активности способствует развитию логического мышления, воображения, сенсорные способности, памяти.

Дидактические игры:

«Геометрические формы»

«Палочки Кюизенера»

«Сложи узор»,

Игры Воскобовича

Лото «Фигуры и форма»,

«Формы», «Цвета», Лото

«Ассоциации»,

Игра «Ищем сходства и различия»,

«Что к чему»,

«Парочки»,

 

Логические игры:

«Логическое домино», «Логические Блоки Дьенеша.

 

центр детского творчества: «Творческая мастерская» — данный центр активности способствует развитию интереса к различным видам изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисованию).

Используя фольклорные произведения и в продуктивной деятельности. Например, малыши коллективно лепили зернышки для цыплят. Курочка созвала и накормила цыпляток зернами. Дети, сразу подхватывают игру, вспоминают хорошо знакомую потешку «Вышла курочка гулять.

центр науки и естествознания: «Почемучка»- (центр экспериментирования, центр природы) — в данном центре активности происходит ознакомление детей с многообразием природного окружения. Дети знакомятся с сезонными изменениями природе, расширяют представления о растениях и животных; происходит сенсомоторное развитие, развитие естественно — научных представлений, логического мышления

Развитие трудовой деятельности

фартуки, тазики, лейки, тряпочки, опрыскиватель,

инструменты для ухода за растениями;

лопатки, детские грабли;

Наглядные пособия:

«Дикие и домашние животные»; «Природа ХМАО Югры»; «Живая и неживая природа» 

Тематические альбомы:

«Животные»;

«Птицы»;

«Дикие грибы и ягоды»;

«Обитатели рек и водоемов»;

«Времена года»;

«Планета Земля»

 

Дидактические игры:

«Собери картинки» (овощи, фрукты, животные)

«Кто где живет»

Лото «Растения – животные»

Лото «Найди тень»

Лото «Фрукты, овощи, ягоды, грибы»,

Лото «В деревне»

Лото «Времена года»

Лото «Домашние животные»

центр конструирования — развитие конструктивных и сенсомоторных навыков.

На занятиях по конструированию дети строили разнообразные домики-теремки. При обыгрывании постройки отвечали на вопросы: «Кто постучался в твой теремок?», «Как он попросился жить в твой теремок?».  Дети самостоятельно переносили действия и разговор персонажей хорошо знакомого произведения на совершенно другие игрушки: куклы, матрешки, уточки.  Интонацией своего голоса пытались передавать характер того или иного персонажа: за уточку поют тонким голосом, за матрешку – обыкновенным, за медведя грубым. При повторном строительстве домика, обыгрывали постройку потешками: «Кошка в окошке рубашку шьёт», «Курочка в сапожках избу метёт».

 

центр безопасностиспособствует развитию навыков по безопасности на дорогах, на улице и пожарной безопасности.

Картотеки:

Электроприборы;

Транспорт;

Дикие животные;

Люди и эмоции

 

Тематические альбомы:

«Природа ХМАО Югры»;

«Грибы и ягоды»;

«Такие разные животные»;

«Кто хороший, кто плохой?»

 

Дидактические игры:

Лото «Дорожные знаки»;

«Правила дорожного движения для малышей»

«Правила дорожного движения и поведения в транспорте»

«Скажи наоборот»;

«Что сначала, что потом?»;

«Что лишнее?»

 

Атрибуты: дорожные знаки; «зебра»; костюмы водителей, инспектора ГИБДД, Раскраски по ПДД.

 

центр патриотического воспитаниявоспитание любви к нашей общей Родине – России, обучение детей бережному отношению к самым близким: семье, дому, к тому

Тематические альбомы:

«Наша армия»

«Моя семья»

«Мой город»

«Природа ХМАО Югры»

 

Дидактические игры:

«Сложи матрёшку»; «Подбери узор»

Художественные произведения:

Русские народные сказки; месту, где родился, природе, которая тебя окружает.

центр здоровья «Здоровячок» — физическое развитие.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Самые любимые игры для детей – это народные подвижные игры, в основе которых содержатся простейшие попевочки.

Алгоритм для запоминания последовательности культурно гигиенических навыков;
Художественная литература;
Игрушки-персонажи;
Настольные игры соответствующей тематики;
Иллюстративный материал, картины, плакаты;

Материал для закаливающих мероприятий:

Дорожки для профилактики плоскостопия.

Спортивный инвентарь: скакалки, канат, кегли, мячи разных размеров, колючие мячики, обручи (большие и маленькие), мешочки с песком, кубики разных размеров, колечки, ленточки, флажки, разноцветные маски для подвижных игр, кольцеброс, дарцс мячиками.

Развивающая предметно-пространственная среда выступает как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. В группе в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому мы (педагоги), заручившись поддержкой родителей,постоянно обновляем игровую среду, чтобы пробудить у малышей желание ставить и решать игровые задачи. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ.

Важнейшие образовательные ориентиры:

обеспечение эмоционального благополучия детей;
создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
развитие детской самостоятельности;
развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Центры активности открыты ежедневно, материалы в них дополняются, заменяются по мере необходимости и по мере продвижения в изучаемой теме, постепенно наполняясь продуктами детской деятельности и совместного творчества взрослых и детей.  То, что ребенок не захотел, не сумел, не успел сделать сегодня, то, что привлекло его внимание в работе других детей, он может сделать завтра и в любой другой день, так как центры активности открыты всегда.

Организуя групповое пространство и подбирая материалы для занятий, мы анализируем свою предшествующую работу.  

В центрах активности подбираются разнообразные материалы, которые дети могут использовать, проявляя нестандартный и творческий подход.

Центры активности:

отражают реальный мир;
побуждают к дальнейшим исследованиям;
соответствуют интересам и уровню развития ребенка;
обеспечивают его дальнейшее развитие;
имеются в достаточном количестве;
доступны и привлекательны;
систематизированы и снабжены надписями и символами.

Одним из важнейших направлений в нашей деятельности по развитию речи детей является взаимодействие с родителями.

Ребенок много времени находится вне детского сада: в кругу семьи, со сверстниками во дворе и т.д. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в детском саду, но и в семье. Оформляем для родителей консультации, повышающие уровень знаний о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания. Например:

Папки «Пальчиковая гимнастика» (на фольклорном материале);
«Русские народные игры для малышей»;
Проведено собрание на тему «Использование народного фольклора в развитии речи детей».
Используемые нами на занятиях с детьми потешки, дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры мы предлагаем родителям в виде памяток, буклетов, рекомендаций для закрепления дома. 

Видя заинтересованность педагога в работе с детьми, получая систематически информацию, касающуюся речевого развития детей, родители тоже становятся более активными, начинают осознавать важность речевого развития и помогают в изготовлении дидактического материала, который используется на занятиях и в свободной игровой деятельности.

Исходя из результатов проведенной работы, я сделала вывод, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности. В результате целенаправленного и систематического использования фольклора на занятиях и в повседневной жизни добилась положительных результатов в работе по данной теме, 

Дети стали эмоциональнее, активнее, свободно выражают свои просьбы и пожелания. 
Расширился и обогатился словарный запас детей, речь стала более четкой, внятной.
Дети отвечают на простые вопросы, легко общаются друг с другом. 
Охотно играют вместе, развёртывают небольшие пока сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются использовать их самостоятельно.

Работа по данному направлению еще не завершена. В перспективе своей деятельности вижу необходимость продолжить работу по развитию речи детей средствами устного народного творчества, а также развивать речь детей через театрализованные игры.

Литература

1. Аникин В.П. «Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор» – М.: Учпедгиз, 1957 г.

2. Бахметьева Т.И. «Детские частушки, шутки, прибаутки» Я.: «Академия развития» 2005г.

 3. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» — В.; «Учитель», 2006г.

4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами трёх лет» Я.: «Академия развития», 2002 г.

4. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» – М.: Просвещение, 2004г.

5. Куприна Л.С., Бударина Т.А.   «Знакомство детей с русским народным творчеством»: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. — С.Пб: «Детство – Пресс» 2001г.

 6. «Путешествие по Стране Загадок» /Составитель: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000 г.

7. Павлова Л.Н. «Фольклор для маленьких» Дошкольное воспитание– 1990 г. № 12, 1991 г. № 6, 1990 г. № 7.

8. Романенко Л. «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей». Дошкольное воспитание. – 1990 г. № 7.

9. Тарасова Т. «Мальчик – пальчик, где ты был?» Дошкольное воспитание 1995 г. № 12 г.