Комиссарова Татьяна Юрьевна,
педагог дополнительного образования, ГКУСО РО «Шолоховский центр помощи детям» х.Калининский.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, нормативно правовых документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Концепция духовно- нравственного развития личности гражданина России. – М. Просвещение, 2010;
Видеть красоту предметов декоративно — прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.» Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Народное декоративно-прикладное искусство-неиссякаемый источник творчества. Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Актуальность программы состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области современного художественного искусства, а также в ее практической направленности. Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и изучения самых современных видов творчества: декупаж, «квилинг», использование других природных материалов для создания произведений искусства и др. Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью формирования у обучающихся потребности в постоянном самообразовании, повышении общей культуры, расширении кругозора, создании условий для творческой практической деятельности обучающихся.
Цели программы:
-развитие интереса детей к изобразительной деятельности и творческой активности в процессе освоения различных художественных техник.
-формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры
-развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно — прикладного искусства.
Задачи программы
Обучающие:
— закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
— знакомить с основами знаний в области композиции, декоративно – прикладного искусства;
— раскрыть истоки народного творчества;
— формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
-привитие необходимых навыков изготовления изделий и изучение приемов работы разных школ народного мастерства;
— совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
— приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
— пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
— развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
— формирование творческих способностей, духовной культуры;
— развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
— развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
— развивать творчески активную личность.
Воспитывающие:
— воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
— воспитывать уважение и бережное отношение к народной культуре и творчеству народных мастеров.
— добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Организация деятельности кружка.
Программа работы кружка «Очумелые ручки» рассчитана на 1 год. Кружок комплектуется из воспитанников 8 — 15 лет. Количество детей в группе для освоения программы — 8 человек.
Режим работы кружка – 2 занятия в неделю по 1,8 часа.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные, так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; в оформлении зала для проведения праздничных утренников.
Характеристика ожидаемых результатов:
1) название и назначение материалов — бумага, ткань, пластилин;
2) название и назначение ручных инструментов и приспособлений – ножницы, кисточка для клея, игла;
3) правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу обучения учащиеся должны получить знания:
-о материалах, инструментах, о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов,
-о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека,
-о видах прикладного искусства (лепка, роспись, плетение)
-о русских народных промыслах,
-о способах аппликации (ткань, бумага, яичная скорлупа)
-о плетении из бумажных трубочек.
Умения:
-последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала),
-работать нужными инструментами и приспособлениями,
-применять различные способы лепки, плетения, аппликации.
— анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
— правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
— соблюдать правила безопасности и личной гигиены;
— экономно размечать материалы.
Структура программы
Программа кружка «Очумелые ручки» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала блоками. Каждый блок предусматривает знакомство с историей возникновения данного вида декоративно-прикладного искусства. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением в жизни .Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, индивидуальных занятий, а также их самостоятельной творческой деятельности.
В программу включены следующие разделы:
1.Декоративно-прикладное исскуство- введение
2.Плетение из газетных трубочек
3.Аппликация из различных материалов
4.Волшебный бисер
5.Мастерская Деда Мороза
6.Изготовление панно из круп и семян.
7.Декупаж
8.Квиллинг
Каждый раздел программы содержит: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение творческих работ. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: эскиз; воплощение в материале; выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Также программа предусматривает индивидуальную работу с детьми
Итог творческих достижений: выставки по разделам программы, конкурсы работ, участие в конкурсах района и области.
- Конспект занятия по теме «Использование программ-аниматоров. Работа с Ulead Gif Animator» по программе «Юный мультипликатор» первый год обучения (50%)
- Экологический проект по теме «Зеленый островок (50%)
- Современные формы организации занятий по робототехнике в дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (50%)
- Сценарий открытого мероприятия по правилам дорожного движения «К движению – с уважением!» (50%)
- Педагогический опыт «Создание обучающимися электронного учебно-технологического комплекса» (50%)
- «Радиационная, химическая и биологическая защита (РХБ). Средства индивидуальной защиты» (RANDOM - 50%)