Холина Зоя Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Коротоякская СОШ Острогожского района, Воронежской области.
Использование интерактивных форм и методов обучения требует реализации и инновационных подходов к контролю и оцениванию знаний и умений деятельности обучающихся, в первую очередь, дифференцированного, индивидуального, личностно — ориентированного, технологического, диагностического. Реализация данных подходов предполагает оценку деятельности учащихся в соответствии с уровнями усвоения ими знаний.
Первый уровень (узнавание) — обучающийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками.
Второй уровень (репродуцирование) — обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал.
Третий уровень (продуктивная деятельность) — обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью.
Четвертый уровень (творческая деятельность, трансформация) — обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.
Поиск новых способов стимулирования учебного труда обучающихся, принцип «личной выгоды», набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы к оценке их деятельности. В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества.
Прежде всего, результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором. Дополняясь принципом добровольности обучения (значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих учеников средства принудительного обучения должна превратиться в способ рационального определения личного рейтинга — показателя значимости (веса) человека в школьном сообществе.
Любая образовательная технология предполагает контрольно-оценочную деятельность. Насколько несовершенна пятибалльная система оценивания, как чувствительна для психического состояния ребенка «двойка», — общеизвестно. В эффективных образовательных технологиях промежуточная отметка отсутствует, и каждому ребенку дается время на достижение качественного результата, что снижает стрессовость учебного процесса. В первые полтора года учёбы детей в школе при безотметочном обучении я использую такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка.
Это и условные шкалы с результатами выполненной работы по определенному критерию, графики, таблицы и «Листы индивидуальных достижений», в которых отмечаются продвижения ребёнка, уровни учебных достижений по разным предметам. Учитель отмечает положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами, но не допускает сравнения успешности работ разных учеников между собой. В моей работе проблема «стыковки» безотметочного обучения и традиционного оценивания осуществляется безболезненно. Я считаю, что оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося, но и оценка творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни. Интересен опыт использования наград (карточек с картинками) за хорошо выполненное задание, затем получение звезды за 10 наград и определение победителя по количеству звёзд.
В классе существует «Волшебное царство улыбок» (красивая коробка с прорезью). В неё дети опускают заработанные «улыбки» с именем ученика, сделавшего что-то очень хорошее. Меня радует, что порой ребята сами предлагают подарить «улыбку» отличившемуся ученику. «Улыбки» получают не только за хорошие знания, но и просто за добрые дела и поступки. Победитель определяется по количеству собранных «улыбок», поэтому каждый старается показать себя с лучшей стороны, быть воспитанным и старательным. Информацию об индивидуальном развитии ребёнка можно получить в портфолио, которое есть у каждого ученика. Оно представляет собой подборку личных работ ученика (творческие работы, сообщения, сочинения, поделки, грамоты и др.)
Часто взрослые пытаются «сделать» ребенка таким, каким они хотят, мечтают его видеть. Даже намечают перед собой планы и на их основе разрабатывают программу деятельности, забывая, что «вишня не станет яблоней». Во время гуманистического образовательного процесса главным становится осознание того, что мы имеем дело с живым индивидуумом, который в своем роде единичный, редкий, исключительный, и мы не имеем права запрещать ему быть похожим на себя или копировать кого-то другого только из-за того, что тот (другой) нам нравится. Если в детские годы для ребенка будут обеспечены условия для самопознания, самореализации и саморазвития, то возможно сформировать счастливого человека.
Оценивать ребенка означает доверять ему, видеть в нем только ему свойственное, особенное, уникальное и никогда его не сравнивать с другими, учить не отчаиваться, что он не похож на других. В результате этого ребенок в своих отношениях сам себя примет как ценность и станет сильным, деловым и уверенным. Несомненно, чтобы ребенок принимал себя таковым, вокруг него нужно образовать доброжелательную, терпеливую атмосферу, в которой формируются необходимые и важные для существования в современном обществе навыки сотрудничества.
- Обновление содержания иноязычного образования в условиях реализации общеобразовательной инициативы «Наша новая школа» (50%)
- Выступление на педагогическом совете по теме: «Педагогические технологии в системе реализации ФГОС» (50%)
- Выступление на педагогическом совете по теме: «Организация познавательной деятельности на уроках математики» (50%)
- Выступление на методическом совете по теме: «Метапредметный подход на уроках математики» (50%)
- «Психологическая готовность ребёнка к школе» (50%)
- Эссе «Моя педагогическая философия» (RANDOM - 50%)