«Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся»

Холина Зоя Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Коротоякская СОШ Острогожского района,  Воронежской области.

Использование интерактивных форм и методов обучения тре­бует реализации и инновационных подходов к контролю и оцени­ванию знаний и умений деятельности обучающихся, в первую оче­редь, дифференцированного, индивидуального, личностно — ориентированного, технологического, диагностического. Реализация данных подходов предполагает оценку деятельности учащихся в соответствии  с уровнями усвоения ими знаний.

  Первый уровень (узнавание) — обучающийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формаль­ное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешни­ми, поверхностными характеристиками.

   Второй уровень (репродуцирование) — обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный ма­териал.

    Третий уровень (продуктивная деятельность) — обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет свя­зать изучаемый материал с практикой, с жизнью.

   Четвертый уровень (творческая деятельность, трансформация) — обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.

       Поиск новых способов стимулирования учебного труда обу­чающихся, принцип «личной выгоды», набирающий силы в обуче­нии и воспитании, определяют иные подходы к оценке их деятель­ности. В системе диагностирования оценка как средство стимули­рования приобретает новые качества.

Прежде всего, результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим факто­ром. Дополняясь принципом добровольности обучения (значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих учеников средства принудительного обучения должна превратить­ся в способ рационального определения личного рейтинга — показателя значимости (веса) человека в школьном сообществе.

Любая образовательная технология предполагает контрольно-оценочную деятельность. Насколько несовершенна пятибалльная система оценивания, как чувствительна для психического состоя­ния ребенка «двойка», — общеизвестно. В эффективных образова­тельных технологиях промежуточная отметка отсутствует, и каж­дому ребенку дается время на достижение качественного результа­та, что снижает стрессовость учебного процесса. В  первые полтора года учёбы детей в школе при безотметочном обучении я использую такие средства оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка.

Это и условные шкалы с результатами выполненной работы по определенному критерию,  графики, таблицы и «Листы индивидуальных достижений», в которых отмечаются продвижения ребёнка, уровни учебных достижений по разным предметам. Учитель отмечает положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами, но не допускает сравнения успешности работ разных учеников между собой. В моей работе проблема  «стыковки»  безотметочного обучения и традиционного оценивания осуществляется безболезненно. Я считаю, что оцениванию  должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося, но и оценка творчества и инициативы во всех сферах  школьной жизни. Интересен опыт использования наград (карточек с картинками)  за хорошо выполненное задание, затем получение звезды за 10 наград и  определение победителя по количеству звёзд.

В классе существует «Волшебное царство улыбок» (красивая коробка с  прорезью). В неё дети опускают заработанные «улыбки» с именем ученика, сделавшего что-то очень хорошее. Меня радует, что порой  ребята сами предлагают подарить «улыбку» отличившемуся ученику. «Улыбки» получают не только за хорошие знания, но и просто за добрые дела и поступки. Победитель определяется по количеству собранных «улыбок», поэтому каждый старается  показать себя с лучшей стороны, быть воспитанным и старательным. Информацию об индивидуальном развитии ребёнка можно получить  в портфолио, которое есть у каждого ученика. Оно представляет собой подборку личных работ ученика (творческие работы, сообщения, сочинения, поделки, грамоты и др.)

Часто взрослые пытаются «сделать» ре­бенка таким, каким они хотят, мечтают его видеть. Даже намечают перед собой планы и на их основе разрабатывают программу деятельности, забывая, что «вишня не ста­нет яблоней». Во время гуманистического образовательного процесса главным стано­вится осознание того, что мы имеем дело с живым индивидуумом, который в своем ро­де единичный, редкий, исключительный, и мы не имеем права запрещать ему быть по­хожим на себя или копировать кого-то дру­гого только из-за того, что тот (другой) нам нравится. Если в детские годы для ре­бенка будут обеспечены условия для само­познания, самореализации и саморазвития, то возможно сформировать счастливого че­ловека.

Оценивать ребенка означает доверять ему, видеть в нем только ему свойственное, особенное, уникальное и никогда его не сравнивать с другими, учить не отчаиваться, что он не похож на других. В результате этого ребенок в своих отноше­ниях сам себя примет как ценность и станет сильным, деловым и уверенным. Несомненно, чтобы ребенок принимал себя таковым, вокруг не­го нужно образовать доброжелательную, терпеливую атмосферу, в которой формируются необходимые и важные для сущест­вования в современном обществе навыки сотрудничества.