«Психологическая готовность ребёнка  к школе»

Холина Зоя Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Коротоякская СОШ Острогожского района,  Воронежской области.    

Психологическая готовность к обучению в школе включает качества личности ребёнка, помогающие  ему войти  в  коллектив класса, найти своё место в нем, включиться в общую деятельность.

Основания преемственности обеспечивают общую психологическую готовность к школе и являются ориентирами дошкольного образования и исходными ориентирами начального образования. К ним относятся:

-развитие любознательности, как основы познавательной активности, обеспечивающей интерес к учёбе, произвольности поведения;

-развитие умственных способностей, обеспечивающих успех в различных видах деятельности;

-развитие творческого воображения;

-развитие умения общаться с взрослыми и сверстниками.

Психолого-педагогическое понятие «готовность к обучению» ориентирует на достижение ребёнком, прежде всего, определённого уровня развития познавательно-интеллектуальной, волевой и социальной сфер личности. Важная сторона психологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развития ребёнка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой, отличающих шестилетних детей, является соподчинение  мотивов, которое даёт ребёнку возможность управлять своим поведением, и которое необходимо для того, чтобы сразу же придя в 1 класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой  и учителе.

В дошкольный период происходит закладка дальнейшего потенциала ребёнка и  происходит (или не происходит) формирование познавательной мотивации, а следовательно, закладывается фундамент отношения к процессу учения в принципе (в общем виде). В результате уже в дошкольном возрасте мы можем получить достаточно устойчивое  нежелание учиться. И встречаются дети, уже уставшие от учения в детском саду  и получившие опыт собственной неуспешности  в том процессе, что является причиной формирования отрицательной мотивации. Их называют «дети с потухшими глазами».

Развитие умственных способностей имеет первостепенное значение при обучении детей в школе. Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс: это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных навыков знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.

Умственные способности – это те психические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использовать для решения разнообразных задач.

Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Готовность ребёнка к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребёнку необходим известный запас знаний об окружающем мире. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками, традиционно относящимися к собственно школьным, — грамотой, счётом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения.

Что же касается навыков чтения, счёта, решения задач, то их полезность зависит от того, на какой основе они построены, на сколько правильно сформированы. Так, навык чтения повышает уровень готовности ребёнка к школе только при условии, если он строится на базе развития фонематического слуха и осознания звукового состава слова, а само чтение является слитным или послоговым. Так же обстоит дело со счётом – он окажется полезным, если опирается на понимание математических отношений, значения числа.

Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребёнка, особенности развития его интересов.

Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделяли достаточного внимания.

Формированию устойчивых познавательных интересов способствуют условия систематического дошкольного обучения. Уровень развития познавательной деятельности,  который может быть достигнут детьми к концу дошкольного возраста и  который достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя, кроме произвольного управления этой деятельностью и  определённые качества восприятия и мышления ребёнка.

Учебная программа рассматривается мной как условие, благодаря которому развиваются  познавательные способности и сама личность ребёнка  старшего дошкольного возраста. Велико значение  воспитания и развития личности каждого ребёнка, необходимо учитывать индивидуальные способности, темп развития, формирование способностей в разных видах деятельности, воспитания высокой культуры, высших чувств (интеллектуальных, эстетических, нравственных), воспитания способностей к сопереживанию, ответственности и многое другое.

Позиция – воспитывая обучаем, обучая воспитываем, — должна быть исходной для построения всей системы воздействия на ребёнка. Очень важно, чтобы учитель знал общие закономерности психического развития ребёнка, а также причины, обусловливающие многообразные индивидуальные различия детей, которых он примет для того, чтобы обучать, воспитывать и любить.