Педагогическая  концепция «Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов через создание положительных эмоциональных ситуаций»

Холина Зоя Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Коротоякская СОШ Острогожского района,  Воронежской области.

Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных учёных. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы ещё очень незначительны.

Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создаёт большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками. Качество обучения зависит от познавательного интереса, избирательной, целеустремлённой направленности ученика на приобретение тех или иных знаний.

Строя учебно-воспитательный процесс, я учитываю гносеологию, теорию познания, извечную формулу: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Многолетний опыт подсказывает: хочешь добиться хороших результатов — соблюдай принципы обучения. Один из них — систематичность.       Организация учебного процесса в начальных классах отличается многоплановостью, многообразием используемых предметов, методов, форм. Всё зависит и от предмета, который преподаёшь.

В своей концепции остановлюсь на некоторых моментах развития познавательного интереса, мышления и речи у учащихся начальных классов.  Например, методическая концепция развивающего обучения математике в начальной школе выражает необходимость целенаправленного и непрерывного формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе усвоения математического содержания. Активное включение приёмов умственной деятельности в процесс усвоения математических знаний, умений и вычислительных навыков позволяет рассматривать:

1.Способы организации учебной деятельности школьников.

       2.Способы познавательной деятельности ребёнка, которые становятся достоянием субъекта, характеризуя его интеллектуальный потенциал.

  1. Способы включения в познавательную деятельность различных типов памяти (двигательной, эмоциональной, образной, вербальной), произвольного и непроизвольного внимания, эмоции.

Активизация познавательной деятельности предполагает участие в ней ученика как субъекта, а это возможно лишь в том случае, когда у него сформировано одно из ведущих качеств личности – познавательная активность. Эта черта личности проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно – познавательной цели. Необходимость формирования познавательной активности заставляет меня искать средства активизации и управления учебно – познавательной деятельностью.                    Эффективность развивающего обучения проявляется, прежде всего, в активизации учебной деятельности школьников.

По справедливому мнению психологов, « есть такое общее психологическое правило: усвоение знаний происходит в активной умственной деятельности учащихся. Ученик должен не просто запоминать правила или определения понятий, а «добывать» и осмысливать эти знания в посильной самостоятельной работе. Полученные таким путём знания во много раз лучше запоминаются и усваиваются, чем механически заученные».

Активизация учебной деятельности учащихся выражается главным образом в том, что основными в их работе по усвоению новых знаний становятся творческая переработка в сознании учеников получаемой научной информации и решение поставленных перед ними познавательных задач.

Активизация познавательной деятельности достигается в условиях тесной связи теории и практики в обучении. Закрепление, обогащение и систематизация знаний осуществляются в процессе их осознанного применения. Частые переходы от теории к практике и наоборот являются одним из условий развития учащихся, успешного овладения знаниями.

Активизация учебной деятельности школьников связана с применением большого многообразия форм проверки знаний, наблюдением за ходом всей учебной работы школьников на уроке, проведением контрольных письменных работ.

Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности, я считаю, является ПООЩРЕНИЕ. В первые годы обучения у ребёнка ещё мал опыт познавательной деятельности, недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. В своей педагогической практике я постоянно  помню о неустойчивости мотивов учения, особенно познавательных. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании.

Американский психолог Э.Торндайк, сравнивания механизм действия поощрений и наказаний, приходит к выводу, что награды имеют тенденцию поддерживать и усиливать любую связь, ведущую к ним, что чувство удовлетворённости, которые вызывает поощрение, намного сильнее, чем чувство, вызванное наказанием.

Возрастные и психологические особенности младшего школьного возраста указывают на необходимость использования поощрений для достижения активизации  учебного процесса.

В.А.Сухомлинский, рассматривая возможности поощрения, отмечал, что успех у шестилетних детей и во всей начальной школе зависит от того, на сколько учитель опирается на эмоции ребят.

Ш.А.Амонашвили не только обосновал ряд функций поощрения, но и определил механизм действия. Эту оценочную роль он образно описывает следующим образом: «Со своего «наблюдательного пункта» поощрение в форме оценки вместе с контролем зорко следят за каждым шагом решения учебно-познавательной задачи, сверяют эти шаги с заранее построенным планом деятельности, соотносят результаты намеченными эталонами, ободряют каждый правильно сделанный шаг.

Работая учителем начальных классов, Я всегда испытываю потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным и успешным. В свою работу я вношу рекомендации учителей-новаторов,  методы и приемы создания положительного эмоционального фона учения и развития креативности  детей, которые подсказывают мне мой опыт работы, особенности классного детского коллектива и ежемесячные научно – методические издания.  В результате поисков, раздумий, практической работы у меня сложилась собственная концепция об учебно-познавательной деятельности учащихся. В основе ее лежит убеждение, что ребенок -главная ценность общества, выше которой ничего быть не может.

Еще Ян Амос Коменский призывал сделать труд   школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение-это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.

Все чаще приходится слышать от учителей, что дети неактивны на уроках, их трудно заинтересовать.

Использование различных приемов активизации мыслительной деятельности позволяет лишь на некоторое время заинтересовать детей. А как сделать. чтобы весь урок запомнился детям, чтобы он был интересным? Позволяет решать эту проблему  умелое включение игры в процесс  обучения  игры.                                                        

Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятие усталости.

Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников в   практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий  учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов. Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребенка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного  умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С.Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», я стараюсь  умело использовать игру на уроке.

Наиболее часто я применяю в своей практике урок – сказку, урок – конкурс, урок – путешествие, урок – игру, во внеклассной работе – игру – практикум.

Чтобы организовать УРОК-ИГРУ, я планирую свою деятельность, чтобы   игровой сюжет проходил через весь урок.

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ требует большой предварительной подготовки, специального подбора материала, логической увязки каждого упражнения с идеей урока. Но эффект таких уроков колоссален. Нет ни одного скучающего ребенка на уроке и нет необходимости напоминать о дисциплине. Урок-путешествие проводится на каком-либо виде транспорта .Например, если выбирается автобус, то сначала дети-пассажиры должны  «купить билет». Для этого выполняют вычисления: набрать монеты на заданную сумму или решить задачу на зависимость величин цена, количество, стоимость.Чтобы правильно занять место в автобусе ,детям предлагается записать примеры в два столбика по какому-либо определённому признаку. Решив примеры, каждый узнает соё место (номер места). По ходу путешествия дети ведут путевые заметки, т.е. решают различные задачи и примеры. Маршруты путешествия могут быть разнообразные: по городам, по планетам , по сказкам и др.

На УРОКЕ-СКАЗКЕ захватывающий  сюжет вводит детей в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным. Это уроки изучения нового материала и закрепление ранее изученного. Можно совместить возможности  двух видов урока и провести путешествие на определенном транспорте по выбранному маршруту.

В планы своих уроков я включаю игровые моменты. Например, использую на разных уроках пособие «солнышко с лучами». На лучах написаны следующие этапы-станции: Проверяй-ка, Знай-ка. Думай-ка, Угадай-ка, Сосчитай-ка, Поиграй-ка и др.   Как только мы выполним  написанное на лучике, то переходим к следующему этапу урока, использую на  уроке 5-7 лучиков, в зависимости от изучаемой темы.

Часто приходится слышать мнение о том, что дети, даже идущие в школу с желанием, вскоре утрачивают его. Почему так происходит? А потому (это моё личное мнение), что как только ребёнок попадает в школу, ему навязывают целую вереницу противопоставлений. У него была беззаботная, почти праздничная жизнь, а теперь сплошь работа и обязанности. Не эта ли истина и убивает у ребёнка стремление учиться и даже просто ходить в школу? Поэтому, на мой взгляд, начальная школа должна сохранить элемент праздника, радости в душе маленьких учеников. Она должна быть насыщена открытиями, которые будут звать детей в класс, тогда, и запомнятся эти годы счастья надолго.

Активная позиция учащихся на уроках, их интенсивная интеллектуальная деятельность являются как условием, так и следствием  формирования интереса к учению. Желание узнавать новое, умение высказать свое мнение, уверенность и твердость в отстаивании своей точки зрения, самостоятельность и критичность-эти качества очень важны в воспитании личности младшего школьника,  его интереса к учению, к знаниям.

Список используемой литературы:

  1. Амоношвили Ш.А.. Обучение. Оценка. Отметка: Москва,1980.
  2. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение,2005.
  3. Волина В.В. Учимся играя –М : новая школа,2004.
  4. Истомина В.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. — М.:Просвещение,2005.
  5. Кузнецова Л.В. Ситуация успеха.- Ж. «Нач. кл.» №4, 2003.
  6. Куньневич С.В. Воспитательная работа в начальной школе. -Ростов на Дону,ТЦ,2011
  7. Работаем по системе Л. В. Занкова. Сост. Н.Н.Климук. — Воронеж,1999.
  8. Стрезикозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. -М.:Просвещение.1996.
  9. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. Киев.1992.
  10. Талызина Н.Ф.Формирование познавательной деятельности младших школьников. — М.: Просвещение,1998.
  11. Торндайк Э. Процесс учения у человека. — М.,1975.