План – конспект открытого занятия «Праздничный костюм крестьянки»

Бровко Светлана Александровна, преподаватель Шумской детской школы искусств, р.п. Шумский

 

Оборудование и материалы:

а) для преподавателя: репродукции картин с изображением русских крестьянок в праздничной одежде; репродукции картин русских художников И.Билибина, Л.Венецианова, А.Архиповва, Ф.Малявина, Н.Аргунова, М.Врубеля, в.Васнецова; фотографии и рисунки народных костюмов; образцы древнерусских вышивок; таблица символов; музыкальное сопровождение;

б) для учащихся: листы ватмана, готовые шаблоны рубахи и сарафана, красная и черная гуашь, ножницы, карандаш.

В наши дни мы смотрим на старинный народный костюм с восхищением и недоумением. Почему наши предки тратили столько труда и времени на свою одежду? Почему они делали ее такой нарядной? Как в курной избе крестьянина, задавленного тяжким трудом и постоянной нуждой, создавалось и жило «чудо-чудное, диво-дивное» — народный костюм? Это была не просто одежда…, а сказка. Одежды на Руси били свободные, длинные, необычайно красочные, богато украшались вышивкой.

— А знаете ли вы, как в народе называли одежду? Оболочка. А одеваться, значит, облачаться, а еще оболакиваться, оболокаться. А ну-ка, вслушатесь в звучание этих слов. Что они напоминают, с каким зрительным образом они ассоциируются? (Ответы детей).

— Облаками, легкими и пушистыми облаками. Вы замечали, что погода в зимние облачные дни теплее, чем в безоблачные? Пушистые облака становятся мягким одеянием для матушки – природы. Они согревают ее, как одежда человека.

Когда человек рождался, ласковые женские руки завертывали беззащитное тельце в первый покров, в первый вид его одежды. В древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери – рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил.

Узоры на рубахе были простые, как жизнь ребенка. (Таблица символов). Тонкие цветные полоски символизировали прямые и удачливые дороги его жизни. Волнообразные линии изображали воду. Легкие, перекрещивающиеся под углом стежки – ряд маленьких елочек. Не случайно заботливая мать нанесла их на детскую рубашку. Ель – дерево жизни и добра, оно всегда должно охранять человека, помогать ему на жизненном пути.

Рубаха была основной частью одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Была она не широка – на ширину ткацкого станка, потому что ткань, с таким трудом сотканную вручную долгими зимними вечерами, не резали, использовали полностью. И крой рубахи состоял из прямоугольных кусков ткани. Единственным изъятым лоскутиком ткани был вырез горловины. (Дети рассматривают иллюстрации женских рубах).

Женская рубаха была длинной, до ступней, с длинными рукавами. На подоле, рукавах, горловине вышивали замысловатые, необыкновенной красоты узоры. Как вы думаете, с какой целью их вышивали? (Дети высказывают свое мнение).

Узором «ограждали» ворот, так как он примыкал к шее, а шея держит голову. Оберегали руки, они были главными работниками в крестьянском быту. Вышивали низ рукава, оплечье, ластовицы, которые смотрятся, как нарядные  заставки. Подол рубахи расшивался, чтобы оградить ноги от зла и неудачи.

Узоры имели глубокий смысл. Ромбы и квадраты с точками посередине – символы засеянного поля; невиданные цветы и диковинные деревья – символы плодоносящей почвы; птицы и животные – символы тепла и солнца. Главной фигурой вышитых узоров является изображение женщины с поднятыми к небу руками. Это жест обращения к небу или солнцу.

Народ связывал с рубахой немало разных поверий. Считалось, например, что продавать ее нельзя – потеряешь счастье. А свадебная рубаха обладала целебной силой. Русский народ и загадки сочинил:

Собой не однака,

А нужна одинако.

Младенцу и мертвецу,

И добру молодцу.  (Новгородская губ.)

 

*

У бедного толсто.

У богатого тонко.

Всегда при себе.

 

Рубаху подпоясывали поясом. Не только для красоты или удобства. Пояс тоже служил оберегом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. По поверью, подпоясанного человека бес боится; подпоясанного и леший в лес не заведет. Поэтому пояс был весь украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он уже являлся оберегом. Снимали его только на ночь, да в бане или когда гадали. Считалось, что пояс обеспечивает связь между миром живых и мертвых.

— Символом русской женской одежды, конечно, является сарафан. Сколько изящества, красоты в этом элементе одежды! Сарафаны носили и крестьянки, и купчихи, и придворные дамы. (Дети рассматривают слайды). Сарафаны шили глухими и распашными.  В распашных сарафанах по обе стороны пол нашивали тесьму, полосы шелковых тканей, кружево, застегивали спереди на пуговки с воздушными петлями. Пуговки были медные, оловянные, плетеные из шнура или обтянутые шелком. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Свадебные сарафаны шились длиной до пола и обязательно из красной материи.

Дополнял одежду крестьянки передник. Иногда девушки надевали его вместо сарафана. Он представляет собой два куска ткани, собранные на шнурке чуть выше груди. Праздничные передники вышивались красной нитью. По узору можно было многое узнать о жизни женщины, о ее желаниях и мечтах.

У девушки на переднике были только знаки чистого поля – простые ромбы и квадраты, это означало, что она именно незамужняя девушка, и знаки – обереги – разного рода круги и цветы. Знаки проросшего поля – заполненные ромбы с усиками – показывали, что у женщины уже есть дети. Птицы были символами девочек, а кони символами мальчиков.

Очень любили женщины на Руси душегрею. Вслушайтесь в это слово – душегрея – греть душу. Вы правы она напоминает маленький сарафанчик. А надевали ее поверх сарафана по холодным дням. Это была праздничная одежда крестьянки, потому и шили душегрею из дорогих тканей, вышивали узорами, украшали тесьмой. (Дети рассматривают слайды).

Образ русской красавицы не может считаться полным без головного убора. Девушки на Руси до замужества могли ходить с непокрытой головой, а волосы заплетали в косу. Вспомните пословицу: «Девичья коса – всему миру краса». С длинной косой изобразил  Василису Прекрасную известный русский художник Иван Билибин. А еще девушки могли повязать голову разноцветной лентой.  Замужние женщины заплетали волосы в две косы и прятали от «дурного» глаза. Нельзя было показаться на улице с непокрытой головой – простоволосой – это считалось большим грехом. До нас дошло слово «опростоволосилась». Что оно означает? (Ответы детей). Попала в просак, в нелепую ситуацию.

Самым распространенным головным убором был платок. (Дети рассматривают репродукции художников – И.Билибина, А.Васнецова, А.Архипова, Ф.Малявина).  А по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами. Их называли венцы, кокошники, коруны. Эти головные уборы были с открытым верхом, их расшивали золотой нитью, богато украшали жемчугом, бисером, весили они до 5-6 кг. Замужние женщины носили кички, сороки, которые закрывали темя. На головные уборы часто наносились изображения солнца, звезд, птиц. Даже названия птичьи – «кокош» — петух, «кичка» — утка. Таким образом, головной убор нес символику неба. (Дети рассматривают изображения головных уборов, находят среди них девичьи и женские, и объясняют свой выбор – открытая или закрытая теменная часть).

Итак, мы с вами рассмотрели одежду, которую носили крестьянки на Руси. Скажите, какой цвет преобладает в орнаменте вышивки и во всей одежде? Почему? (Ответы детей).

На Руси красный означал «красивый». Красный цвет символизировал солнце, а также союз красного солнца с землей. Землю в вышивках символически обозначали черным цветом. Давайте еще раз вспомним, что изображалось на рубахах? (Ответы детей). Узоры на рубахе выражали идею земли. Земля считалась живым существом и почиталась как источник сил и  здоровья.

А что же, по-вашему, символизировали длинные пояса? (Подземно-подводный мир). Символом чего являлись головные уборы? (Символом неба).

Таким образом, одетая в праздничный наряд крестьянка, представляла собой как бы модель Вселенной. Это говорит о том, что русский человек ощущал себя необходимой частью мироздания. А сейчас мы с вами превратимся в мастериц и создадим свой праздничный наряд.

Практическая часть.

Дети вырезают по шаблонам из бумаги почти в натуральную величину заготовки одежды: сарафан, рубаху. Намечают места, отведенные для орнамента. Орнамент выполняют красной и черной гуашью. Детей можно разделить на творческие группы по 2-3 человека. Во время работы можно включить музыкальное сопровождение.

Итог занятия.

— Наши предки с раннего детства приучали детей ценить одежду. Потому что, каждая веешь доставалась потом, изнурительной работой. Одежду часто в крестьянской семье носило несколько поколений, ее передавали как самое ценное, никогда не выбрасывали. Ненужную отдавали чужим людям. Из старых, обношенных рубах шили одежду детям – и экономно, и для тела мягкая оболочка. Ребенок, одетый по-взрослому, должен и жить как взрослый: если девочка, то прясть, заниматься рукоделием, домашними делами. А если мальчик, то работать в поле, пасти скот.

А всегда ли мы бережливые, всегда ли мы ценим то, что носим? В чем больше ценности на ваш взгляд, в том, что куплено или в том, что сделано своими руками? (Дети высказывают свое мнение).

Итак, мы с вами закончили работу над костюмами и сейчас вы их продемонстрируете.

Под народную музыку в инструментальной обработке дети показывают свои наряды. Затем идет обсуждение, делаются общие замечания. Выделяются оригинальные работы.

— Интерес к народному костюму сегодня велик как никогда. Народный костюм изучают археологи, дизайнеры, литературоведы. Вышло много разных печатных изданий, посвященных истории костюма. И мы с вами сегодня только приоткрыли дверь в многоликий мир народного костюма. И я надеюсь, что мне удалось заинтересовать вас.

Литература:

М.Н.Мерцалова. поэзия народного костюм.-М.: Молодая гвардия, 1988. Н.А.Горяева. первые шаги в мире искусства. – М.: Просвещение, 1991. Е.Г.Тарасова. Прарусская культура. Быт. Одежда. //  Читаем, учимся, играем.-2007.-№2