Тема: «Признаки и свойства предметов»

автор- Якушева Наталья Владимировна, воспитатель МАОУ «Центр-детский сад № 182» г. Краснодар.

Цель:

  • Накапливать сенсорный опыт обследования предметов и выделение их признаков (цвета, формы).
  • Учиться соотносить предметы по цвету и форме, по занимаемой площади.
  • Накапливать опыт образования множества
  • Учиться выделять группы предметов по количественному признаку – один, много.

Материал к занятию:

1) Демонстрационный: фланелеграф с сюжетной композицией, картонное изображение солнышка, корзина, муляжи или настоящие яблоки (по количеству детей в группе, одинакового размера, одно – красное, остальные – желтые), большая и маленькая тарелки одинакового цвета.

2) Раздаточный мешочки, муляжи или настоящие овощи (морковь, репа, огурец), кубик, призма.

Сюжет и ход занятия

  1. Соотношение предметов по цвету.

Воспитатель: На одной лесной полянке стоял маленький домик, в котором жили замечательные, дружные гномики Бим, Бом и Бум. Они были очень похожи. Чтобы их не путали, они одевали на головки колпачки разного цвета.  У. Бима был фиолетовый колпачок. У Бома- — синий, а у Бума- коричневый. (Детям показывают полянку, на котором стоит домик, где живут гномики

Когда наступало утро и  над лесом вставало солнышко (на фланелеграф прикрепляется солнышко над линией горизонта слева), гномики медленно просыпались и вставали с кроваток, говорили друг другу: «Доброе утро!» и  быстро бежали в огород, где были грядки с овощами.( Воспитатель  достает корзину с овощами и показывает ее детям).

— Посмотрите, у меня в корзине лежит  много овощей. Это огурчик. ( Воспитатель достает из корзины огурец и показывает детям). Найдите в корзине еще огурец, возьмите его и хорошо рассмотрите.

Какого цвета огурец?

Воспитатель: — Проведите, пожалуйста, по огурчику ручкой. Посмотрите, какой он длинненький и на концах не острый. Он гладкий или нет? (Правильно, кожица  у огурчика в пупырышках).

Теперь достанем морковь. Проведите по ней пальчиком. Есть у морковки пупырышки? А что можно сказать про ее кожицу? (Гладкая) А какие кончики у морковки? (Один острый, а другой нет). Какого цвета морковка?.

Что у нас осталось в корзине? Это Репа. Какого цвета репа?

Репка похожа по форме на огурчик и морковь? Какого цвета репа?

А теперь посмотрите на овощи и скажите, на каких грядках растут огурцы, на каких морковь, а на каких – репа. Почему?

Дети должны догадаться по цвету овощей, на каких грядках они растут.

  1. Текстильное обследование предметов и зрительное соотношение с образцом.

Воспитатель раздает детям мешочки и просит в них опустить овощи. В мешочках лежат уже два предмета – кубик и призма.

Гномики пришли домой  и решили позавтракать.

— Опустите руку в мешочек. Найдите морковь, но не доставайте и не подглядывайте. Все нашли морковь? Как вы догадались, что держите морковь, а не огурец или репу?

(Воспитатель просит несколько детей рассказать, как они узнали? Если дети называют и цвет моркови, то воспитатель обращает внимание детей на то, что  цвет модно только увидеть, а потрогать нельзя.

Минутка отдыха

  1. Накопление сенсорного опыта образования множеств.

— Гномики пошли в сад собирать спелые яблоки. Они срывали по одному яблоку и аккуратно складывали в корзину. Вот так: одно яблоко, еще одно яблоко, Смотрите, как много яблок собрали гномики

— Сколько я блок в корзине у гномиков?

Правильно , много.

Итог занятия.

Мы так были увлечен игрой с гномиками, что даже не заметили, как солнышко поднялось высоко над домиком, а затем опустилось и спряталось вот здесь, за яблоней. (Воспитатель демонстрирует, как двигалось солнышко.)

Дети прощаются с гномиками.

Воспитатель еще раз обращает внимание на признаки предметов: разного цвета колпачки гномиков, разную форму овощей, разные по величине тарелочки.