Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Вода зимой»

Ковчик Наталья Александровна, воспитатель, ГБОУ Лицей №1561 г. Москва

 

Образовательные задачи

Продолжать формировать представления детей о различных природных явлениях (дождь, роса, снег, иней и т.д.) и показать разнообразие состояний воды; учить делать выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности; продолжать приобщать к миру художественного искусства; упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, продолжать учить строить развернутые высказывания; создавать положительный психоэмоциональный настрой ребенка.

Развивающие задачи

Развивать поисково-познавательную деятельность детей, экологическую культуру, наблюдательность, внимание, зрительную память, воображение, мелкую моторику.

Воспитательные задачи

Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.  Эмоциональное и осознанное отношение к природе, умение услышать, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, переданные в картинах художников.

Здоровье сберегающие задачи

Закреплять умение сохранять правильную позу при  рисовании.

Материалы

Для опытов: стаканы, вода, лед.

Для рассматривания: репродукции пейзажей в разное время

года – Ю. Клевер «Закат в еловом лесу»,  С. Жуковский «Зимняя дорога».

Предварительная работа

Опытническая деятельность в группе; наблюдения за природными явлениями: туман, иней, гроза, роса, град, снегопад.

Беседы на темы «Где начинается река», «Что такое снег».

Отгадывание загадок, чтение художественной  литературы, заучивание стихотворений о воде, инее, дожде, снеге: «Град»  Е. Серовой,  «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима.

Просмотр мультфильма  «Ёжик в тумане».

Подвижные игры: «Ручеек», «Мы – капельки».

Ход занятия

Воспитатель.  Ребята, сегодня мы с вами, как настоящие ученые, будем проводить опыты. Но сначала отгадайте загадку.

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я,

Кто такая?

Дети. Вода.

Воспитатель.  Правильно, вода. А что вы представляете при слове «Вода»?

(Ответы детей.)

Воспитатель.  Сегодня мы с вами поговорим о воде. Проведем опыты и узнаем много интересного о самой обыкновенной воде, которая так необходима нам каждый день. Так для чего же человеку нужна вода?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Значит, что такое вода?

Дети. Это жидкость.

Воспитатель.  Вот и первый вывод: вода – это жидкость. Это обычное, привычное для нас состояние воды. А вы знаете, что вода бывает очень разной. Она, как  волшебница, умеет превращаться.  Давайте подойдем к столу и посмотрим, что лежит в блюдцах.

На столе в блюдцах лежат разные по размеру кусочки льда.

Воспитатель предлагает потрогать кусочки льда руками, чтобы ощутить влажность и прохладу льда, обращает внимание детей на то, что размеры кусочков разные, и предлагает запомнить это, чтобы заметить, что произойдет с кусочками льда через некоторое время. Для продолжения эксперимента воспитатель предлагает поместить кусочки льда в импровизированную лабораторию – на поднос.

Воспитатель.  Ребята, как вы думаете, а можно ли воду нарисовать?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Предлагаю вам рассмотреть картины.

(Ответы детей.)

Беседа по вопросам

—  Какое время года изображено на этих картинах?

— Как вы это поняли?

— Есть ли на этих картинах изображение воды?

— Одинаково ли на них изображена вода?

— Какие краски используют художники для изображения воды?

— Как мы называем такие цвета?

(Холодные.)

Воспитатель. Действительно, вода несет нам прохладу в жаркую погоду, утоляет жажду. А теперь проведем еще один очень сложный опыт. Для этого нам нужно подойти всем к столу. (Дети подходят к столу, на котором стоит чайник с теплой водой.)  Для чего необходим чайник?

(Ответы детей.) Я включаю чайник. Что происходит с водой?

Дети.  Вода закипает.

Воспитатель. Что выходит из носика чайника?

Дети. Пар.

Воспитатель. Посмотрите внимательно: у меня в руках обычное стекло. Я подношу его к носику чайника, немного подержу. Обратите внимание, что появилось на стекле?

Дети. Капельки воды.

Воспитатель. Значит, какой мы с вами можем сделать вывод?

Дети. Пар – это тоже вода.

Воспитатель. Правильно, вода имеет еще одно состояние – в виде пара, или парообразное. Теперь вернемся к нашим кусочкам льда.

(Дети подходят к столу с подносом, где оставляли блюдца с кусочками льда.) Что произошло?

Дети. Лед растаял.

Воспитатель. Какой мы можем сделать из этого вывод?

Дети. Лед – это тоже вода.

Воспитатель.  А какие кусочки  льда растаяли  быстрее?

Дети. Маленькие кусочки льда растаяли быстрее, чем большие.

Воспитатель. Ребята мы с вами сегодня были настоящими учеными и провели сложнейшие эксперименты с водой. Какие опыты вам особенно запомнились? (Ответы детей.) А можно ли называть воду волшебницей? Почему? (Ответы детей.) А сейчас я расскажу вам стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Н. Рыжова