Головинова Ирина Владимировна, воспитатель
МБУ детский сад № 128 «Гвоздичка» г.Тольятти
Аннотация: в статье описан опыт работы по экологическому воспитания с использованием авторской программы «Юные экологи»
Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, экологическое воспитание
Обновление подходов в дошкольном образовании связано переходом от развития репродуктивного мышления на продуктивное и творческое мышление, к организации такой познавательной деятельности, в которой ребенок является субъектом, способным к проблемному видению мира, проявлению активности и самостоятельности в установлении и достижении целей познания.
Это обуславливает пересмотр содержания образовательной деятельности, переосмыслением того, чему учить. В связи с этим построение работы по познавательному развитию дошкольников предполагает не только формирование целостной картины мира, но, что более важно, развитие познавательной мотивации и познавательной активности детей, освоение детьми культурных способов и средств познания, обеспечивающих эту активность.
Познавательно-исследовательская деятельность экологической направленности реализуется как форма активности ребенка, направленная на решение задач поискового характера, обеспечивающая познание свойств и связей объектов и явлений окружающего мира и освоение способов познания и природоохранной деятельности, выступает как обобщенная система действий, направленная на обследование основных свойств объектов познания.
Реализация деятельностного подхода в образовании (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и др.) и положения о единстве сознания и деятельности (Л.А. Венгер) обуславливает необходимость освоения всех компонентов деятельности.
Организация познавательно-исследовательской деятельности экологической направленности детей предполагает реализацию типа развивающего обучения, который определяется как проблемное или исследовательское обучение (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, И.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова и др.), и предполагает постановку детей в ситуацию, когда они сами овладевают представлениями и понятиями, подходами к решению проблем в процессе познания (М.В. Кларин). В основу берется не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные изыскания детей в окружающей жизни (Б.В. Всесвятский).
Главная цель исследовательского обучения экологической направленности – развитие исследовательских способностей, которые обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, глубоких знаний по природоохранной деятельности, а также глубине, прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности, но не сводятся к ним. Речь идет и о самом стремлении к поиску, и о способности оценивать (обрабатывать) его результаты, и об умениях строить свое дальнейшее поведение в условиях развивающейся ситуации, опираясь на них.
Опытом работы детского сада № 128 «Гвоздичка», является работа по авторской прорамме «Юные экологи», которая отличается от уже существующих дополнительных образовательных программ следующими особенностями.
- Логика работы с детьми определяется в связи с освоением детьми опыта познавательно-исследовательской деятельности экологической направленности, а не представлений, которые формируются у детей.
Программа обеспечивает следующие линии усложнения (логику) работы с детьми:
– постепенный переход от освоения отдельных исследовательских умений к их включению в целенаправленную экспериментальную и исследовательскую деятельность;
– от освоения различных познавательных действий к их комплексированию в связи с решением конкретных поисковых задач и выстраиванию на их основе поисковой стратегии деятельности;
– от непосредственного руководства педагогом познавательно-исследовательской деятельностью детей к опосредованному руководству (используются знаковые алгоритмы деятельности и другие дидактические материалы) и далее переход к большей самостоятельности детей в решении поисковых задач и др.
Реализация программы предполагает использование интегрированных форм работы с детьми, обеспечивающих целостное развитие личности. Специфика данных форм проявляется в интегрированном характере деятельности детей и интеграции в использовании методического инструментария разных технологий (проблемного обучения, интерактивного обучения, обучения в сотрудничестве и др.).
Таким образом, использование данной программы, предполагает реализацию актуальных задач экологического воспитания дошкольников.
Используемая литература:
- Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста [Текст] / О.В. Дыбина. – Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 2002. – 131с.
- Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 192 с.
- КВН «Юный защитник природы» (50%)
- «Царица Вода в гостях у ребят» (развлечение для детей подготовительной группы) (50%)
- Родительское собрание по теме: «Учимся любить природу» (50%)
- Экологический праздник в старшей группе «Берегите Волгу-матушку» (50%)
- Отчёт об экологическом воспитании детей 5 лет (50%)
- НОД в средней группе Тема: «Как звери осень в лесу встречали» (RANDOM - 50%)