«Расширение словарного запаса с помощью песенных текстов на младшей ступени изучения иностранных языков»

Лихачева Анастасия Валериевна, учитель английского языка МБОУ СОШ № 6 пос. Совхозный.

С изменением роли иностранного языка в современном обществе и в системе образования меняются и приоритеты в работе преподавателей иностранного языка. Перед педагогами стоит задача создать такие условия для учащихся, чтобы они могли свободно приобщиться к иноязычной культуре и хорошо подготовиться к эффективной межкультурной коммуникации. В современных условиях, когда язык развивается и меняется так же быстро, как и наша жизнь, преподавателю необходимо следить за изменением жизненных реалий в странах изучаемого языка, а вместе с этим и за появлением новых слов, преобразованием давно употребляемых. Важно вовремя доносить новую  информацию до учеников, чтобы они могли легко изъясняться и разговаривать на равных, к примеру, с учащимися из-за рубежа. Каждый, кто изучает иностранный язык, должен понимать важность лексики в речевой деятельности человека. Обширный словарный запас поможет свободно общаться и выражать свои мысли, поэтому так важно постоянно его пополнять и совершенствовать. Формирование лексических навыков учащегося является важнейшей задачей преподавателя.

Одним из наиболее эффективных способов обогащения словарного запаса является работа с песнями. Доказано, что музыка оказывает воздействие на правое полушарие головного мозга, а речь – на левое, именно поэтому рифмы текста и приятная музыка надолго остаются в памяти человека. Если посмотреть на песни как на тексты, которые сопровождаются музыкой, то можно рассматривать их как еще один источник языкового материала, который помогает нам представить такие языковые аспекты как лексика, произношение, грамматика, синтаксис. Песни можно использовать так же, как и любой другой текстовый материал, который направлен на развитие навыков аудирования и чтения. Кроме того, работая с песнями, можно включать и задания на развитие навыков говорения и письма. А основная мысль музыкального произведения может стать предметом для обсуждения. Песни вносят разнообразие в процесс изучения иностранного языка.

Методика изучения английского языка с помощью песен

Изучение английского языка с помощью песен эффективно и увлекательно, поскольку музыка — это универсальный язык, который понятен любой нации. Мелодия, ритм и гармония вызывают эмоции, следовательно, изученный материал запомнится надолго, так как сложные иностранные слова будут ассоциироваться с конкретной песней. Изучение английского языка с помощью песен обычно применяется как дополнительный метод обучения в классе, для того чтобы разбавить классические уроки, внести творческую ноту и сделать материал интересным для изучения.

Подбор музыкальных материалов осуществляется в зависимости от возраста учащихся и их интересов. Желательно выбирать музыкальный материал таким образом, чтобы он перекликался с целыми урока, например, в тексте песни были те или иные грамматические явления, которые разбирались недавно. Выбирать песни исключительно ради веселья глупо, поскольку музыкальный фрагмент в рамках классического урока — это всегда минутка отдыха и веселья. На одном занятии не используйте более двух песен, чтобы не пропал интерес и чувство новизны.

Для изучения песен обязательно приносите на урок зрительные опоры (распечатки слов), выписывайте трудные и незнакомые слова на доске. Для воспроизведения используйте компьютер, музыкальный проигрыватель или музыкальные инструменты. Можно отстукивать ритм карандашом или хлопать в ладоши. Для более продвинутых учеников можно подготовить список вопросов, связанных с изучаемой песней, чтобы настроить класс на определенную тему. После пения можно продолжить дискуссию о том, что говорится в песне.

Песня при изучении английского языка имеет широкие возможности для развития человека;

-слова песни служат эффективными средствами расширения словарного запаса, закрепления грамматических структур, песня помогает воспитывать у человека высокие нравственные качества;

— расширяется кругозор человека: знакомятся с творчеством авторов песен;

— все виды работ с песней помогают стимулировать интерес человека к английскому языку;

— песни вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала;

— использование песен способствует развитию памяти

— песни являются способом расширения и обогащения словарного запаса.

— использование песен при изучении английского языка способствует развитию музыкального слуха,

— при регулярных упражнениях речь становится более естественной, снимается языковой барьер, так как хором говорить и петь легче.

— использование песен при изучении английского языка обогащает человека знаниями страноведческого характера, даёт возможность узнать про культуру страны, язык которой изучается.

Представляю вашему вниманию этапы работы с англоязычной песней:    

  1. Находим текст нужной нам песни, при необходимости распечатываем.
  2. Включаем песню, слушаем и одновременно читаем тест этой песни.
  3. Это можно делать сколько угодно раз, эффект только улучшается.
  4. Убираем листочек, и слушаем песню, пытаемся различить на слух каждое слово или фразу.
  5. Берем перевод и слушаем и читаем.
  6. Убираем перевод. Включаем песню, и  пытаемся про себя успевать переводить и понимать то, о чем там поется.
  7. Со временем, очень многое вы будете гораздо лучше понимать на слух.

 

Также необходимо понимать, что не всякая песня годится для того, чтобы изучать с ее помощью английский. Она должна быть простой, с понятными и повторяющимися фразами.
Не стоит ставить ребенку и слишком быструю песню, ведь он не сможет успевать повторять слова.

Англоязычных песен – огромное количество, лучше всего выбирать детские песенки, которые на слуху у многих. Их тексты – просты и легко запоминаются, веселые мелодии помогут поднять настроение ребенку.

Дети готовы петь и читать одни и те же стихи и песни бесконечно. Поэтому, используя песни и музыку, мы можем расширять объем памяти самым естественным для них образом. Любая спетая и эмоционально пережитая ими песенка, связана с личными эмоциями – она запомнится навсегда.
Приемы работы с песнями на уроках очень легко сочетаются с другими приёмами и делают ваш урок интересным, разнообразным, лёгким и запоминающимся.

Предлагаю вашему вниманию  несколько песен, которые могут стать постоянными спутниками вашего ребенка.
Hello – этопесенка для самых маленьких детей, которые только начинают знакомится с английским языком. В тексте песни всего несколько фраз: приветствие и доброжелательный ответ. Дети быстро запоминают слова и с удовольствием её поют.   

Hello.

Hello, hello!

Hello, how are you?

I`m fine, I`m fine.

I hope that you are, too.

Учить английский алфавит очень помогает всемирно известная ABC-song:

ABC-song

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y and Z
Now I know my ABC
Next time won’t you sing with me.

Для изучения цветов я выбрала песню Ilikebutterflies, которую нам предлагают авторы учебника «Милли — 2»:

I like butterflies.

I like butterflies,

Red and yellow butterflies,

Pink and purple butterflies,

Blue and orange, too.

I like butterflies,

Green and brown butterflies,

Black and white butterflies,

Do you like them too?

Следующая песенка поможет детям выучить названия дней недели:

A Week.

There are 7 days in a week,

Please, tell their names, be quick!

We will help you them to learn.

You should take this list and turn.

Sunday, Monday – you begin,

Tuesday, Wednesday – they are in,

Thursday, Friday, Saturday –

All the days in a week must be.

Про животных существует огромное количество песен, но моей любимой остается песенка  Chungachanga, которую я нашла в сборнике английских песен для детей под редакцией Мирной Г.А.:

Chunga – changa.

Chunga – changa: Summer in the sky,

Chunga – changa: Birds and parrots fly.

Chunga – changa: Come to our world,

Chunga – changa: Never you have told.

Rf. Happy chance to eat banana,

Monkey – это обезьяна,

Monkey – это обезьяна,

Chunga – changa.

Snake – змея, bears – медведи,

We are friends –  друзья-соседи,

We are friends –  друзья-соседи,

Chunga – changa.

Chunga – changa: Tigers, crocodiles,

Chunga – changa: Elephants and flies,

Chunga – changa: Lions and giraffes,

Chunga – changa: Palms and coco-nuts.

Обратите внимание:

  • Слова песен быстро запоминаются, дети таким образом учат новую лексику и тренируют память
  • Многократное повторение песен способствует постановке произношения
  • Преодолевается языковой барьер
  • Совершенствуется навык восприятия англоязычной информации на слух
  • Учебные тексты песен помогают запомнить названия цветов, цифр, времен года, видов спорта, животных и т.д.
  • Тексты песен помогают запомнить речевые идиомы.
  • Песни помогают привлечь внимание детей, дать им возможность расслабиться и  получать удовольствие от изучения английского.

После прослушивания, ребенок будет напевать песенку и запомнит ее, а также узнает новые слова.

Учите детей иностранному языку с помощью песен! Это весело, легко и приятно!