Основные способы словообразования в современном английском языке. Функции, единицы и модели описания

Клышникова Маргарита Николаевна, педагог дополнительного образования, МБДОУ детский сад №46 «Вишенка» г. Старый Оскол

 

Термин  «словообразование»  понимается  двояко:  с  одной стороны,  словообразование  –  это  система  способов  и  средств образования  новых  слов  по  определенным  моделям,  а  с  другой  –  это учение о способах и средствах образования новых лексических единиц, а также о словообразовательной структуре уже созданных слов.

Для  понимания  словообразовательных  процессов  необходимо помнить,  что  слово  как  основная  единица  языка  обладает  сложной семантической  структурой,  отличается  формальной  и  смысловой целостностью и способностью к выделяемости и воспроизводимости как готовой  языковой  единицы.  Сложность  и  многогранность  смыслового содержания  слова  определяет  универсальный  характер  и полифункциональность  данной  языковой  единицы.  В  слове  различают следующие  функции:  номинативную,  сигнификативную, коммуникативную, прагматическую и стилистическую.

Словообразование  как  раздел  лингвистики  часто рассматривается  на  стыке  лексикологии  и  грамматики,  в  частности морфологии,  поскольку  новые  слова  оформляются  в  соответствии  с законами  грамматического  строя  английского  языка.  Так,  новые  слова создаются  по  образцу  уже  существующих  в  языке  слов,  и  всегда оформляются  как  определенная  часть  речи  (имя  существительное,  имя прилагательное, глагол, наречие и т.д.) со всеми признаками этой части речи.  В  английском  языке  существует  несколько  способов словообразования,  в  том  числе  аффиксация  (префиксация  и суффиксация), словосложение, конверсия, словосложение, сокращение и др.

Одной из основных функций словообразования по праву является пополнение словарного состава языка. Словообразование находится также на «службе» у грамматики, выполняя ряд коммуникативных функций. Важнейшей из них является перекатегоризация слов, или образование слова с другими частеречными характеристиками (напр., swim ‘плавать’ – swimming ‘плавание’, smoke ‘курить’ – smoking ‘курение’, move ‘двигаться’ – movement ‘движение’ и др.) с целью придания им новых синтаксических ролей. С помощью словообразовательных процессов осуществляется универбализация, т.е. выражение в одном слове слож­ных синтаксических конструкций и даже предложений (ср. as black, as coal ‘черный как уголь’-coal-black, as cold as ice ‘холодный как лед’ — ice-cold, to fly aimlessly around the town just like a butterfly ‘летать по городу бесцельно, как бабочка’ — to butterfly), компрессия информации в минимальных поверхностных структурах.

Второй общей и, на наш взгляд, главной объединяющей чертой номинативного и коммуникативного аспектов словообразования является единство конечного продукта порождения, т.е. получение особого типа слов-производных слов, или дериватов, отличающихся по целому ряду основополагающих параметров от непроизводных, простых слов.

Производное есть такая вторичная языковая единица, которая формально и семантически зависит от исходной и, при наличии общей ядерной части, отстоит от исходной единицы на один деривационный шаг. По смыслу производное всегда может быть объяснено через исходную единицу, оно мотивировано ею и представляет собой некоторое видоизменение ее семантики.

В современном английском языке рефлексией производящего слова в производном чаще всего выступает морфологическая основа производящего слова. Напомним, что это неизменяемая часть слова, к которой присоединяются окончания. В производных типа performance ‘выполнение’, election ‘выборы’, beginning ‘начало’, arrangement ‘приведение в порядок’, thoughtfulness ‘задумчивость’ и им аналогичных производящие слова perform, elect, begin, arrange, thoughtful представлены именно своими морфологическими основами perform-, elect-, begin-, arrange-, thoughtful-. В ряде случаев, например: wind-driven ‘гонимый ветром’, frost-bitten ‘обмороженный’, unknown ‘неизвестный’, производящие слова предстают в виде отдельных своих словоформ — driven, bitten, known. В различного рода сокращениях след производящего слова может сохраняться в виде буквы (напр., ВВС «British Broadcasting Corporation», UNO «United Nations Organization» GPO «General Post Office»), слога (напр., interpol «International police», doc «doctor», vet «veterenarian», flu «influenza», sec «second», lab «laboratory», ad «advertisement»), некоторого звукового комплекса (напр., brunch (breakfast + lunch).

Важная роль в формировании производных принадлежит спе­циально существующим в системе языка деривационным аффиксам, или формантам. Поскольку не все аффиксы в составе слов являются деривационными, кардинальной проблемой при описании аффиксальной подсистемы любого языка становится определение деривационного статуса аффиксальных морфем, установление инвентаря деривационных аффиксов и их семантической нагрузки.

Значима в словообразовательных процессах и сама операция, которая приводит к образованию производного слова. Если это операция присоединения аффикса к производящей базе (например, dependent + in- -» independent ‘независимый’, weak + -ness-weakness ‘слабость’, appear + re- -» reappear ‘появиться вновь’ и т.д.), ее результатом является аффиксальное производное слово. Результатом соединения производящих баз (например, air + line -~ airline ‘авиалиния’, coal +basin- coal-basin ‘угольный бассейн’, ill + luck-ill-luck ‘невезение’) являются сложные слова. Производные слова, образованные по конверсии (напр., to hammer ‘бить молотком, забивать’, to nail ‘забивать гвозди, приколачивать’, a move ‘движение’, a run ‘бег, пробег’), формируются как итог транспозиции, перекатегоризации производящей базы.

Основной классификационной единицей в словообразовании является словообразовательная модель, или словообразовательный тип. Это схема, образец, аналог, модель, все то, что фиксирует правило построения производных слов, правило, которое учитывает тип производящих основ и словообразовательных средств и формируемую в результате их взаимодействия обобщенную семантику однотипных слов.

Модель производного – это наиболее общая формула однотипных образований, это их структурно-семантический аналог. Это стабильная структура, обладающая обобщенным лексико-категориальным значением и способная наполняться различным лексическим материалом.

 

СПИСOК ИСПOЛЬЗOВAННOЙ ЛИТЕРAТУРЫ

  1. Aдoльф, В.A. Иннoвaциoннaя деятельнoсть педaгoгa в прoцессе егo прoфессиoнaльнoгo стaнoвления: мoнoгрaфия / В.A. Aдoльф, Н.Ф. Ильинa. —  Крaснoярск, 2007. — 204 с.
  2. Алексеева, И.В. Использование ситуативных картинок на уроке английского языка / И.В. Алексеева // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 6. — С. 29-32.
  3. Aндреев, A.A. Некoтoрые прoблемы применения Интернет в учебнoм прoцессе / A.A. Aндреев, A.Г. Пилипoнский // Мaтериaлы VIII Междунaрoднoй кoнференции «Нoвые технoлoгии в oбрaзoвaнии». — Трoицк, 1997. — 184 с.
  4. Артемов, В. А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам / В.А. Артемов. — М.: Наука, — 366 с.
  5. Aстaфьевa, O. Н. Инфoрмaциoннo — кoммуникaтивнaя кoмпетентнoсть личнoсти в услoвиях стaнoвления инфoрмaциoннoгo oбществa / O. Н. Aстaфьевa, O. A Зaхaрoвa. — Минк, 2000. — 169 с.