«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

 Автор: Деревянкина Галина Федоровна, воспитатель высшей квалификационной категории,  МБДОУ Детский сад № 40 Кемеровская область, г.Осинники                                

 

      В условиях введения  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах  деятельности предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, об особенностях природы.

  1. Цели и задачи экологического воспитания и образования дошкольников

    А. А. Вербицкий утверждает, что под экологическим образованием можно понимать процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологического сознания и экологической культуры посредством обучения, воспитания и самообразования, а также в рамках трудовой и бытовой деятельности. Под непрерывным экологическим образованием понимается обогащение экологического сознания и экологической культуры личности на протяжении всей жизни.

    Б. Т. Лихачев определяет экологическое воспитание как целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.

    В сущности экологического воспитания две стороны: экологическое сознание, экологическое поведение.

Формирование основ экологического сознания, как уже отмечалось, происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологическое поведение же формируется с годами, и не столько на занятиях, сколько в нерегламентированной деятельности экологической направленности.

    В системе экологического образования большое значение имеет первое звено — детский сад. Дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.

Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.

Цель  дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Данная цель конкретизируется следующими задачами:

-экологическое воспитание дошкольников как предпосылка развития экологической культуры ребенка;

-обеспечение непрерывности развития экологического сознания детей на основе преемственности эколого-образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

В своих работах И. Д. Зверев, анализируя содержание экологического воспитания дошкольников, говорит о наличии следующих элементов:

  • система знаний о взаимодействии общества и природы;
  • ценностные экологические ориентации;
  • система норм и правил отношения к природе;
  • умения и навыки по ее изучению, охране, как условии формирования основ экологического сознания и экологической культуры.

Необходимым условием экологического образования выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Задачи экологического образования в ДОУ — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Они сводятся к следующему:

  • создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
  • создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;
  • систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овладение формами и методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
  • осуществление систематической работы с детьми в рамках той или иной технологии, постоянное ее совершенствование;
  • выявление уровня экологического сознания и экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
  1. Психологические и педагогические аспекты нетрадиционных форм работы с детьми

  Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

  Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

   В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Поэтому первую работу по формированию основ экологического сознания и культуры нужно уже начинать с двух лет.

Эффективный путь формирования основ экологического сознания и экологической культуры в соответствии с познавательной, нравственной, этической парадигмой состоит в том, чтобы не только передавать знания, используя инструментарий науки, но и формировать отношения и взаимоотношения с окружающим нас природным миром. Таким инструментарием в период детства на современном этапе наряду с традиционными формами обучения являются и нетрадиционные формы работы с детьми.

   Суть нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, что формирование картины мира природы происходит в образах. Философские и психологические  исследования таких ученых как Бородая Ю.М., Давыдова В.В., Ильенковой З.В. и других показывают, что в фундаменте теоритического отношения человека к действительности лежит его развитая способность к творческому воображению.                            

           В познавательном процессе теоритическое мышление и воображение выполняют единую функцию. Они позволяют человеку постигать универсальные принципы развития вещей и событий, преобразовывать в соответствии с ними целостный мир. Различие между ними в том, что мышление схватывает эти принципы в понятийной форме, а воображение претерпевает наиболее интенсивное развитие в дошкольном детстве. Будучи первоосновой созидательных возможностей и свершений ребенка, оно активно развивается специфическими средствами.

Одним из таких специфических средством и  являются нетрадиционные формы работы в экологическом образовании. Поэтому они стали широко использоваться в работе с детьми педагогами ДОУ. Однако в условиях постановки непрерывного экологического воспитания и образования нетрадиционные формы работы с детьми, как социально-педагогический феномен культуры продолжают рассматриваться как нечто второстепенное в обучении, воспитании и развитии детей.                                                            Педагоги — новаторы делают попытки раскрыть пути приобщения детей к эколого-природоведческому образованию в процессе использования нетрадиционных форм работы, которые опираются на нормы общечеловеческой нравственности и социально-творческую деятельность.

  Основными специфичными особенностями нетрадиционных форм работы с дошкольниками являются:

  1. Берут за основу игру или развлечение.
  2. Опираются на творческое воображение.
  3. Вызывают сильные положительные эмоции, которые рождают отношения, воздействуя на личность ребенка в целом.

Из детской психологии известно, что основным видом деятельности дошкольников составляет игра. Творческое воображение является основой, фундаментом логического мышления, а эмоции сильным фактором влияющие на впечатления детской души и познание мира.

  В настоящее время дошкольной педагогике экологическое воспитание дошкольников предлагает многочисленные традиционные формы работы с детьми, которые адаптированы на дошкольный возраст и согласуются с общей концепцией дошкольного воспитания. Но кроме традиционной формы работы в экологическом воспитании дошкольников исследователи, педагоги-практики предлагают еще использовать и  нетрадиционные методы.

   Многообразие нетрадиционных форм и методов в экологическом воспитании помогут педагогам ДОУ выбрать те, что более всего подходят им.

  Критерии выбора:

  • Программа, по которой работает учреждение,
  • Возможности ДОУ,
  • Уровень подготовленности педагогов ДОУ,
  • Принятие экологических форм и методов воспитанниками ДОУ,
  • Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей воспитанников.

Экологическая деятельность педагогов ДОУ должна быть окрашена положительными эмоциями дошкольников, активным восприятием мира, который их окружает.

Литература

1.Грехова Л.И. В союзе с природой. [Текст] / Л.И. Грехова Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2002.- 288с.

2.Зенина Т.И. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. [Текст] / Т.И. Зенина – М.: Мозаика – Синтез, 2010. — 80с.

3.Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей ДОУ./ П.Г. Саморукова – М.: Просвещение, 2004. – 207с.