Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Воздух и его свойства» 

МБДОУ детский сад № 17 «Золушка»

 Подготовила и провела: Воспитатель старшей группы Козлова Е.А.

г. Бор, 2017 г

 

Образовательная цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.

Задачи образовательных областей.

ОО Познание.Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;Развивать навыки проведения опытов;

ОО Коммуникация.Поощрять выдвижение гипотез. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
ОО Безопасность. Воспитывать любовь к природе, желание охранять и защищать её от вредного воздействия.

Словарь: атмосфера, воздушный.

Гипотезы:
— воздух постоянно нас окружает;
— способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
— воздух есть внутри людей;
— без воздуха не возможна жизнь;
— воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов;
— ветер — движение воздуха,

Предварительная работа: чтение сказки В. Сухомлинского «Ласковый ветер,  холодный ветрище…»,  рассматривание иллюстраций, беседа «Как воздух надо охранять», наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Оборудование: сундучок с письмом, письмо — марщрут поиска клада, весы, звукозапись «звуки ветра», свечка, фарфоровое блюдце, спички, иллюстрация-планета Земля, музыкальные инструменты ( дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка; киндеры с «запахом» и без запаха по одному на ребенка, миски с водой на каждого ребёнка,картинки-красивый двор и картинка дым идёт из трубы. соломинки для коктейля, бумажные веера, снежинки из салфеток, зубочистки, целлофановые пакеты, воздушные шары, пластиковые стаканы с водой, знаки- кружочки( зелёные и красные), панно «Чистый воздух вокруг нас»

Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка. 
Изготовление «ракеты»:
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край.
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам ( я привязала к ручкам дверей) 
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику. 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Сегодня я предлагаю вам поиграть в игру,, Найди клад,, Поможет нам схема поиска.
( Дети по схеме ищут клад, находят сундучок)
В: -Интересно, что в нём?( открывают сундучок, в нём-письмо-загадка)
В:-Ребята,что это может быть? Я ничего не вижу, а вы? ( варианты ответов)

На обратной стороне письма- подсказка-рисунок,,весёлые человечки-газообразные и ещё одна загадка:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не сможем (Дети: -Воздух)
.

В:-Правильно.Теперь мы знаем, что в сундучке находится воздух.

Я такой большой, что нахожусь везде
Я такой маленький, что в любую щель пролезу.
Отгадайте. что я
Узнайте, какой я.
Расскажите, для чего я
В:-Приглашаю вас в нашу лабораторию « Хочу всё знать» чтобы исследовать воздух.

Эксперимент мы проведём — воздух мы везде найдём!

В:- Присядьте, пожалуйста, на стулья. (Выставить на доску картинку с изображением планеты Земля) — Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Воздух — это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос — воздух, сфера — шар.
Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

В:- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
     — Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: -Нет, не видим.
В.: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
В.: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть! (Ответы детей)
В.: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 1. (Поймаем воздух)
В.: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Д: В пакете ничего нет, он пустой.
В.: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? 
Д:Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете. 
В.: Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?
Д: Из пакета выходит воздух
В: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Д: В нём нет воздуха, он весь вышел.
В.: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети): воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт 2 (Воздух в человеке)
В.: Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули ? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Д: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
В. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.

В. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Опыт 3 (Воздух можно услышать.)
В. Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
Д: он внутри шариков.
В. Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.
В. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.

Опыт 4 (Ветер – это движение воздуха)
В.: Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать? — Ребята, нам сегодня пригодиться веер, который мы с вами когда-то мастерили. А теперь помашите веером перед лицом.
В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
В.: Какой делаем вывод?
Вывод: когда воздух движется, получается ветер.

В:-Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет со снежинкой. Возьмите веер и помашите им над салфеткой-снежинкой. Почему снежинка движется?Устроим метель?(дети машут веерами над салфетками-снежинками-получился снегопад.
Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу снежинку. Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.

Физминутка,,Ветерок,,
-Ребята, я предлагаю поиграть в игру “ветерок”. Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.
Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает. 
-Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

Опыт 5 (Воздух не имеет запаха)
В. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Д: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. 
В.: Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т.д.)
В.: Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
В.: Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: — Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт 6 (Воздух легче воды)
В. Ребята, у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте их «утопить». Почему они не тонут? 
Д: Внутри киндеров и игрушек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.
Вывод: Воздух легче воды. 

Опыт 8(Воздух занимает место)
В:Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? Дети, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.
А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.

Опыт 7. (Воздух может двигать предметы)
В. Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
В.: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела? 
Д: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.
Вывод. Воздух может двигать предметы.

Итог.
В. — Итак, что же такое ВОЗДУХ?
дети: воздух — это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха. 

Игра,,Условные знаки,,
В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
●Воздух окружает нас со всех сторон.
●Воздух можно услышать.
●Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
●Чистый воздух не имеет запаха , но может передавать запах предметов.
●Человек может жить без воздуха.
● Ветер – это движение воздуха.
● Способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
● Воздух может двигать предметы.
● Воздух тяжелее воды.

Игра ,,Собери картинки,,
В: ребята, посмотрите, у меня есть картинки их надо собрать помогите мне, пожалуйста.
(Дети собирают картинки)
В: посмотрите внимательно, чем они отличаются?
Дети: на одной завод с трубами, которые дымят, а на другой красивый двор.
На какой улице вы бы хотел жить и почему?
Д:: на второй, где красивый двор и нет дыма.
В: а как вы думаете к чему может привести дым и грязный воздух?
Дети: к гибели

Опыт8(Пламя загрязняет воздух). Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнить воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) стекло или фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел- покрылся слоем копоти.
— Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить воздух.
Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух?
Ответы детей: дым заводов, пожары, мусорные свалки, дым сигарет, машины.

Предложите варианты очистки воздуха.
Ответы: на заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают воздух; необходимо вовремя убирать мусор; специальные машины поливают тротуары и дорожки; люди сажают деревья, цветы и т. д.
— Да, ребята, важными очистителями воздуха и поставщиками кислорода являются растения.

В:Ребята, вы молодцы, хорошо работали . Предлагаю вам закончить панно ,,Чистый воздух вокруг нас,,(на готовом панно дети зачёркивают те объекты, которые загрязняют воздух.)

На память о нашем занятии я подарю вам воздушные шары. Дома вы расскажете родителям всё что вы узнали о воздухе.