Конспект отрытого занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сундучок тетушки Рассказушки»

 

ДОУ №3 «Солнышко» п.г.т. Актюбинский

Хасанова Л.А.

Цель:

— развивать интонационную выразительность речи;

— активизировать творческую речевую активность;

— учить звукослоговому анализу;

— работать над предложениями, продолжать учить составлять предложения;

— чтение предложений, составление схем к ним;

— воспитывать желание сотрудничать со сверстниками добиваться в совместной творческой деятельности положительных результатов.

Активизация словаря:

авторская, народная, зарубежная, китайская, японская, молдавская.

Предшествующая работа:

— чтение народных и авторских сказок («Теремок», «Красная шапочка», «Золотой ключик», «Золушка», «Мойдодыр», «Усатый полосатый» и т.д.);

— рассматривание картинок с персонажами (Золушка, Дюймовочка, Емеля, Доктор Айболит, Баба-Яга, Колобок, Чиполино и т.д.);

— чтение чистоговорок.

Материал:

— сундучок со «сказочными» предметами: хрустальная туфелька, веретено, скалка, золотой ключик, горошина, яйцо, золотая рыбка и др.;

— предметные картинки;

— разрезные карточки;

— символы гласных и согласных звуков для звукового анализа.

Методические приемы:

— ознакомление детей с народными и авторскими сказками;

— разучивание чистоговорок;

— проведение словесных игр;

— ответы на вопросы.

Ход занятия.

 

Звучит музыка. Входят дети. Навстречу им выходит тётушка Рассказушка.

Тётушка: Здравствуйте ребята! Я – тётушка Рассказушка, повсюду хожу, сказки с собою ношу! Их в сундучок волшебный собираю. Сундучок мой волшебный, с ним бережно обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, не расскажет.

Аккуратно ставит сундучок на стол.

Тётушка: Ребята, а вы сказки любите?

Дети: (ответы детей).

Тётушка: А много ли вы сказок знаете? Давайте проверим. Я буду из своего заветного сундучка волшебные предметы доставать, а вы мне сказку называть – говорить, из какой сказки этот предмет.

Тётушка Рассказушка достает из сундучка предметы. Дети называют сказку, из которой тот или иной предмет, и говорят, кому из сказочных героев он принадлежит.

Дети: (ответы детей).

Тётушка: Молодцы ребята. А теперь попробуйте отгадайте, о ком из сказочных персонажей идет речь:

— деревянный мальчик с длинным носом (Буратино);

— девочка с голубыми волосами (Мальвина);

— мальчик – луковка (Чиполино);

— мужчина в полном расцвете сил, живет на крыше (Карлсон);

— на печи сидит, ведрам идти велит (Емеля).

Дети: (ответы детей).

Тётушка: Молодцы ребята, быстро отгадали мои загадки. А вот теперь вам другое задание. Ох и сложное! Еще никто правильно не ответил. Как одним словом сказать:

— если сказка написана автором? (авторская)

— если сказку в народе сложили? (народная)

— если сказку придумали на Руси? В Молдавии? Китае? Японии? На Востоке? За рубежом? (русская, молдавская, китайская, японская, восточная, зарубежная)

Дети: (ответы детей).

Тётушка: Я вижу, ребята вы толковые и очень много знаете.

Слышится мяуканье кота.

Тётушка: Кто мяучит? Да наверное это мой котик Плутишка. Где же он?

Ищет кота. Тётушка выходит из зала. Появляется Котишка-Плутишка.

Плутишка: Привет, девчонки-мальчишки! Я кот, меня зовут Плутишка! Я настоящий кот – говорящий. В амбар залез, мышей гонял, молока напился, сальцем закусил, сметанкой зализал. (обращает внимание на сундук) Интересно, что там новенького моя хозяйка принесла? (пытается открыть) Ребята, силой здесь не справиться. Помогите открыть сундучок ласковыми словами, да волшебными заклинаниями.

Дети по очереди просят сундучок открыться, говорят ласковые слова. Сундук не открывается.

Плутишка: Ничего не получается. Ох и попадет мне от моей хозяйки.

Тётушка: А, вот ты где, Плутишка! С ребятами играешь? Молодец! Садись, я тебе и ребятам сказку расскажу, такую интересную, какой еще никто слыхом не слыхивал, видом не видывал. Сейчас только сундучок открою.

Плутишка: (осторожно, тихим голосом) Погоди сказку сказывать. Лучше давай в игры поиграем.

Физкультминутка.

Раз-присядка, два-прыжок.   (приседают, прыгают)

Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся       (тянутся)

Любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть.            (зевают)

Ну и хвостиком вильнуть.    (попой крутят)

А волчата – спинку выгнут. (спинку выпрямляют)

И тихонечко подпрыгнут.    (прыгают)

Ну а мишка косолапый,        (переваливаются как мишки)

Широко расставив лапы,      (ставят ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе.         (переступают с ноги на ногу)

Долго топчется на месте.      (топчутся на месте)

А кому зарядки мало –

Начинаем все сначала.

Тётушка: Ребята, я хочу с вами поиграть в игру «Определи звук»

Показывает картинки с персонажами из сказок, дети определяют задуманный звук.

Тётушка: А сейчас вместе разучим чистоговорки:

Ро-ро-ро! Ро-ро-ро!

У Мальвины друг – Пьеро

Лу-лу-лу! Лу-лу-лу!

Чиполлино взял пилу.

Ит-ит-ит – лечит доктор Айболит

Ча-ча-ча – сидит зайчик у врача.

Дети: (закрепляют чистоговорки).

Тётушка: Дидактическая игра «Слоги рассыпались». Нужно из разрезных карточек составить слово.

Дети: (выполняют задание).

Тётушка: А сейчас разберем слова, выполним звукослоговой анализ

КОЛОБОК              ЛИСА

Дети: (выполняют задание).

Тётушка: Следующее задание. Нужно составить предложение (используя схемы).

Дети: (выполняют задание).

Тётушка: А сейчас, кто прочитает предложения?

Дети: (ответы детей).

Тётушка: А где же мой сундучок со сказками? (пытается открыть) Я так и знала Плутишка, что ты от меня что-то скрываешь! Что с сундучком натворил?

Плутишка: Заигрался, уронил. Я больше так не буду.

Тётушка: Открывать пробовали? А ласково просили? Ничего не помогло? Да, видно, сильно ты его уронил. Теперь только новая сказка открыть сундучок сможет. Что ж, дети, послушайте новую сказку.

Рассказывает сказку, а в это время кот Плутишка разглядывает и перекладывает картинки.

Тётушка: Посмотрите, сколько разных картинок есть у меня. Что ты опять натворил Плутишка?! Все картинки перепутал. Ребята, а кто из вас запомнил сказку и поможет мне расставить картинки по порядку? А теперь попробуем сказку по картинкам рассказать, а ты Плутишко-грамотейка, записывать за нами будешь. Давным-давно на Руси писали на бересте. И мы сегодня с вами сказку свою тоже будем писать не бересте.

Звучит музыка, дети расставляют картинки и повторяют сказку, кот обнаруживает, что сундучок открылся. Тётушка заглядывает в сундучок и достает из него подарки – новые детские книжки. Плутишка раздает книги детям и прощается с ними.

Тётушка: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили, какие игры играли? Кто к нам в гости приходил?

Дети: (ответы детей).