Проект «Экология воды»

Автор- Щипачева Татьяна Александровна, 
воспитатель МКДОУ «Детский сад №28 «Детство» г. Ревда, Свердловская обл.

Аннотация

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами- педагогами дошкольных учреждений.
Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но прежде всего- гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно- эстетических понятий.
Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к природе на современном этапе обуславливает поиск наиболее эффективных методов организации деятельности по данному направлению. Эффективным способом, позволяющим обеспечить единство воспитательных . Развивающих и обучающих задач, построить образовательный процесс с учётом современных требований ( принципа интеграции образовательных областей) ,  является метод проектирования . В представленном проекте показана небольшая часть работы по экологическому воспитанию детей, одна из современных форм работы (проектный метод) –проект «Экология воды». Однако большое  всегда начинается с малого. Если ребёнок научится беречь, любить маленькую букашку, птичку, цветок, то став взрослым , он приложит все свои силы и возможности для сохранения окружающей природы. Проект «Экология воды» адресован воспитателям, родителям детей дошкольного возраста и может быть реализован в любом дошкольном учреждении, в рамках любой общеобразовательной программы.

Актуальность

Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Что же происходит с водой в нашем общем доме под названием «Земля»?

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности,  в первую очередь, за собственное поведение и поступки.

Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире,  значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.

Наш проект мы назвали «Экология воды». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека

Выбрали  тему исследования: «Бережное отношение к воде».

Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику. А также влияние воды, как на живую природу, так и на неживую

Миссия  педагогического проекта: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Цель: сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к воде; развивать любознательность , логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поиского- познавательной деятельности.

Определили следующие задачи:

  1. Оздоровительные
  • охранять и укреплять здоровье детей;
  • учить детей правильно взаимодействовать с природой;
  • формировать умения рационально использовать природные ресурсы;
  1. Образовательные
  • расширять и углублять знания и представления об окружающем мире, в том числе и о воде;
  • развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать;
  • развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность;
  • формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  1. Воспитательные
  • формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми;
  • учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.

Формами обучения стали:

  • Занятия
  • Экскурсии
  • Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений
  • Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность
  • Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
  • Целевые прогулки на природе
  • Игры: подвижные, дидактические, настольные
  • Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.
  • Организация труда в уголке природы, на участке детского сада
  • Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы
  • Работа с календарем природы, дневники наблюдения.

Работа направлена на:

  • Развитие речи
  • Развитие логического мышления
  • Пробуждение воображения и фантазии
  • Обобщение представлений о природе
  • Классификация представлений о природе.
  • Развитие коммуникативных качеств у детей.

Совместная деятельность взрослых  и детей,  в которой используются такие формы как:

Наблюдения в уголке природы;

Целевые наблюдения;

  • Рассматривание иллюстраций о природе;
  • Экспериментальная и поисковая деятельность;
  • Труд в уголке природы и на участке детского сада;
  • Совместная экскурсия детей и родителей на водоем;

Воспитание бережного  отношения к воде.

Интересные беседы :

«Вода. Какая она?» (где встречается вода в повседневной жизни)

«Как поступает вода в наши дома».

«Мы пришли на водоем» (о безопасном поведении у водоема летом и зимой).

«Значение воды».

«Мировой океан».

«На пруду».

«Ручейки и озера».

«Родники. Образование родников».

«Почему воду нужно беречь».

«Берегите воду».

«Кто живет  в реке, море, океане?» и много других.

Изюминка моего проекта в том, что мы с детьми не стали решать глобальные экологические проблемы как спасти мир, а постарались решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение  к воде.

Начали с экспериментальной деятельности. Были проведены такие эксперименты как:

  • «Ходит капелька по кругу» — этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют.
  • «Красота воды» ,на котором дети увидели, что вода может приобретать цвет.
  • Был проведен большой цикл опытов и экспериментов на тему: «Какой бывает вода».

— Вода прозрачная.

— У воды нет вкуса.

— У воды нет запаха.

— Лед – твердая форма воды.

—  Пар – это тоже вода.

— Лед легче воды.

В процессе реализации проекта рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип развития отражает чёткую ориентацию познавательной деятельности на развитие личностных качеств: ответственность, гуманизм и т.д.;
  • Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательной деятельности.
  • Принцип диалогического общения, как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребёнка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  • Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребёнка и своевременной воспитательно- образовательной работы.

Ожидаемые результаты от реализации проекта:

  • Сформировать мотивацию детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • Развитие социально-значимых качеств личности;
  • Ответственное отношение детей к окружающей среде.
  • Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Вывод: мы добились результата – дети осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдут мимо включенного крана. Не смогут бросить и пройти мимо мусора возле водоема и в сам водоем. Не сорвут растения, растущие в воде и вокруг водоемов. Будут бережно относиться к родникам. Вырастут экологически грамотными людьми.

Мы надеемся, что дети и дальше будут  расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам. возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить мир, начни изменять себя.

Участники проекта : Дети 4-7 лет, воспитатели, родители, сотрудники детского сада.

Сроки реализации проекта: долгосрочный

Список литературы

1  Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб.:-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил.- Прил:1 электрон .опт. диск (Библиотека программы «Детство»)

2  Коломина И.В. Занятия по экологии в детском саду-М.:ТЦ Сфера, 2008-144 с.

3  Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду, Младшая и средняя группы: Методическое пособие/Под ред. Г.М.Киселевой, Л.Н. Понаморёвой. М.,ТЦ Сфера, 2008,-176 с.

4   Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.\Под ред. Л.М.Маневцевой: СПб: Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.