Экологическое воспитание дошкольников

воспитатель Кустова Елена Анатольевна, Иркутская область, Урик

В наше время экологическое воспитание имеет важное  значение для всего общества. За  годы пользования природными ресурсами, человечество не задумывалось о последствиях.  Потребительское отношение к природе, вмешательство  в её природные процессы, привело к серьёзным  экологическим проблемам, которые теперь вызывают большую тревогу.                                                        Каждый ребёнок  развивается в природной среде, и в будущем тоже будет пользоваться плодами природы, поэтому так важно  начиная с раннего возраста, учить детей бережному отношению к природе.  Именно экологическое воспитание учит человека ценить природу, любить её. Чтобы уметь жить в согласии с природой, люди  на протяжении всей жизни должны учиться общению с природой.

В дошкольном возрасте дети знакомятся с первыми экологическими понятиями, ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, знакомится с разными биологическими видами, у детей закладываются основы экологического мышления и  культуры.               

Задачей экологического воспитания ПО ФГОС является — формирование экологического сознания, воспитание гуманной, экологически культурной личности, способной ответственно относится  к окружающей среде понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Если ребенок будет обладать экологическими знаниями,  то он не будет    обижать растения – ломать ветки деревьев, рвать  и топтать  цветы или просто забывать заботиться о них (например, о комнатных растениях).

Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в трудовой деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы. Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности, любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, воспитывает интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать у детей любовь к ней. Любить природу это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

Также для освоения основ экологического воспитания применяют другие методы и формы работы. Предпочтение следует отдавать тем методам и приёмам, которые помогают детям понять природу. Нужно выделить такие методы как: наблюдение, эксперимент, экскурсии, , игры.  Также применяются методы художественной литературы: рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений. Хороший метод воспитания работа с родителями это — родительские собрания, консультации, беседы.

Важной стороной является нравственно-эстетическую сторона отношения человека к природе и ее воздействие на личность. Нравственно-эстетическое отношение к природе хорошо раскрываются в художественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся дошкольники. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Наглядные пособия и художественные произведения в детском саду, содержательно и эмоционально отражающие объекты и образы природы, помогают детям почувствовать природу, через чувства восприятия, образного мышления, ребёнок лучше понимает природу, становится ближе к ней. Хорошо помогают восприятию природных явлений, различные музыкальные произведения, отражающие природу ее явления, деятельность людей.  Детям нравятся познавательные видеофильмы, надо показывать им фильмы о лесе, пустыне, обитателях арктических и тропических зон, о животных жарких стран на картинках или в зоопарке, такой метод  расширяет их кругозор, вызывает интерес к окружающему миру.    Еще один из  методов игра, это основной вид деятельности у детей дошкольного возраста. Важный момент этого метода заключается в том, чтобы увлечь детей  любимой деятельностью и создать благоприятные условия для восприятия «природного» содержания.                                                                                                Самое важное в экологическом воспитании дошкольников – личная заинтересованность воспитателя, привить детям и родителям желание любить, беречь и охранять природу, и  самому быть эталоном для подражания.  Экологическое воспитание проходит в условиях комплексного подхода взаимосвязано. Так, бережное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что наша планета неповторима, уникальна, нуждается в нашей заботе. Важным условием работы с детьми, при комплексном подходе, является создание среды, в которой дети учатся бережному отношению к природе и активно, по мере своих возможностей, участвуют в природоохранной деятельности. Развивающая экологическая среда:

  • зимний сад;
  • уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
  • растительный мир на участке;
  • учебно-наглядные пособия;
  • живой уголок.

Для создания развивающей среды в дошкольном учреждении, педагогу нужно организовать экологическое пространство, ежедневно поддерживать условия, необходимые для жизни всех живых существ. Такой метод экологического воспитания приучает детей думать и реально заботиться о растениях и животных, живущих рядом с ними. Такой метод может работать только при условии совместного взаимодействия взрослого и детей.                                                                              Важную роль в образовании дошкольников играет непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Современные дети, особенно городские, имеют слабое представление о живой  природе. Поэтому необходимо начинать с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни. Можно посадить растения на участках детского сада и наблюдать за их развитием, ухаживать. Это хороший  познавательный материал  для реализации полноценного экологического воспитания. Действенный метод выполнение сельскохозяйственной деятельности, в области охраны природы,  на таких занятиях ребята знакомятся с  разными животными  и растениями, изучают их виды, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения. Процесс обучения будет малоэффективным без непосредственного взаимодействия с природой,  эмоционального восприятия деревьев, трав, цветов.  Дети наше будущие и как они будут относиться к природе, пользоваться природными ресурсами, зависит от экологического образования, которое он получит в детстве, важно чтобы ребёнок получил специальные знания, умения и навыки, необходимые для жизни и труда. Только тогда можно быть уверенными, что экологический кризис нам не грозит.

Список литературы

  1. Николаева С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома: метод. пособие: издание Мозаика-Синтез, 2013. – 120с.
  2. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников: метод. пособие: издание Сфера, 2011. – 128с.
  3. Николаева С. Н.Система экологического воспитания дошкольников: пед. пособие: издание Мозайка синтез, 2011г. – 256с.
  4. Николаева С. Н.Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников: пособие для спец. Дошкольного уч: издание Мозайка – синтез, 2010г. – 114с.