Программа для детей дошкольного возраста: «Созвездие русской народной сказки» (Проект)

Емельянова Олеся Ивановна, воспитатель МКДОУ детский сад – «Золотой ключик» г. Новосибирск

       Пояснительная записка

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

Общие цели программы

  1. Содействие гармонизации психо — речевого и общего развития дошкольников. 2. Осуществление развития эмоционально — волевой и поведенческой сферы детей посредством разнообразной деятельности, связанной с содержанием русской  народной сказки. 3. Содействие социальной адаптации детей, введению их в  отечественную культурную традицию посредством русской  народной  сказки.

В соответствии с целями программы, были поставлены следующие задачи:

Задачи программы

  1. Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в художественную литературу. 2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи. 3. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.

Методы работы со сказкой   1. Отбор литературного материала.

В своей работе использую (русские народные сказки).

  1. Направления в работе — Определяю ведущие  направления в работе со сказкой: — Познавательное развитие; — Социальное развитие

-Развитие творческого воображения  

3.Формы организации

Использую в работе  следующие формы организации:

-игровые занятия;

-комплексные занятия;

-самостоятельная игровая деятельность детей;

-самостоятельная продуктивная деятельность детей;

-праздники.

— работа с родителями.

Методы и приемы

В качестве основных методов и приемов использую:

элементы  ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры — экспериментирования с предметами и материалами;

-моделирование сказочных сюжетов;

-творческие задания;

-пластические игры и упражнения;

-элементы драматизации.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности  как качества личности у дошкольников;  учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Программа «Созвездие русской сказки»  состоит из блоков:

1) использование сказки  в  нравственном  воспитание дошкольников;  2) роль языка русской народной сказки  в развитии речи детей дошкольного возраста; 3) приобщение детей дошкольного возраста к истокам традиционной народной культуры через русскую сказку; 4) использование сказки в  изобразительной   деятельности  дошкольников; 5) использование сказки на музыкальных занятиях дошкольников; 6)использование сказки  в театрализованной и игровой деятельности дошкольников.

Блоки реализации программы

«Созвездие русской народной сказки»

1.Использование сказки  в  нравственном  воспитание дошкольников

  1. Роль языка русской народной сказки в развитии речи детей дошкольного возраста; 3. Словесные зарисовки; 4. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей; 5. По моей  просьбе дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; 6Напоминаю один из эпизодов и прошу рассказать о нем подробнее; 7.  Драматизация отрывков.

Использование сказки в  изобразительной  деятельности  дошкольников

Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.   Ветлугина  Н.А. определила  следующую классификацию методов художественного обучения, которые я использую в своей работе:   — метод побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, чтобы произведения искусства отличались высокой художественностью, а при слушании детьми сказок, важно не только точное воспроизведение воспитателем текста, но и эмоционально — образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

метод убеждения позволяет развить у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;  — метод приучения, упражнения  в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т.е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых.   Используя  этот метод в работе с детьми, дети проявляли интерес к изготовлению  своими руками атрибутов  к сказкам. Выполняли атрибуты из бросового материала, украшали их.  Изготовили совместно с взрослыми «цветные сказки», «сказки из мусора» подобрав самостоятельно материал. Для  проведения  праздника «Мир русской сказки»,  дети  подготовили  поделки своими руками.