Емельянова Олеся Ивановна, воспитатель МКДОУ детский сад – «Золотой ключик» г. Новосибирск
Пояснительная записка
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.
Общие цели программы
- Содействие гармонизации психо — речевого и общего развития дошкольников. 2. Осуществление развития эмоционально — волевой и поведенческой сферы детей посредством разнообразной деятельности, связанной с содержанием русской народной сказки. 3. Содействие социальной адаптации детей, введению их в отечественную культурную традицию посредством русской народной сказки.
В соответствии с целями программы, были поставлены следующие задачи:
Задачи программы
- Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в художественную литературу. 2. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развития образного строя и навыков связной речи. 3. Развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от услышанного, увиденного, прочувствованного, потребность радовать близких результатами своего труда.
Методы работы со сказкой 1. Отбор литературного материала.
В своей работе использую (русские народные сказки).
- Направления в работе — Определяю ведущие направления в работе со сказкой: — Познавательное развитие; — Социальное развитие
-Развитие творческого воображения
3.Формы организации
Использую в работе следующие формы организации:
-игровые занятия;
-комплексные занятия;
-самостоятельная игровая деятельность детей;
-самостоятельная продуктивная деятельность детей;
-праздники.
— работа с родителями.
Методы и приемы
В качестве основных методов и приемов использую:
элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры — экспериментирования с предметами и материалами;
-моделирование сказочных сюжетов;
-творческие задания;
-пластические игры и упражнения;
-элементы драматизации.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
Программа «Созвездие русской сказки» состоит из блоков:
1) использование сказки в нравственном воспитание дошкольников; 2) роль языка русской народной сказки в развитии речи детей дошкольного возраста; 3) приобщение детей дошкольного возраста к истокам традиционной народной культуры через русскую сказку; 4) использование сказки в изобразительной деятельности дошкольников; 5) использование сказки на музыкальных занятиях дошкольников; 6)использование сказки в театрализованной и игровой деятельности дошкольников.
Блоки реализации программы
«Созвездие русской народной сказки»
1.Использование сказки в нравственном воспитание дошкольников
- Роль языка русской народной сказки в развитии речи детей дошкольного возраста; 3. Словесные зарисовки; 4. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей; 5. По моей просьбе дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; 6. Напоминаю один из эпизодов и прошу рассказать о нем подробнее; 7. Драматизация отрывков.
Использование сказки в изобразительной деятельности дошкольников
Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Ветлугина Н.А. определила следующую классификацию методов художественного обучения, которые я использую в своей работе: — метод побуждение к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, чтобы произведения искусства отличались высокой художественностью, а при слушании детьми сказок, важно не только точное воспроизведение воспитателем текста, но и эмоционально — образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;
— метод убеждения позволяет развить у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно; — метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, чтобы ребенок проявлял желание украсить, улучшить окружающее, т.е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых. Используя этот метод в работе с детьми, дети проявляли интерес к изготовлению своими руками атрибутов к сказкам. Выполняли атрибуты из бросового материала, украшали их. Изготовили совместно с взрослыми «цветные сказки», «сказки из мусора» подобрав самостоятельно материал. Для проведения праздника «Мир русской сказки», дети подготовили поделки своими руками.
- «ОГОНЬ – НАШ ДРУГ, ОГОНЬ – НАШ ВРАГ» (Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект) (50%)
- Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова» (50%)
- Проект «Хочу всё знать» (50%)
- Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Земля-наш общий дом» (50%)
- Проект по социально-личностному развитию дошкольников, посвященный космонавтике «Навстречу звездам» (50%)
- Тема: «Проект «Мамочка милая моя, солнышко мое» (RANDOM - 50%)