Открытый урок математики на тему: «Решение задач на движение»

Валинурова Файруза Халасовна, учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 15 г. Нефтекамск

Ход урока

  1. Ориентировочно – мотивационный этап

1 . Организационный момент.

Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.

Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.

Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!

– Сегодня урок математики поможет нам попасть в волшебную страну доброты, где мы найдём верных товарищей!
– Давайте вспомним, каким людям рады в этой стране?
(Счастливым, отзывчивым, людям, у которых все получается, которые не боятся трудностей и преодолевают их).

Если доброта, как солнце светит –
Радуются взрослые и дети!

  1. Выравнивание знаний

— Девизом нашего путешествия станет крылатое выражение. А какое? – это вы узнаете из первого задания. Нужно расшифровать это выражение, решив примеры.

Порядок работы:

– Вам необходимо решить примеры на карточке и расшифровать слово. Работать будем в паре.

2       5       16     30     34     40     63     72     80     99     100   120   500   800

п       и       д       б       л       а        о       ы       е        ь        с        т        р       ш

С– 16 = 84 с

С×46=92    п

130 — с=50  е

х×9=7200  ш

150 : а=30  и

а:30=4        т

а-16=64      е

2 ряд

2       5       16     30     34     40     63     72     80     99     100   120   500   800

п       и       д       б       л       а        о       ы       е        ь        с        т        р       ш

64: х = 4     д

130-с=50    е

56 – к = 22 л

1200: а =30         а

а:30=4        т

100 – у = 1 ь

3 ряд

2       5       16     30     34     40     63     72     80     99     100   120   500   800

п       и       д       б       л       а        о       ы       е        ь        с        т        р       ш

64: х = 4     д

А:9 = 7       о

210 – х = 180      б

а×5 = 2500 р

100 – х = 28        ы

130 — с=50  е

На доске

2       5       16     30     34     40     63     72     80     99     100   120   500   800

п       и       д       б       л       а        о       ы       е        ь        с        т        р       ш

64: х = 4     д

130-с=50    е

56 – к = 22 л

1200: а =30         а

– Какие слова у вас получились?
– Какое выражение можно составить из этих слов? (Спешите делать добрые дела!)
– Эти слова будут девизом нашего урока. На нём мы закрепим знания по изученным темам, будем решать задачи и узнаем кое-что из истории человечества. На чём же мы отправимся на первую станцию «Блицтурнир»

(На машинах, поезде, самолёте).

II . Операционально — исполнительский этап.

  1. Решение учебной задачи. Постановка проблемных ситуаций.

— Верно, только на необычных машинах, смотрите и узнавайте интересные факты из истории и науки!

Предшественник автомобиля – паромобиль был построен в 1769 году французом Кюнью. Паромобиль мог проехать за 4 часа – 12 километров. Какова  была его скорость?

Первый в мире паровоз построил англичанин Тривайтик в 1803 году.  Без вагонов паровоз развивал скорость 26 км/ч. За сколько часов он преодолел расстояние 104 км.

Первый самолёт братьев Райт пролетел 30 метров за 10 секунд.

Какова была его скорость?

Первая дизельная подлодка «Минога» была построена в России в 1908 году по проекту Ивана Бубнова. Она развивала скорость под водой

8 км/ч. Сколько километров она могла пройти за 6 часов?

Дирижабль за 40 часов полёта в Арктике пролетел 5000  километров. С какой скоростью он летел?

– Ребята, кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О движении)
– Запишите в тетради число, классная работа и тему урока “Решение задач на движение”.
– Мы с вами не первый урок занимаемся по данной теме.

– Какова наша главная цель? (Устанавливать зависимость между величинами, находить неизвестные величины на более высоком уровне)

  1. Отправляемся в путешествие. Вторая  остановка через 168 км.  А чтобы нам не было скучно, давайте попробуем решить простые задачи.
    (Один ученик за доской записывает решение, второй – формулы, которыми мы будем пользоваться)
    Поставьте вопрос и решите задачу.
    Велосипедист проехал 168 км со скоростью 14 км/ч. Чему равно время велосипедиста? (12 ч)
    2. А если бы мы отправились в это путешествие пешком, то затратили бы на этот путь 28 часов. С какой скоростью нам пришлось бы идти? (6км/ч).

– Посмотрите, все ли правильно сделали ребята?
– Что нужно было найти в первой задаче? (Время)
– Как находится время? T=S:V
– Что нужно было найти во второй задаче? (Скорость),
– Как находится скорость? V= S:t  

Вывод. – Молодцы, мы с вами вспомнили формулы, как найти скорость, время, расстояние.

—  Как вести себя на дороге? Какие правила мы должны знать?

– Пока мы с вами решали задачи – прибыли на третью  остановку. Давайте отдохнем, посмотрите, как тут красиво, как интересно

  1. Программированное усвоение учебного материала.
    – Как вы думаете, научились мы решать простые задачи?
    – Сегодня мы разберем решение более сложных задач на встречное, противоположное движение и я надеюсь, что справиться с этими задачами вам поможет умение записывать условие задачи разными способами, что мы с вами и делаем на каждом уроке. Давайте поможем велосипедисту и мотоциклисту встретиться?

3.Самостоятельная работа учащихся по моделированию, решению задач.

Составьте обратные задачи на нахождение скорости, времени и расстояния. Работайте в тетрадях. Кратко запишите условие, а задачи составьте и расскажите устно.

Дети выполняют задания. Один-два ученика рассказывают задачи.

  1. Работа по учебнику. С.64 №17  

—  Вот и учебник просит нас помочь.  Сделаем доброе дело?

— Записываем условие задачи.

V – 62 км/ч

t – 5 часов

Осталось – в 2 раза > км пройти.

S- ? км

— Что известно в задаче?

62 ×5 = 310 (км) прошёл

310 ×2 = 620 (км) осталось пройти

310 + 620 = 930 (км) весь путь

  1. Задание на сообразительность.

— В 19 веке поезд  мог проехать 888 вёрст за сутки.  Какое расстояние поезд проезжал за сутки и 13 часов? 1 верста = 1 км 60 м

Можно узнать, сколько вёрст поезд проезжал за час?

888 : 24 = 37 (верст/ час)

13 ×37 = 481 (верста) за 13 часов

888 + 481 = 1369 (вёрст) за сутки и 13 часов

III. Рефлексивно – оценочный этап.4 этап. Рефлексия.

Тест.

Давайте проверим, как вы научились решать задачи на движение!

  1. Укажи единицу, которая является единицей скорости.

1) час

2) километр

3) миллиметр в секунду

4) квадратный метр

  1. Укажи скорость самолета, если за 3 часа он пролетел 2400 км.

1) 800 км/ч

2) 800 км

3) 7200 км/ч

4) 850 км/ч

  1. Укажи скорость самолета, если за 3 часа он пролетел 2400 км.

1) 800 км/ч

2) 800 км

3) 7200 км/ч

4) 850 км/ч

Домашнее задание.

– Как вы думаете, рады будут нам жители  волшебной страны?
– Как вы считаете, что у нас хорошо получается?
– А над чем нам надо еще поработать?

—  Молодцы!!! Спасибо за урок.