Валинурова Файруза Халасовна, учитель начальных классов, МОБУ СОШ № 15 г. Нефтекамск
Ход урока
- Ориентировочно – мотивационный этап
1 . Организационный момент.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света.
Без счета не сможет подняться ракета.
Учебник научит вас точному счету,
Скорей за работу, скорей за работу!
– Сегодня урок математики поможет нам попасть в волшебную страну доброты, где мы найдём верных товарищей!
– Давайте вспомним, каким людям рады в этой стране?
(Счастливым, отзывчивым, людям, у которых все получается, которые не боятся трудностей и преодолевают их).
Если доброта, как солнце светит –
Радуются взрослые и дети!
- Выравнивание знаний
— Девизом нашего путешествия станет крылатое выражение. А какое? – это вы узнаете из первого задания. Нужно расшифровать это выражение, решив примеры.
Порядок работы:
– Вам необходимо решить примеры на карточке и расшифровать слово. Работать будем в паре.
2 5 16 30 34 40 63 72 80 99 100 120 500 800
п и д б л а о ы е ь с т р ш
С– 16 = 84 с
С×46=92 п
130 — с=50 е
х×9=7200 ш
150 : а=30 и
а:30=4 т
а-16=64 е
2 ряд
2 5 16 30 34 40 63 72 80 99 100 120 500 800
п и д б л а о ы е ь с т р ш
64: х = 4 д
130-с=50 е
56 – к = 22 л
1200: а =30 а
а:30=4 т
100 – у = 1 ь
3 ряд
2 5 16 30 34 40 63 72 80 99 100 120 500 800
п и д б л а о ы е ь с т р ш
64: х = 4 д
А:9 = 7 о
210 – х = 180 б
а×5 = 2500 р
100 – х = 28 ы
130 — с=50 е
На доске
2 5 16 30 34 40 63 72 80 99 100 120 500 800
п и д б л а о ы е ь с т р ш
64: х = 4 д
130-с=50 е
56 – к = 22 л
1200: а =30 а
– Какие слова у вас получились?
– Какое выражение можно составить из этих слов? (Спешите делать добрые дела!)
– Эти слова будут девизом нашего урока. На нём мы закрепим знания по изученным темам, будем решать задачи и узнаем кое-что из истории человечества. На чём же мы отправимся на первую станцию «Блицтурнир»
(На машинах, поезде, самолёте).
II . Операционально — исполнительский этап.
- Решение учебной задачи. Постановка проблемных ситуаций.
— Верно, только на необычных машинах, смотрите и узнавайте интересные факты из истории и науки!
Предшественник автомобиля – паромобиль был построен в 1769 году французом Кюнью. Паромобиль мог проехать за 4 часа – 12 километров. Какова была его скорость?
Первый в мире паровоз построил англичанин Тривайтик в 1803 году. Без вагонов паровоз развивал скорость 26 км/ч. За сколько часов он преодолел расстояние 104 км.
Первый самолёт братьев Райт пролетел 30 метров за 10 секунд.
Какова была его скорость?
Первая дизельная подлодка «Минога» была построена в России в 1908 году по проекту Ивана Бубнова. Она развивала скорость под водой
8 км/ч. Сколько километров она могла пройти за 6 часов?
Дирижабль за 40 часов полёта в Арктике пролетел 5000 километров. С какой скоростью он летел?
– Ребята, кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О движении)
– Запишите в тетради число, классная работа и тему урока “Решение задач на движение”.
– Мы с вами не первый урок занимаемся по данной теме.
– Какова наша главная цель? (Устанавливать зависимость между величинами, находить неизвестные величины на более высоком уровне)
- Отправляемся в путешествие. Вторая остановка через 168 км. А чтобы нам не было скучно, давайте попробуем решить простые задачи.
(Один ученик за доской записывает решение, второй – формулы, которыми мы будем пользоваться)
Поставьте вопрос и решите задачу.
Велосипедист проехал 168 км со скоростью 14 км/ч. Чему равно время велосипедиста? (12 ч)
2. А если бы мы отправились в это путешествие пешком, то затратили бы на этот путь 28 часов. С какой скоростью нам пришлось бы идти? (6км/ч).
– Посмотрите, все ли правильно сделали ребята?
– Что нужно было найти в первой задаче? (Время)
– Как находится время? T=S:V
– Что нужно было найти во второй задаче? (Скорость),
– Как находится скорость? V= S:t
Вывод. – Молодцы, мы с вами вспомнили формулы, как найти скорость, время, расстояние.
— Как вести себя на дороге? Какие правила мы должны знать?
– Пока мы с вами решали задачи – прибыли на третью остановку. Давайте отдохнем, посмотрите, как тут красиво, как интересно
- Программированное усвоение учебного материала.
– Как вы думаете, научились мы решать простые задачи?
– Сегодня мы разберем решение более сложных задач на встречное, противоположное движение и я надеюсь, что справиться с этими задачами вам поможет умение записывать условие задачи разными способами, что мы с вами и делаем на каждом уроке. Давайте поможем велосипедисту и мотоциклисту встретиться?
3.Самостоятельная работа учащихся по моделированию, решению задач.
— Составьте обратные задачи на нахождение скорости, времени и расстояния. Работайте в тетрадях. Кратко запишите условие, а задачи составьте и расскажите устно.
Дети выполняют задания. Один-два ученика рассказывают задачи.
- Работа по учебнику. С.64 №17
— Вот и учебник просит нас помочь. Сделаем доброе дело?
— Записываем условие задачи.
V – 62 км/ч
t – 5 часов
Осталось – в 2 раза > км пройти.
S- ? км
— Что известно в задаче?
62 ×5 = 310 (км) прошёл
310 ×2 = 620 (км) осталось пройти
310 + 620 = 930 (км) весь путь
- Задание на сообразительность.
— В 19 веке поезд мог проехать 888 вёрст за сутки. Какое расстояние поезд проезжал за сутки и 13 часов? 1 верста = 1 км 60 м
Можно узнать, сколько вёрст поезд проезжал за час?
888 : 24 = 37 (верст/ час)
13 ×37 = 481 (верста) за 13 часов
888 + 481 = 1369 (вёрст) за сутки и 13 часов
III. Рефлексивно – оценочный этап.4 этап. Рефлексия.
Тест.
— Давайте проверим, как вы научились решать задачи на движение!
- Укажи единицу, которая является единицей скорости.
1) час
2) километр
3) миллиметр в секунду
4) квадратный метр
- Укажи скорость самолета, если за 3 часа он пролетел 2400 км.
1) 800 км/ч
2) 800 км
3) 7200 км/ч
4) 850 км/ч
- Укажи скорость самолета, если за 3 часа он пролетел 2400 км.
1) 800 км/ч
2) 800 км
3) 7200 км/ч
4) 850 км/ч
Домашнее задание.
– Как вы думаете, рады будут нам жители волшебной страны?
– Как вы считаете, что у нас хорошо получается?
– А над чем нам надо еще поработать?
— Молодцы!!! Спасибо за урок.
- «Совершенствование начального общего образования в условиях гуманизации образовательного процесса» (50%)
- Открытый показ образовательной деятельности по физической культуре по теме «Посуда» (50%)
- Авторская методическая разработка по литературному чтению для 2-4 классов «Электронное учебное пособие «Читалка» (50%)
- Внеклассное чтение. Тема: В. Катаев Цветик- семицветик (50%)
- Разработка занятия по теме: «Штукатурные работы: назначение, виды, классификация в зависимости от применяемых материалов» (50%)
- Конспект урока по теме: «Однозначные и многозначные слова». (RANDOM - 50%)