Авторская методическая разработка по литературному чтению для 2-4 классов «Электронное учебное пособие «Читалка»

Смирнова Наталья Николаевна, учитель начальных классов МКОУ Евстратовская СОШ Воронежской области

Авторская методическая разработка по литературному чтению для 2-4 классов «Электронное учебное пособие «Читалка», которое включает в себя  CD-комплект литературных текстов с иллюстрациями для организации коллективной работы с единым текстом и организации работы с ним на уроках внеклассного чтения во 2- 4 классах или на занятиях по внеурочной деятельности.

Пособие может применяться по любому УМК начальной школы.

Содержание:

  1. Актуальность и полезность инноваций в образовании
  2. Актуальность и полезность пособия «Читалка»
  3. Цель разработки электронного пособия «Читалка»
  4. Новизна и оригинальность разработки:
    • Новизна и оригинальность разработки
    • Авторские инновации

4.3.Предметность

4.4.Структура методического электронного пособия

4.5.Методика применения методического электронного пособия

  1. Итоги апробации методической разработки
  2. Приложение 1 – скриншот корневой папки методического электронного пособия «Читалка» и файла с детским произведением.

1.Актуальность и полезность инноваций в образовании

Все мы прекрасно знаем, что знания приходят только к заинтересованному человеку.  И это действительно так. Но, к великому сожалению, в настоящее время у учеников среднего и старшего звена наблюдается слабая мотивация к учёбе, да и у детей младшего школьного возраста мы подчас отмечаем низкую заинтересованность в обучении.

Но ведь, уже не раз подчёркивалось, что начальная школа — это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Поэтому я, как учитель, ставлю перед собой цель – обеспечить положительную мотивацию обучения; активизировать познавательную деятельность учащихся. А для достижения данной цели предопределяю определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. На мой взгляд, решить эту проблему можно через внедрение проектной, исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий.            Внедрение инновационных технологий — это не дань моде, это объективная необходимость. Прежде всего, возрастает положительная учебная мотивация обучения, качество знаний. Ребята любят такие уроки, они очень активны, им всё интересно. Увеличивается объём выполняемой работы, эффективность урока. Такие уроки активизируют познавательный процесс, развивают внимание у учащихся, память; прививают самостоятельность, что немаловажно для учащихся начальной школы.

С применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

2.Актуальность и полезность методического электронного пособия «Читалка»

Наличие общегосударственной проблемы воспитания школьников как читателей, выработки у них самостоятельных читательских навыков, имеющей  не только педагогический, но и социальный характер в связи с тем, что министерством образования сокращено количество часов на предмет литературное чтение (за счёт введения предмета Основы религиозных культур и светской этики).  Нехватка в ОУ детского фонда художественной литературы в детском печатном издании в необходимом количестве для ознакомления всем классом с общим произведением на тему занятия. А ведь чтение является важным средством активизации познавательной деятельности учеников, а правильно организованная работа с литературным источником является и источником духовного развития школьников.

На мой взгляд, решить эту проблему можно через внедрение проектной, исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий.

3.Цель разработки электронного пособия «Читалка»

Цель разработки методического электронного пособия «Читалка»

  • активизация познавательной деятельности школьников на предметах гуманитарного цикла, формирование положительной мотивации к обучению,
  • увеличение эффективности урока внеклассного чтения и объёма выполняемой работы на уроке,
  • помочь учителю с организацией коллективной работы над общим произведением на уроках внеклассного чтения в связи с недостаточностью детского литературного фонда школьных и семейных библиотек,
  • познакомить учащихся с детской литературой, входящей в круг чтения современного младшего школьника,
  • сформировать интерес к книге, умения и навыки работы с произведением, с компьютером, воспитать положительное отношение к самостоятельному чтению.
  • формировать умение у младших школьников добывать знания.
  • Закрепить навыки работы младшего школьника в текстовом редакторе Word.

4.Новизна и оригинальность методического электронного пособия «Читалка»

4.1.Новизна и оригинальность пособия: состоит в том, что:

  1. В CD- комплекте детских литературных произведений «Читалка» (в текстовом редакторе Word), для общего ознакомления в дисплейном классе на занятия внеклассного чтения или занятиях внеурочной деятельности «Читалка» во 2 – 4 классах, текст набран кеглем 14, абзацы текста залиты по очереди светло-зелёным и белым фоном, для удобства чтения текста на вертикальном мониторе. После текста выставлены иллюстрации к произведению для рассматривания детьми, анализа и сопоставления с текстом. Для организации словарной работы необходимые слова в тексте выделены полужирным курсивом синего цвета. Наличие в тексте гиперссылок: для раскрытия понятий и литературных терминов (слово «былина»); для раскрытия кругозора школьников (слово «Киев»).

4.2.Авторские инновации:

1) фон абзацев через один залит бледно-зелёной краской для удобства чтения текста с вертикальной поверхности экрана компьютера;

2) цвет фоновой заливки не способствует утомлению глаз.

3) слова для словарной работы выделены в тексе жирным курсивом синего цвета.

4) после текста размещены 1 —  2 рисунка по содержанию текста.

5) наличие в тексте гиперссылок: для раскрытия понятий и литературных терминов («былина»); для раскрытия кругозора школьников («Киев»)

6)авторские методические рекомендации по использованию электронного учебного пособия.

4.3.Предметность:

уроки внеклассного чтения во 2 — 4 классах

на занятия по внеурочной деятельности.

Пособие может применяться по любому УМК начальной школы.

4.4.Структура электронного учебного пособия:

  1. Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности в 4 классе «Читалка»
  2. Папка «CD-комплект литературных текстов»,
  3. Папка «Гиперссылки»,
  4. Методические рекомендации по использованию электронного учебного пособия.

4.5.Методика применения электронного пособия:

  1. Урок с данным электронным пособием проводится в компьютерном классе.
  2. На этапе ознакомления и работы с общим литературным произведением дети включают персональные компьютеры и открывают необходимый файл: имя автора произведения выделено жёлтым фоном. Текст разбит на абзацы, которые через один залиты светло-зелёным фоном для удобства чтения текста с вертикальной поверхности монитора.
  3. Чтения текста по цепочке (или самостоятельно) по абзацам.
  4. Словарная работа проводится в течение прочтения произведения. Слова для анализа выделены жирным курсивом синего цвета.
  5. Беседа по содержанию произведения и определению главной мысли.
  6. Рассматривание иллюстрации после текста. Определение, к какому моменту из произведения она подходит. Если иллюстрация отсутствует можно применить приём словесного рисования.
  7. Наличие в тексте гиперссылок: для раскрытия понятий и литературных терминов («былина»); для расширения кругозора школьников («Киев»)
  8. Далее урок проводится в соответствии с методическими рекомендациями.

Пособие можно дополнять, добавляя литературные тексты в папку «CD-комплект литературных текстов», и тексты или рисунки в папку «Гиперссылки». Установить обязательно гиперссылку между необходимым словом из текста и нужным файлом из папки «Гиперссылки.

5.Практическая реализация пособия

Работу со свои пособием «Читалка» реализую много лет в своей практике на школьном уровне: на уроках литературного-внеклассного чтения или во внеурочной деятельности.

Делилась инновациями на муниципальном и областном уровне. Работа стала победителем на Всероссийском конкурсе «Мои инновации в образовании» среди педагогических работников системы образования РФ в номинации «Образовательные технологии» в 2015г.

Пособие может применяться по любому УМК начальной школы.

Свою работу в начальной школе я строю на основе развивающей программы «Перспективная начальная школа» в условиях новых ФГОС, где главным методом является системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход. Главным, к чему призывают нас новые ФГОС НОО – это не просто формирование знаний, умений и навыков, развитие способностей ребёнка и формирование компетенций, применимых на любом уроке, в любой деятельности, т.е. формирование универсальных учебных действий. Этому способствуют инновационные технологии, которые я с удовольствием применяю на уроках и во внеурочной деятельности:

  • Технологии системно-деятельностного подхода
  • Технологии дифференцированного обучения
  • Личностно-ориентированные технологии
  • Технологии проблемного обучения (при изучении новой темы или в начале работы над проектом)
  • Информационно-коммуникативные технологии
  • Компьютерные технологии (презентации, физминутки для глаз, ЦОР, заочные путешествия по городам и музеям и многое др)
  • Элементы дистанционного обучения
  • Проектно-исследовательская технологии (с 1 класса: проекты «Кормушка», «Скворушка», «Портфель первоклассника», «Красная книга Воронежской области», «Посади витамины» и многое другое)
  • Здоровьесберегающие технологии (являюсь автором школьной программы «Здоровье +» и 7 лет — руководителем экспериментальной здоровьесберегающей площадки в начальной школе)
  • Игровые технологии
  • Арт-технологии (на уроках обучения грамоте, литературного чтения, ДО «Этикет», ДО «Уроки здоровья»)
  • Тестовые технологии

Чтобы увлечь школьников учебным процессом, активизировать их познавательную деятельность и повысить эффективность уроков и занятий я сама составляю презентации к урокам, цифровые образовательные ресурсы.

Внедрение мной инноваций в образовательный процесс младших школьников имеет положительные результаты: у детей повысилась познавательная активность и самоподготовка на уроках чтения, информатики,  математики и окружающего мира, что отразилось в повышении качества знаний по этим предметам и в целом у младших школьников моего класса:

2010г-2011г- 83,9% (качество знаний 2 кл ФК ГОС),

2011 – 2012г – 85% (качество знаний 3 кл ФК ГОС),

2012-2013 г – 87 % (качество знаний 4 кл ФК ГОС ),

2013-2014 г- (1 кл ФГОС – не аттестуется)

2014-2015 г- 88,89 % (качество знаний 2 кл ФГОС)