Шеина Наталья Васильевна
Педагог дополнительного образования
МКУ ДО РЦДЮТТ г. Светлоград
Участники: педагог дополнительного образования, обучающиеся от 7 – 8 лет
Цель: заинтересовать обучающихся деятельностью творческого объединения и пробудить интерес к занятиям по дополнительной образовательной программе «Начальное – техническое конструирование и моделирование».
Задачи:
1.Обучающие:
— знакомство с деятельностью творческого объединения детей — получение знаний о конструировании с бумажным конструктором, с солёным тестом, квиллинг.
- Развивающие:
— формирование у обучающихся творческих способностей, воображения, фантазии. — пробуждение любознательности в области конструирования; — активизация словарного запаса, расширение знаний о конструировании
- Воспитывающие:
— знакомство ребят друг с другом, снятие барьера общения; — создание атмосферы открытости и доверия; — обеспечение у обучающихся мотивации к занятиям конструированием; — воспитание последовательности и аккуратности в работе, коммуникабельности, адекватной самооценки и самоконтроля.
Оборудование и материалы:
— презентация к занятию – модель робота
— конверты с раздаточным материалом (геометрические фигуры). — работы учащихся
— материалы и оборудование для работы (стеки, солёное тесто, бумага, зубочистки, ножницы, клей, полоски бумаги, влажные салфетки. )
План конспект занятия.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Наталья Васильевна, я работаю педагогом дополнительного образования в центре технического творчества города Светлоград и руковожу творческим объединением «Юный конструктор».
Игра на знакомство: «Назови своё имя».
Педагог: Для того чтобы наше занятие прошло успешно, нам необходимо познакомиться. Для начала я представлю вам нашего помощника, который будет с нами на протяжении всего занятия. Его зовут «Самоделкин». А тебя как зовут? (знакомятся, передавая «Самоделкина» из рук в руки и по очереди называют своё имя, а по окончании знакомства модель человечка остаётся на столе педагога).
Педагог: Вот мы и познакомились!
Ребята далеко-далеко, за полями, за горами есть волшебная планета. Она полна чудесных открытий, разных испытаний. Много дней мы будем путешествовать по ней. А называется она — Планета творчества.
Мы с вами живем на огромной планете, которая называется Земля.
На планета есть материки, страны, острова, города.
— А что еще я забыла назвать находящееся на нашей Земле?
Дети: океаны и моря
Педагог:— И на нашей планете тоже есть острова и моря! (приложение 1) И вот сегодня в большом море творчества появился новый кораблик, на котором мы с вами отправимся в путешествие! (показать картинку парусника) Вы готовы к путешествию по Планете творчества. Предлагаю отправиться в наше первое плавание на этом замечательном корабле с парусами надежды к самому главному порту на этой планете – порту Мечты.
На этом кораблике
Под парусами
Мы в дальние дали
Отправимся с вами.
Мы всех, кто захочет,
С собой повезем.
Ну что же, согласны?
Решили? Плывем!
Знакомство с островами
2.Основная часть.
Педагог: Итак, прямо по курсу у нас «Бумажный остров». Почему он так называется? Потому что здесь живут бумажные мастера, работающие в технике торцевание и квиллинг. Давайте с ними познакомимся.
1 мастерская — здесь творятся волшебные превращения в технике торцевание. Что же это такое?
Торцевание – это один из видов бумажного конструирования, искусство бумагокручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки -торцовочки. Торцевание бывает на пластилине и на бумаге. Существует несколько видов торцевания на бумаге: объемное, контурное, многослойное и плоскостное. (демонстрируются образцы готовых работ)
Мы переходим в мастерскую Квиллинга. Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции. Ребята, в квиллинге существует достаточно большое количество базовых элементов, причем на изготовление каждого элемента требуются считанные секунды.
Давайте попробуем с вами изготовить самый простой элемент «капелька» и выполним поздравительную открытку в технике квиллинг. Начинаем работу.
3.Практическая работа.
(показ слайда)
- Возьмите полоску двумя пальцами.
- Оттяните с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Это нужно, чтобы кончик легче наматывался на зубочистку.
- Плотно накрутите несколько витков бумаги на зубочистку.
- Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с зубочистку и дальше крутить вручную.
- Скручивайте плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
- Сверните всю полоску бумаги.
- Когда бумага вся свернута, расслабьте пальцы и позвольте бумажной спирали немного распуститься.
- Конец полоски приклеить к полоске клеем ПВА.
- Если сжать заготовку двумя пальцами, то получим заготовку «капля».
Прежде чем приступить к работе, давайте повторим т/б при работе с клеем.
По тому же принципу сделайте еще несколько заготовок.
Составьте композицию из элементов различных цветов.
Педагог: Посмотрите, какая замечательная открытка у нас получилась. Без открыток настоящий праздник не возможен – ведь они создают особое настроение радости и счастья. Вы ребята, очень старались, молодцы. Надеюсь, техника квиллинг вам понравилась, а с помощью этих приемов вы сможете создать необыкновенные композиции: от простого цветка до самых изысканных проектов.
Молодцы вы справились с заданием, и значит, мы можем отправляться на следующий остров.
Педагог: Это «соленый остров», потому что здесь живет волшебный материал — соленое тесто. Это пластичный, послушный, теплый материал. У него есть помощники: это стека (показываю) – основной инструмент при лепке, запомните: стекой не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто, его замешивают с солью. Давайте познакомимся с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках — пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться как каменное, но его легко можно разбить. Посмотрите, какие поделки получаются из соленого теста.
Физминутка.
Ребята, а погода испортилась.
Дождь
Приплыли тучи дождевые:
— Лей, дождь, лей!
(Ладони вниз, встряхивать кисти рук.)
Дождинки пляшут, как живые:
— Пей, рожь, пей!
(Ладони вверх, встряхивать кисти рук)
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(Руки ладонями вниз, встряхивать кисти рук.)
Ну — вот и развеялись тучи, и мы продолжаем путешествие к острову роботов. Давайте придумаем название этому острову!
Ответы детей. (Дружба, Железяка и т.п.)
Педагог: Ребята, послушайте стихотворение о дружелюбном роботе.
Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою, и я хожу,
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый робот.
Ребята, посмотрите, к нам с острова Роботов прилетел гость (Показать игрушку — робота). Давайте посмотрим, какой он и из чего состоит: голова, туловище, руки, ноги. Это тот самый добрый робот, о котором я вам рассказала в стихотворении. Но видите, он отличается от нас, ему скучно на нашем острове одному. Давайте найдем ему друзей.
Перед вами чертежи, изображающие роботов. Сколько их?
Ответы детей. (5-10шт)
Педагог: Молодцы ребята!
А теперь посмотрим, какие детали из строительного материала можно использовать для конструирования робота (параллелепипеды, полукуб, куб, маленький цилиндр и конус, призма)
- Практическая часть
Посмотрите на робота под №2 и попробуйте его построить. (работа с конструктором)
Построили? Молодцы! А теперь проверьте, устойчив ли робот? Подуйте на него.
Скажите, пожалуйста, какие детали вы использовали для конструирования.
Ответы детей (параллелепипед, цилиндр, полукуб)
Посмотрите, сколько друзей появилось у нашего гостя с острова Роботов.
5.Заключительная часть.
Сегодня мы начали свое путешествие по Планете творчества. Познакомились с инструментами, материалами, используемыми в работе, с правилами техники безопасности.
На каком острове вам понравилось больше всего?
(дети прикрепляют на карту кораблики на три острова: соленое тесто; бумажный остров; остров Роботов) .
Вы посетили только одно занятие объединения и смогли сделать такие прекрасные открытки, таких роботов, а ребята, которые занимаются постоянно, научились очень многому и достигли больших успехов. Мне очень хочется, чтобы путешествие по Планете творчества было захватывающим, интересным и увлекательным. Нам предстоит долгий путь в порт Мечты.
Рефлексия.
Ребята, давайте станем вкруг, возьмёмся за руки и скажем друг другу: «Спасибо за приятное занятие!».
- Конспект занятия по теме «Использование программ-аниматоров. Работа с Ulead Gif Animator» по программе «Юный мультипликатор» первый год обучения (50%)
- Экологический проект по теме «Зеленый островок (50%)
- Современные формы организации занятий по робототехнике в дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (50%)
- Сценарий открытого мероприятия по правилам дорожного движения «К движению – с уважением!» (50%)
- Педагогический опыт «Создание обучающимися электронного учебно-технологического комплекса» (50%)
- Методическая разработка. Спортивное мероприятие по ДО «Крепыши» (RANDOM - 50%)