Открытое занятие «Введение в образовательную программу»

Шеина Наталья Васильевна

Педагог дополнительного образования

МКУ ДО РЦДЮТТ г. Светлоград

 

Участники: педагог дополнительного образования, обучающиеся от 7 – 8 лет

Цель: заинтересовать обучающихся деятельностью творческого объединения и пробудить интерес к занятиям по дополнительной образовательной программе «Начальное – техническое конструирование и моделирование».

 Задачи:

1.Обучающие:

— знакомство с деятельностью творческого объединения детей                                                                                                                               — получение знаний о конструировании с бумажным конструктором, с солёным тестом, квиллинг.

  1. Развивающие:

— формирование у обучающихся творческих способностей, воображения, фантазии.                                 — пробуждение любознательности в области конструирования;                                                                       — активизация словарного запаса, расширение знаний о конструировании

  1. Воспитывающие:

— знакомство ребят друг с другом, снятие барьера общения;                                                                             — создание атмосферы открытости и доверия;                                                                                             — обеспечение у обучающихся мотивации к занятиям конструированием;                                                               — воспитание последовательности и аккуратности в работе, коммуникабельности, адекватной самооценки и самоконтроля.

Оборудование и материалы:

 — презентация к занятию                                                                                                                                – модель робота 

 —  конверты с раздаточным материалом (геометрические фигуры).                                                                                                                                              — работы учащихся

— материалы и оборудование для работы (стеки, солёное тесто, бумага, зубочистки, ножницы, клей, полоски бумаги, влажные салфетки. )

 План конспект занятия.

Ход занятия.

 1.Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Наталья Васильевна, я работаю педагогом дополнительного образования в центре технического творчества города Светлоград и руковожу творческим объединением «Юный конструктор».

Игра на знакомство: «Назови своё имя».

Педагог: Для того чтобы наше занятие прошло успешно, нам необходимо познакомиться. Для начала я представлю вам нашего помощника, который будет с нами на протяжении всего занятия. Его зовут «Самоделкин». А тебя как зовут? (знакомятся, передавая «Самоделкина» из рук в руки и по очереди называют своё имя, а по окончании знакомства модель человечка остаётся на столе педагога).

Педагог: Вот мы и познакомились!

Ребята далеко-далеко, за полями, за горами есть волшебная планета. Она полна чудесных открытий, разных испытаний. Много дней мы будем путешествовать по ней. А называется она — Планета творчества. 
Мы с вами живем на огромной планете, которая называется Земля.
На планета есть материки, страны, острова, города.
— А что еще я забыла назвать находящееся на нашей Земле? 
Дети: океаны и моря
Педагог:— И на нашей планете тоже есть острова и моря! (приложение 1)      И вот сегодня в большом  море творчества появился новый кораблик, на котором мы с вами отправимся в путешествие! (показать картинку парусника) Вы готовы к путешествию по  Планете  творчества. Предлагаю отправиться в наше первое плавание на этом замечательном корабле с парусами надежды к самому главному порту на этой планете – порту Мечты.

На этом кораблике

Под парусами

Мы в дальние дали

Отправимся с вами.

Мы всех, кто захочет,

С собой повезем.

Ну что же, согласны?

Решили? Плывем!

Знакомство с островами

 2.Основная часть.

Педагог: Итак, прямо по курсу у нас «Бумажный остров».  Почему он так называется?  Потому что здесь живут бумажные мастера, работающие в технике торцевание и квиллинг. Давайте с ними познакомимся.

1 мастерская — здесь творятся волшебные превращения в технике торцевание. Что же это такое?

Торцевание – это один из видов бумажного конструирования, искусство бумагокручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки -торцовочки. Торцевание бывает на пластилине и на бумаге. Существует несколько видов торцевания на бумаге: объемное, контурное, многослойное и плоскостное. (демонстрируются образцы готовых работ)

  Мы переходим в мастерскую Квиллинга.  Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента (зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции. Ребята, в квиллинге существует достаточно большое количество базовых элементов, причем на изготовление каждого элемента требуются считанные секунды.

Давайте попробуем с вами изготовить самый простой элемент «капелька» и выполним поздравительную открытку в технике квиллинг. Начинаем работу.

 

3.Практическая работа.

(показ слайда)

  • Возьмите полоску двумя пальцами.
  • Оттяните с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся. Это нужно, чтобы кончик легче наматывался на зубочистку.
  • Плотно накрутите несколько витков бумаги на зубочистку.
  • Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с зубочистку и дальше крутить вручную.
  • Скручивайте плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.
  • Сверните всю полоску бумаги.
  • Когда бумага вся свернута, расслабьте пальцы и позвольте бумажной спирали немного распуститься.
  • Конец полоски приклеить к полоске клеем ПВА.
  • Если сжать заготовку двумя пальцами, то получим заготовку «капля».

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим т/б при работе с клеем.

По тому же принципу сделайте еще несколько заготовок.

Составьте композицию из элементов различных цветов.

 Педагог: Посмотрите, какая замечательная открытка у нас получилась. Без открыток настоящий праздник не возможен – ведь они создают особое настроение радости и счастья. Вы ребята, очень старались, молодцы. Надеюсь, техника квиллинг вам понравилась, а с помощью этих приемов вы сможете создать необыкновенные композиции: от простого цветка до самых изысканных проектов.

Молодцы вы справились с заданием, и значит, мы можем отправляться на следующий остров. 

Педагог: Это «соленый остров», потому что здесь живет волшебный материал — соленое тесто. Это пластичный, послушный, теплый материал. У него есть помощники: это стека (показываю) – основной инструмент при лепке, запомните: стекой не размахивать, на пол не бросать, следить за порядком на рабочем месте, и самое главное – нельзя брать в рот тесто, его замешивают с солью. Давайте познакомимся с солёным тестом. Достаньте из мешочка кусочек теста, помните его в руках — пусть оно тоже узнает вас. Тесто – материал мягкий, удивительно послушный, дышащий, нежный. А когда высыхает, становиться как каменное, но его легко можно разбить. Посмотрите, какие поделки получаются из соленого теста.

Физминутка. 

 Ребята, а погода испортилась.

Дождь

Приплыли тучи дождевые:

— Лей, дождь, лей!

(Ладони вниз, встряхивать кисти рук.)

Дождинки пляшут, как живые:

— Пей, рожь, пей!

(Ладони вверх, встряхивать кисти рук)

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт.

А тёплый дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт!

(Руки ладонями вниз, встряхивать кисти рук.)

 

Ну — вот и развеялись тучи, и мы продолжаем путешествие к острову роботов. Давайте придумаем название этому острову!

Ответы детей. (Дружба, Железяка и т.п.)

Педагог: Ребята, послушайте стихотворение о дружелюбном роботе.

Нет руля и нету шин,

Но я – родственник машин.

Хоть с квадратной головой,

Я почти как вы, живой:

Я стою, и я хожу,

Кто захочет, с тем дружу.

Пусть немного твердолобый,

Но я очень добрый робот.

Ребята, посмотрите, к нам с острова Роботов прилетел гость (Показать игрушку — робота). Давайте посмотрим, какой он и из чего состоит: голова, туловище, руки, ноги.  Это тот самый добрый робот, о котором я вам рассказала в стихотворении. Но видите, он отличается от нас, ему скучно на нашем острове одному. Давайте найдем ему друзей.

 Перед вами чертежи, изображающие роботов. Сколько их?

Ответы детей. (5-10шт)

Педагог: Молодцы ребята!

А теперь посмотрим, какие детали из строительного материала можно использовать для конструирования робота (параллелепипеды, полукуб, куб, маленький цилиндр и конус, призма)

  1. Практическая часть

Посмотрите на робота под №2 и попробуйте его построить. (работа с конструктором)

Построили? Молодцы! А теперь проверьте, устойчив ли робот? Подуйте на него.

Скажите, пожалуйста, какие детали вы использовали для конструирования.

Ответы детей (параллелепипед, цилиндр, полукуб)

Посмотрите, сколько друзей появилось у нашего гостя с острова Роботов.

5.Заключительная часть.

Сегодня мы начали свое путешествие по Планете творчества. Познакомились с инструментами, материалами, используемыми в работе, с правилами техники безопасности.

На каком острове вам понравилось больше всего?

(дети прикрепляют на карту кораблики на три острова: соленое тесто; бумажный остров; остров Роботов) .

Вы посетили только одно занятие объединения и смогли сделать такие прекрасные открытки, таких роботов, а ребята, которые занимаются постоянно, научились очень многому и достигли больших успехов. Мне очень хочется, чтобы путешествие по Планете творчества было захватывающим, интересным и увлекательным. Нам предстоит долгий путь в порт Мечты.

Рефлексия.

Ребята, давайте станем вкруг, возьмёмся за руки и скажем друг другу: «Спасибо за приятное занятие!».