Ахмедова Наиля Сираджаддиновна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №22», Ставропольский край,с.Надежда
Актуальность проекта: Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Ребенок получает от них массу полезных впечатлений. Вода для детей – это полезное лекарство.
Тип проекта: педагогический
Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети 2 младшей группы
— воспитатель младшей группы:Ахмедова Н.С.
Срок реализации проекта : долгосрочный ( с сентября 2016 г – по май 2017 года)
Интеграция образовательных областей: Познавательно – речевое, социально – коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.
Цель проекта:
1.Развивать у детей представление о природном объекте-воде, формировать наблюдательность через игры с водой.
2.Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
3.Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта:
1) Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
2) Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
3) Научить детей выполнять простейшие опыты ,последовательно выполняя указания воспитателя
Ожидаемые результаты:
1.Формирование представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
- Формирование познавательного интереса, обогащение словарного запаса .
- Воспитание бережного , осознано правильного отношения к воде, как источнику жизни на земле.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный
Формирование проблемы
Обсуждение цели , задачи проекта с детьми и родителями.
Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу по теме проекта.
Обогатить эколого- развивающую среду в группе , центр воды и песка необходимым материалом и инвентарем для проведения игр с водой.
Составить картотеку игр — экспериментов по ознакомлению со свойствами воды.
Подобрать дидактический материал , наглядные пособия ( альбомы для рассматривания , картины , иллюстрации, панно (вода в природных явлениях, где в природе есть вода, как человек использует воду, кто живет в море, на болоте) , оформить альбом «Стихи и потешки о воде»,
изготовить макет «Аквариум».
Составить примерный годовой план наблюдений, игровых заданий, экспериментов и итоговых занятий, связанных с темой проекта.
Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.
2 этап – основной( практический )
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и форм по формированию представлений о природном объекте воде, её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
Содержание работы в процессе реализации проекта
Познавательно – речевое развитие:
Беседы : «Какую роль играет вода в жизни человека?» ;
«Круговорот воды в природе»;
«Какую роль играет вода в жизни животных, рыб и птиц?»;
«Что мы знаем о воде»;
«В гостях у капельки».
Поисковая деятельность:
«У воды нет запаха и вкуса», «Вода умеет впитываться», «Вода бывает холодная, теплая, горячая», «Что растворяется в воде?», «Лёд – это вода», «Снег – это вода», «Иней – это вода»
Эксперименты и опыты:
«Превращение снега в воду», «Цветные льдинки», «Тонет – не тонет», «Как растения пьют воду», «Воду можно окрасить в другой цвет или сделать грязной»
Практическая деятельность и трудовые поручения:
Наблюдения на прогулке за облаками, осенним небом, дождем, первым снегом, льдом, инеем, снегопадом.
Работа в уголке природы: полив комнатных растений, помощь воспитателю ( смена воды в аквариуме , мытье поддонов для цветов, мытье игрушек, стирка кукольного белья)
Социально –коммуникативное развитие:
Дид.игры : «Купание куклы», «Стирка кукольного белья», «Снежинка в гостях у ребят», «Где спряталась рыбка?»
Игры-забавы: «Пускание мыльных пузырей», «Мы капитаны», «Уточки плавают»; «Ловись, рыбка!»
Игры в центре песка и воды: «Пирожки для куклы Кати», «Строим башню»
Заучивание потешки «Водичка, водичка…» , чтение сказки «Заюшкина избушка», А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», чтение стихов о воде.
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование водой ( водные раскраски);
Рисование «На полянку , на лужок тихо падает снежок»;
Лепка «Мы скатали снежный ком»;
Аппликация «Снеговик».
Физическое развитие:
Подвижные игры: Солнышко и дождик, «Снежки», «Земля и вода», «Ходят капельки по кругу», «Зонтики», «Я тучка, тучка, тучка…», «Тучка и капельки», «Рыбак и рыбки», пальчиковые игры — упражнения с водой.
Работа с родителями:
Рекомендации по наблюдению за водой в природе.
Показать детям в домашних условиях, где можно использовать воду. Что растворяется в воде?
Рассказать о разных агрегатных состояниях воды в природе( лед, снег, иней)
Уход за комнатными растениями и животными дома.
Изготовить дневники наблюдений за водой.
Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?»
Заучивание стихотворений и потешек о воде.
Чтение художественной литературы: «Заюшкинаизбушка»,стихи А.Барто «Кораблик». «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», «»
Участие в подготовке к новогоднему празднику ( изготовление снежинок)
Консультации для родителей: «Осторожно, гололед!»
3 этап – заключительный
Подведение итогов.
Анализ и обобщение результатов , полученных в процессе работы над проектом. Диагностика.
4 этап — презентационный
Оформление стенгазеты по итогам проекта : «Теперь мы знаем, что такое вода!»
Досуг «Праздник мыльных пузырей»
План работы по реализации проекта
№ п/п |
Планирование работы |
Содержание |
Сентябрь |
||
1 |
Прогулка целевая по территории детского сада. |
— Знакомство с водой. — Заучивание потешки «Водичка… » Беседа о том, что нужно делать, чтобы росли в огородеовощи; познакомить детей со свойствами воды. |
2 |
«Купание куклы Кати» |
— Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться. — Наблюдение за дождем, лужами. — Чтение произведения К. И. Чуковского «Мойдодыр» — Эксперимент с водой (впитывание воды в губку) С помощью занятия дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода. |
Октябрь |
||
3 |
Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить. |
— Наблюдение за тем, как при поливе цветов вода впитывается в грунт. Дома как пьют домашние животные. Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьет воду. |
Ноябрь |
||
4 |
Эксперимент (вода – лед – вода) |
— Беседы — Чтение сказки «Заюшкина избушка» Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла, вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот. |
Декабрь |
||
5 |
Наблюдение за испарением воды |
— Эксперимент «В воде не тонет» — Игра «Пускаем кораблики» Познакомить детей со свойством воды – испарение. А так же с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде. |
Январь |
||
6 |
Эксперимент превращения снега в воду |
— Беседы «что пьют животные и птицы зимой» Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире. |
Февраль |
||
7 |
Наблюдение за рябью на воде |
— Занятия «Постираем кукле платье»; «Уход за комнатными растениями»; «Солнышко, солнышко выгляни в окошечко» — Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на улице. Познакомить детей с явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться. |
Март |
||
8 |
Беседы об обитателях воды, о том, что человек под водой дышать не может. |
— Эксперимент «Воздух под водой» Познакомить детей с обитателями воды. Понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками) |
Апрель |
||
9 |
Эксперимент «Окрашивание воды» |
— Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого |
Май |
||
10 |
Занятие «Экологическая сказка «Про маленькую капельку» |
Познакомить еще с таким свойством воды как способность окрашиваться. Закрепить и обобщить знания детей о воде. |
Ожидаемые результаты: От своего проекта, я ожидаю того, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.
Список литературы:
- Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».
- Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
- Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».
- В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
- В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.
- О. Соломенникова.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
- Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2010 год.
- Материалы , собранные родителями (стихи, сказки, потешки о воде)
- В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова «В стране здоровья» М., Мозаика- Синтез. 2011г. – 75с.
- В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
- В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.
- О. Соломенникова.Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.
- КВН «Юный защитник природы» (50%)
- «Царица Вода в гостях у ребят» (развлечение для детей подготовительной группы) (50%)
- Родительское собрание по теме: «Учимся любить природу» (50%)
- Экологический праздник в старшей группе «Берегите Волгу-матушку» (50%)
- Отчёт об экологическом воспитании детей 5 лет (50%)
- НОД по экологии (средняя группа) на тему: «Хвойные деревья» (RANDOM - 50%)