Консультация для педагогов: Система работы по воспитанию навыков здорового образа жизни у дошкольников. Сотрудничество с родителями.

Масленникова Надежда Николаевна, инструктор по физической культуре, г.Черемхово, Детский сад №214 ОАО «РЖД»

 

Известно, что ни одну образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.Работа по формированию привычек здорового образа жизни предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической компетентности родителей. В своей работе, предлагаю, прежде всего, направлять внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в формировании привычек ЗОЖ в период дошкольного возраста.

Принципы взаимодействия с семьей

  1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия — принцип без которого все попытка наладить отношения с родителями оказываются безуспешными. Понимать и доверять друг другу значит направлять совместные действия на воспитание у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Чем чаще педагог жалуется на неудачи и неумения ребенка, тем тяжелее найти взаимопонимание и поддержку со стороны родителей. В конечном счете, педагог «расписывается» в бессилии и своей некомпетентности.
  2. Принцип «Активного слушателя» – это умения педагогов «возвращать» в беседе родителям то, что они вам поведали, при этом обозначив их чувства.
  3. Принцип согласованности действий. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы педагогами и родителями между собой.
  4. Принцип самовоспитания и самообучения. Ребенок чувствует как никто другой обман со стороны взрослого. Потерять доверие со стороны ребенка очень легко, завоевать трудно и почти невозможно, если его постоянно обманывают: «Говорят не кури, а сами курят». Педагоги и родители должны признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться.
  5. Принцип ненавязчивости. Благодаря этому принципу педагоги и родители могут себя чувствовать партнерами в воспитании у дошкольников здорового образа жизни.
  6. Принцип жизненного опыта. Не бойтесь поделиться своим опытом и выслушать опыт родителей, возможно в совместных действиях он вам пригодится.
  7. Принцип безусловного принятия. Вместе с родителями обсудите эту тему. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за что, что он красивый, умный, способный, отличник и т.д., а просто так, за то, что он есть!

 Взаимодействие  ДОУ и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм работы, которые могут быть представлены последующим основанием.

1.Время проведения. Все формы работы по данному основанию могут быть разделены на ежедневные, еженедельные,  ежемесячные и мероприятия проводимые с другой периодичностью или по необходимости.

  1. Место проведения.Работа может проводится в помещении ДОУ или за его пределами.
  2. Количество участников.Педагог может организовать взаимодействие с подгруппой или группой родителей, индивидуально.
  3. 4. Состав участников.При проведении совместных мероприятий в них могут участвовать педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, заместитель заведующего, заведующий) и родители, или педагоги, родители и дети.
  4. 5. Задачи взаимодействии с семьей.Формы могут подразделяться на повышающие педагогическую компетентность родителей и способствующие включению их в деятельность ДОУ.
  5. Характер взаимодействие педагогов с родителями.Взаимодействие педагогов с родителями может носить непосредственный (личный) или опосредованный наглядностью характера.
  6. Деятельность участников.Участники единого образовательного процесса могут взаимодействовать в познавательной, трудовой или досуговой деятельности.

При выборе форм работы с родителями необходимо учитывать:

  • тип темперамента ребенка (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик).
  • тип семьи (полная, неполная, малообеспеченная, многодетная, семьи социального риска);
  • образ жизни семей (открытый, закрытый, мобильный, активный, учитывать, кому принадлежит доминирующая роль в семье, характер и стиль семейных отношений).

Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо устано­вить доверительно-деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании. В работе с семьёй выделяется несколько этапов:

  1. I. Знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.
  2. II. Знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребёнка (анкетирование)

 В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование родителей, которое проводится в начале учебного года и включает в себя следующие вопросы:

  1. Как вы считаете, почему Ваш ребенок болеет? Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?
  2. Какие виды закаливания Вы используете дома? Занимаетесь ли с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?
  3. Есть ли у Вас дома спортивный инвентарь или какое-либо оборудование для занятий спортом?
  4. Какие вопросы физического воспитания и оздоравливания детского организма Вас интересуют? Какие формы мероприятий для родителей Вы предлагаете по данным темам?
  5. Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию? В чем, на Ваш взгляд, ее польза? Какие секции Вы предлагаете организовать в нашем образовательном учреждении?

III. Формирование установки на сотрудничество. Здесь можно предложить следующие формы работы: анкетирование родителей с целью выявления знаний и умений по воспитанию здорового   ребёнка, ознакомление родителей с результа­тами обследования детей, индивидуальные и групповые консультации, рекомен­дации, выставки, открытые занятия.

  1. IV. Организация открытых мероприятий, причём родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребёнка.
  2. На этом этапе эффективными формами работы с родителями являются: совместные физкультурные досуги, праздники, туристиче­ские походы, дни открытых дверей, привлечение родителей к изготовлению инвентаря и оборудования для спортивного зала и физкультурных праздников, демонстрация передового опыта семейного воспитания.
  3. Немаловажное значение имеет и проведение родительских собраний, целью которых может служить то, чтобы показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закалённого, жизнерадо­стного ребенка, способного к последующей активной творческой деятельности. Физическое воспитание комплексно решает задачи умственного, нравственного,эстетического и трудового воспитания.
  4. Ознакомившись с условиями и жизнью семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к ЗОЖ и физическому развитию ребенка условно делятся на следующие группы.

К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают значение фи­зического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.

Родителям, отнесенным ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, у них отсутст­вует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установка­ми полагаются на работу детского сада.

Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаютсяс детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жиз­ни ДОУ. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.

Таким образом, разделив взрослых на условные группы, коллектив ДОУ может осуществить дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.

Путями установления сотрудничества со взрослыми первой и второй групп являются:

  • Предоставление возможности наблюдать своего ребенка на групповых и совместных занятиях, праздниках, развлечениях.
  • Проведение групповых консультаций, бесед.
  • Предоставление родителям литературы из педагогической библиотеки ДОУ.
  • Привлечение родителей в оказание помощи при подготовке спортивных мероприятий. (Например, принять участие в судействе соревнований).

Взрослые третьей группы являются опорой инструктора и воспитателя, их опыт в физическом воспитании детей нужно предлагать для изучения и примене­ния всем родителям. Это может быть организация фотовыставки «Делимся се­мейным опытом воспитания здорового ребенка», организация конкурсов на са­мые интересные спортивные подвижные игры с участием детей и родителей.

Задание педагогам: (заполните таблицу)
Подобрать наиболее рациональную форму ознакомления родителей с темами по формированию ЗОЖ дошкольника, обозначить участников.

ТЕМА

ФОРМА

СПЕЦИАЛИСТЫ

-«Береги зубы смолоду»

 

 

-«Оказание первой помощи при отравлении, травме»

 

 

-«Влияние ТВ на здоровье дошкольников»

 

 

Список используемой литературы

  1. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 112 с.
  2. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. — М.: Линко-Пресс, 2000. — 296 с.
  3. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка.- М.: АРКТИ, 1997.
  4. «Ребенок в д/саду» № 5, 2004 г.
  5. «Ребенок в д/саду» №6, 2004 г.
  6. http://festival.1september.ru/articles/588148/