Статья по теме: «Организация кружковой работы с младшими школьниками»

Рублёва Алёна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ СШ №10 г.Ельца.

 

На современном этапе развития общества, главной целью воспитания школьниковявляется создание условий для формирования и всестороннего развития их личности. В настоящее время образовательная организация особое внимание уделяет  воспитательной работе, которая реализуется, в том числе, и через внеурочную деятельность. Одной из форм организации  воспитания, которая осуществляется за пределами классно – урочной жизнедеятельности школьников является внеурочная деятельность. Онареализуется  через различные формы проведения занятий. Это позволяет педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же,  сочетание различных форм (индивидуальных, групповых, коллективных) проведения подобных занятий позволяет ему использовать реальную окружающую среду, что способствует созданию условий для самостоятельного освоения социальной действительности самими учащимися.Занятия строятся на основе учебного материала, но, что очень важно, по свободно выбранной тематике с учетом интересов  самих учащихся. Содержание внеурочных занятий должно как дополнять, так  и углублять программные знания школьников, а так же расширять их кругозор, формировать практические умения и навыки.

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее Стандарт) предусматривает организацию внеурочной деятельности школьников,как самой образовательной организацией, так и учреждениямидополнительного образования. В современном обществе система дополнительного образованияв состоянии предоставить ребенку возможность «реализовать себя» в разных видах деятельности. Это формирует у школьников уверенность в себе и способность к самооцениванию, а так же побуждает и формирует потребность в саморазвитии.  [ 1]

Работа, проводимая во внеурочное время,обеспечивает непрерывность воспитательного процесса.По мнению Кулешовой И.В., Степанова П. В. и Григорьева Д.В.главными назначениямивнeурочной деятельности являются: формирование и углубление у учащихся интереса к различным областям знания, а так же видам деятельности; раскрытие и развитие их различных талантов и способностей. [2]

Для создания условий, способствующих формированию гармонично развитой личности школьника, используются различные формы: конкурс, факультатив, дискуссия, проект, олимпиада и т.д. Одной из наиболее  часто используемых форм, можно считать кружок.Она  проверена временем,успешно и эффективно используется в практике школьного образования. Педагоги – практики (Пашкова А.М., Пятерникова С.Н. и т.д.)объясняют это тем, что  он является  наиболее результативной формой организации внеурочной деятельности учащихся. [6]

Коротченкова Т.Н., Карнеев О.А. настаивают на том, что кружковая работа в школереализуется именно с целью расширения уже имеющихся общих знаний, углубления специальных знaний школьников и развития их творческих способностей. И с этим нельзя не согласиться. Кружок выступает и как средство профессиональной ориентации учащихся, в нем взаимосвязаны воспитательные и образовательные задачи. Важно создавать такие кружки, посещая которые школьники смогут совершенствовать и реализовать свои знания, умения, навыки в практической деятельности. Достичь поставленной цели можно только при взаимосвязи внеурочной и урочной деятельности, то есть их единстве.[4]

 Педагог дополнительного образования Дмитриев Д.А. полагает, что работа кружка, вне зависимости от его направления, в первую очередь, воспитываеттрудолюбие и эстетическую культурушкольников, а так же расширяет кругозоручащихся.  Посещая занятия кружков, дети, не только смогут углубить уже имеющиеся у них знания, но и применить их в практической деятельности.[ 3]. Таким образом, мы видим, что роль кружка в развитии и формировании личности младшего школьника значительна.

Стандарт предусматриваетвозможностьвыбора школьниками кружков,  в полном объёме отражающих все стороны процесса воспитания, интересы и запросы  учащихся. Для выявленияточного круга их  интересов, например,в школе можно распространить анкету, о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Необходимо,  чтобы любой предложенный вид деятельности, в который включается школьник, имел общественную направленность. Каждый ученик должен видеть, что дело, которым он занимается, не только нужно, но и полезно  ему самому, людям и обществу в целом. В работе кружка необходимо уделять внимание инициативе и самодеятельности самого ученика. Если это условие реализуется правильно, то учащиеся воспринимают любое задание  так, как будто оно возникло по их инициативе, даже если оно и было подсказано педагогом.

На начальной ступени обучениянаиболее часто используемыми являются предметные, познавательные, эстетические, спортивные и трудовые виды кружков. Предметные кружки, иначе их называют научно – образовательные к, создаются с целью расширения и углубления  уже имеющихся знаний учащихся по различным предметам школьной программы, развития познавательного интереса. На примере кружка «Весёлая математика» , который функционирует на базе МОУ СОШ №5 г. Балашово(руководитель ВарнаеваЕ.В.), мы можем проследить как осуществляется работа предметного кружка по математике. Содержание  занятий включает изучение элементарной математики, а так же расширяет и углубляет знание актуальных вопросов базового курса. Рабочая программа данного кружка составлена с учетом требований Стандарта и рассчитана на 1 год обучения, включая 1 класс. 

Краеведческие кружки способствуют вocпитаниюучащихся.  Занятия в таких кружках  позволяют «подготовить» детей к жизни в  обществе, развивают скрытые возможности и способности, формируют бережное отношение ко всему живому на Земле, к своей культуре, своему народу.[1] На базе МБОУ СООШ №1 г. Волгограда функционирует краеведческий кружок «Родник». Его работа  строится на практических занятиях, целью которых является духовно-нравственное  воспитание школьников. Помимо этого занятия носят и эстетический характер.

Художественный кружок предполагает развитие эстетического вкуса у учащихся, формирование творческого потенциала. Можно утверждать, что на занятиях таких кружковпроисходит всестороннее и  гармоничное  развитие личности школьника,  раскрываются его творческие способности. Это доказывает работа кружка «Коллекция идей», который функционирует на базе МБОУ СОШ № 10 г. Ельца (руководитель-педагог дополнительного образованияТрубицына Т.В.). В ходе занятий учащиеся получают знания о  технологиях  изготовления различных сувениров, подарков, предметов, об истории их возникновения, изготавливают различные поделки.  Практически каждое занятие проводится в активной форме с элементами творчества и самостоятельного поиска необходимых знаний.

Занятия в спортивно – оздоровительных кружках позволяют решать образовательные, воспитательные, развивающие и ознакомительные цели. В них учащиеся учатся бережно относиться к своему здоровью, понимать важность ведения здорового образа жизни с раннего детства и включаются в активную спортивно-оздоровительную деятельность[ 1].  Специфику работы данного вида кружков отражает кружок «Весёлые ребята» МБОУ «Глубоковской основной общеобразовательной школы»  г. Владимира. Учитывая особенности развития младших школьников, руководитель кружка использует такие формы работы: игра, двигательные упражнения, соревнование и т.д., что свидетельствует об акценте на организацию двигательной активности учащихся.

Трудовые кружки организуются с целью подготовки детей к трудовой практической деятельности в будущем. Занятия в них, также способствуют нравственному, эстетическому и интеллектуальному воспитанию школьников. В современном обществе важно объяснить ребёнку, что все умения и навыки труда, которые он приобретает, будут необходимы ему в дальнейшей жизни, по мере его взросления. [1]

         Следует отметить, что независимо от вида кружка, результативность его функционирования во многом зависит от выполнения психолого-педагогических требований, предъявляемых к организации данной формы. К ним относятся:

1)      Организация педагогическими работниками работы кружка  в течение всего учебного года.

2)      Возраст детей, занимающихся кружковой деятельностью в начальных классах – от 6-7 до 10-11 лет.

3)Организация кружков предполагает добровольное включение детей в деятельность, то есть без психологического принуждения.

4)      Занятия в кружке  проводятся в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая,   не должна  дублировать основную образовательную программу школы.

5)      Особое внимание следует обратить на содержание занятий: оно должно быть интересным и отличным от урока.Рекомендуется игровой характер подачи любого материала, который способен заинтересовать младших школьников.

6)      Кружковая работа может  проводиться в любом подготовленном помещении: в классе, исследовательской лаборатории, музыкальном или физкультурном зале. Это зависит от  вида кружка, темы занятия, образовательных задач, которые решаются при проведении конкретного занятия кружка. Предусматривается организация рабочего пространства (у учащихся должны быть индивидуальные, но максимально похожие  рабочие места, оборудование  и т.д.).

7)      Руководителю кружка необходимо найти правильный и результативный стиль общения с детьми(лёгкое, непринуждённое, которое доставляет взаимное удовольствие обеим стронам).

Таким образом, мы можем заключить, что  кружок  является одной из наиболее популярных и результативныхформ организации внеурочной деятельности, как в образовательной организации, так и в системе дополнительного образования. Кружки могут быть:предметные, краеведческие, художественно – эстетические, спортивно – оздоровительные, трудовые. Данная форма внеурочной деятельности имеет большие педагогические возможности.Занятия всех видов кружков способствуют воспитанию и развитию школьников и ориентируют педагогов на создание условий для формирования гармоничной личности, имеющей широкие возможности для реализации своих возможностей, способностей. Результативность работы кружка во многом зависит от реализации  психолого-педагогических требований.

 

Литература

  1. Белоусова Т.Н., Бостаджиева Н.И. и др. « Духовно – нравственно развитие и воспитание младших школьников». //под ред. А.Я. Данилюк. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2011, — с. 127.
  2. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. « Воспитание в современной школе».// Учебник, — М.:Просвещение, 2006, -с. 18-28.
  3. Дмитриев Д.А. « Кружковая работа и её значение в воспитании учащихся».// Педагогика, №11. 2013, — с.68-70.
  4. Коротченкова Т.Н. «Актуальность единства урочной и внеурочной деятельности школьников в образовательном процессе».// Начальная школа, № 3. 2012, — с.28.
  5. Крившенко Л.П., Вайндорф – Сысоева М.Е. и др. «Педагогика».// Учебник. – М.: Проспект, 2010, — с. 432.
  6. Пашкова А.М. «Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе». // Начальная школа, № 11. 2015, — с. 45 – 49.
  7. Шилова М.И. « Учителю о воспитанности школьников». / М.И.Шилова.// Педагогика. – М. 2010, — с.13 -18.