Пантюхина Светлана Валентиновна, воспитатель МАДОУ №5 «Теремок», г. Ковдор, Мурманской обл.
Актуальность:
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста.
Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями — это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат.
Цель проекта:
1)Формирование у детей интереса к опытно – экспериментальной деятельности по выращивании культурных растений в комнатных условиях;
2)Формировать экологическую культуру.
3) Расширять знания детей о способах посадки.
Задачи проекта:
ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Во время экспериментов понаблюдать как из маленького зернышка вырастает полноценный плод.
- Учить ухаживать за растениями в комнатных условиях, расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений.
- Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени: петрушки, укропа, зелёного лука.
- Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
- Развивать наблюдательность, любознательность, интерес к познавательно — исследовательской деятельности.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям, эмоциональную отзывчивость, партнерские взаимоотношения между детьми и педагогом.
- Воспитывать чувство самосохранения, умение заботиться о своём здоровье.
Для родителей:
- Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок.
- Приобщить ребёнка к выращиванию «травянчика» в домашних условиях.
Для воспитателей:
Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
Вид проекта:
Познавательно — исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта:
Краткосрочный (март -апрель).
Участники:
Дети средней группы
Воспитатели
Родители
Ожидаемый результат:
Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп, петрушку. У детей появится интерес к растениям. Дети будут знать, и применять полученные знания по уходу за культурными огородными растениями; развивать наблюдательность.
План реализации проектной деятельности:
Этапы |
Содержание |
Деятельность воспитателей |
Определение цели и задачи проекта; Подборка материала по теме проекта (литература, наглядный материал, дидактические игры, загадки, поговорки, разработка конспектов занятий, бесед); Беседа с родителями о предстоящей работе Подготовка семян и луковиц. Фоторепортаж » Как мы сажали и выращивали огород» Создание презентации. |
Работа с детьми
|
Рассматривание и сравнение семян ; Посадка лука, укропа, петрушки Уход за растениями — полив, рыхление. НОД: «Что такое огород и что на нём растёт»,Беседы: «Полезная зелень», «Овощи — это витамины»» Опыты: 1.«Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая) 2. «Семена растений отличаются друг от друга» Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга. 3.«Земля и растение» Цель: Выявить насколько земля необходима для роста растений. 4.«Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для прорастания и роста растений. Лепка из пластилина «Фрукты в вазе». Аппликация «Овощи в банке». Рисование «Лук — от семи недуг»». Оформление мини выставки «Наш урожай». Настольно — печатные и дидактические игры: «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Что сначала, что потом», «Закончи предложение», «Овощи – Фрукты», Сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Повара» Музыкально-дидактической игры «Огородная — хороводная» Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», О. Емельянова «Что растет на огороде», сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород» и др. Чтение пословиц и поговорок об овощах, отгадывание загадок. Подвижные игры: «Мыши в кладовой», «Огуречик, огуречик». Пальчиковые игры, физминутки. Драматизация сказки «Репка».
|
Деятельность родителей
|
Закупка семян, земли, орудий труда для ухода за огородом. Выращивание совместно с детьми «травянчиков» дома.
|
Результативность:
Дети познакомились с культурными растениями.
- У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
- В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
- В группе был создан огород на окне.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне»
Список литературы:
1.Веракса Н. Е. «От рождения до школы. Программа дошкольного образования
2.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию
- Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.
- Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
- Журавлева Н.В. Проектная деятельность старших дошкольников.
- Сигимова М. Н. Познание мира растений.
- «ОГОНЬ – НАШ ДРУГ, ОГОНЬ – НАШ ВРАГ» (Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект) (50%)
- Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова» (50%)
- Проект «Хочу всё знать» (50%)
- Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Земля-наш общий дом» (50%)
- Проект по социально-личностному развитию дошкольников, посвященный космонавтике «Навстречу звездам» (50%)
- Программа для детей дошкольного возраста: «Созвездие русской народной сказки» (Проект) (RANDOM - 50%)