Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне»

Пантюхина Светлана Валентиновна, воспитатель МАДОУ №5 «Теремок», г. Ковдор, Мурманской обл.         

                             

   Актуальность:

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об условиях необходимых для их роста.

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.

Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.

Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями — это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат.

Цель проекта:

1)Формирование у детей интереса к опытно – экспериментальной деятельности по выращивании культурных растений в комнатных условиях; 

 2)Формировать экологическую культуру.

3) Расширять знания детей о способах посадки.

Задачи проекта:

ДЛЯ ДЕТЕЙ

  • Во время экспериментов понаблюдать как из маленького зернышка вырастает полноценный плод.
  • Учить ухаживать за растениями в комнатных условиях, расширять знания детей об  особенностях строения и условиях роста растений.
  • Познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени: петрушки, укропа, зелёного лука.

 

  • Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).

 

  • Развивать наблюдательность, любознательность, интерес к познавательно — исследовательской деятельности.
  • Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям, эмоциональную отзывчивость, партнерские взаимоотношения между детьми и педагогом.
  • Воспитывать чувство самосохранения, умение заботиться о своём здоровье.

Для родителей:

  • Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок.
  • Приобщить ребёнка к выращиванию «травянчика» в домашних условиях.

Для воспитателей:

       Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.

                       Вид проекта:

Познавательно — исследовательский, групповой.

Продолжительность проекта:

Краткосрочный (март -апрель).

Участники:

Дети средней группы

Воспитатели

Родители

                                       Ожидаемый результат:

Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп, петрушку. У детей появится интерес к растениям. Дети будут знать, и применять полученные знания по уходу за культурными огородными растениями; развивать наблюдательность.

 

План реализации проектной деятельности:

Этапы

Содержание

 

Деятельность воспитателей

Определение цели и задачи проекта;

Подборка материала по теме проекта (литература, наглядный материал, дидактические игры, загадки, поговорки, разработка конспектов занятий, бесед);

Беседа с родителями о предстоящей работе

Подготовка семян и луковиц. Фоторепортаж  » Как мы сажали  и выращивали огород» Создание презентации.

 

Работа с детьми

 

Рассматривание и сравнение семян ;

Посадка лука, укропа, петрушки Уход за растениями — полив, рыхление. НОД: «Что такое огород и что на нём растёт»,Беседы: «Полезная зелень», «Овощи — это витамины»»

Опыты: 1.«Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

2. «Семена растений отличаются друг от друга» Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.

3.«Земля и растение» Цель: Выявить насколько земля необходима для роста растений.

 4.«Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для прорастания и роста растений.

Лепка из пластилина «Фрукты в вазе».  Аппликация «Овощи в банке».

Рисование «Лук — от семи недуг»». Оформление мини выставки «Наш урожай».

Настольно — печатные и дидактические  игры:  «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде»,   «Что сначала, что потом»,  «Закончи предложение», «Овощи – Фрукты»,

Сюжетно-ролевые игры «Овощной магазин», «Повара»

Музыкально-дидактической игры «Огородная — хороводная»

Чтение: Стихотворения: А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», О. Емельянова «Что растет на огороде»,

сказки: белорусская народная сказка «Пых», К. И. Чуковского «Огород» и др.

Чтение пословиц и поговорок об овощах, отгадывание загадок.

Подвижные игры: «Мыши в кладовой», «Огуречик, огуречик». Пальчиковые игры, физминутки.

Драматизация сказки «Репка».
Составление дневника наблюдений за ростом растений в огороде.

 

 

 

 

Деятельность родителей

 

 Закупка семян, земли, орудий труда для ухода за огородом.

Выращивание совместно с детьми «травянчиков» дома.

 

 

Результативность:

Дети познакомились с   культурными растениями.

  • У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  • В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  • Дети увидели многообразие посевного материала.
  • Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  • В группе был создан огород на окне.
  • Дети стали более уважительно относиться к труду.
  • Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне»

Список литературы:

1.Веракса Н. Е. «От рождения до школы. Программа дошкольного образования

2.Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию

  1. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.
  2. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.
  3. Журавлева Н.В. Проектная деятельность старших дошкольников.
  4. Сигимова М. Н. Познание мира растений.