Статья на тему: «Нравственно-экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природным миром»

Выполнила:воспитатель МКОУ «Ольховатская СОШ» группы дошкольного образования Тихонова Анна Ивановна

 

«Мир, окружающий ребёнка, —  это прежде всего мир

Природы с безграничным богатством явлений,  с

Неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,  вечный

Источник детского разума».

В.Сухомлинский

Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатство.

К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, вследствие  чего гибнет растительный и животный мир. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни всему живому на Земле.

Экологический кризис подвинул человечество к осмыслению своей деятельности, пересмотру значения результатов научно-технического прогресса, переосмыслению своей роли в системе «человек-природа-общество».

Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но, что сами для этого сделали? Люди оглянитесь!

Мы растеряли, растратили богатства, копившиеся веками. Растоптали и низвергли все заветы, традиции, опыт поколений. Мы практически всё уничтожили своими руками, своим бездушием, своей бесхозяйственностью. И сейчас, если только всем миром осознаем то, что мы на краю гибели и каждый, именно каждый, на своём месте, по крупицам, упорно и добросовестно будет восстанавливать, залечивать, «выращивать» добро, под корень искоренять зло, то может  быть,  природа вновь  поверит нам, улыбнётся солнышком, прольётся живительными дождями.

Таким образом, экологическая проблематика современности актуализирует необходимость в подготовке нового экологически образованного, высоконравственного поколения.

.Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». С чем я полностью   согласна. Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют дошкольника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка.

Одной из составляющих нравственного воспитания является любовь к природе. Природа  обогащает человека духовно, общение с ней способствуют формированию положительных моральных качеств.

Экологическое воспитание это новое направление дошкольной педагогики. У детей формируются осознанное – правильное отношение к  объектам  природы.

Ведущая идея экологического воспитания  — познание всего живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия и поведения. И закладывать эти основы надо как можно раньше.

В настоящее время система экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своём начальном звене-сфере воспитания дошкольников. Имеется множество как комплексных программ  («Детство», «Радуга», «Истоки», «Кроха» и др.), так и парциальных ( «Юный эколог» С.Н. Николаевой, «Открой себя» Е.В.Рылеевой, «Наш дом – природа» Н.А.Рыжовой, «Семицветик» В.И. и С.Г. Ашиковых, «Мы» Н.Н.Кондратьевой) программ, которые дают педагогам возможность реализовать это направление в любом дошкольном учреждении.                  

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь.

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, быть примером подрастающему поколению. По своей природе дети очень внимательны и наблюдательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в словах и действиях взрослых. Ведь если сам педагог сорвал ветку и отмахивается от мошки как объяснить потом ребёнку, что дерево живое и ему больно.

Система экологического образования  базируется на деятельности ребёнка, опыте взаимодействия с семьёй и социумом, применяются инновационные технологии и эффективные программы экологического образования, такие как: «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич, «Система экологического воспитания в ДОУ» О.Ф. Горбатенко и др..

.Педагоги  нашего детского сада постоянно в поиске новых инновационных форм в  работе с детьми. В 2004 году коллектив нашего детского сада  разработал личностно-ориентированную модель воспитательной системы «Экология детства», одной из стержневых основ которой является детско-взрослое объединение эколого — валеологической  направленности — клуб « КОАПП».

«КОАПП»: Клуб Отважных Активных Помощников Природы начал свою деятельность с 2013 года. Основной целью, которого является формирование экологической культуры и здорового образа жизни всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов). Занятие Клуба проводятся раз в две недели в соответствии с планом, составляемым на каждый год активом Клуба (родители и педагоги). Наши родители принимают активное участие в деятельности Клуба « КОАПП», придуманный ими девиз взят за основу нашей деятельности: «Мы ребята патриоты и хранители природы. Любим по лесу гулять и вокруг всё охранять!». В Клубе имеется своя атрибутика: жёлтые и зелёные косынки, которые повязываются членам Клуба как опознавательные знаки. Совместно педагогами и детьми были разработаны заповеди Клуба исследователей природы.

Заповеди Клуба исследователей природы «КОАПП»

  • природовед любит родной край, бережёт его, активно участвует во всех экологических мероприятиях;
  • природовед – друг животных и всей природы;
  • природовед – настоящий исследователь, постоянно наблюдает за природой, читает о природе;
  • природовед – настоящий коллекционер неживой природы;
  • природовед – ведёт большую разъяснительную работу по пропаганде экологических знаний;
  • природовед – активный участник походов в лес;
  • природовед хорошо трудится в природе;
  • природовед собирает народные приметы, проверяет их, наблюдает изменения в погоде, ведёт календарь.

Многолетний опыт работы показывает, что важнейшее условие успешной реализацией экологического воспитания детей, является создание среды, где взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

В методическом кабинете имеется природоведческая литература, дидактические материалы, наглядные пособия, игры экологического содержания. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. Кроме постоянных растений в уголках природы находятся временные объекты природы, например мини-огород на окне: лук, чеснок, овёс и другие культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года.

На территории детского сада создана экологическая тропинка с описанием природных объектов. Имеется уголок леса. Это «экологическое пространство» позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу. В качестве объектов экологической тропинки мы выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Есть небольшая полянка с лекарственными растениями: мать и мачеха, тысячелистник, ромашка. На больших берёзах и соснах есть гнёзда и скворечники, здесь можно понаблюдать за повадками птиц, рассмотреть их и сравнить. 
Очень радует глаз цветущие растения на клумбах.  Они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь ребята имеют возможность позаботиться о цветах: рыхлить почву, полить, осенью собрать семена. С удовольствием ребята трудятся на огороде, выращивают лук, морковь, укроп, горох, петрушку, здесь они знакомятся с основными видами овощных культур нашего региона и способах ухода за  ними. Имеется коллекция камней, ракушек, шишек, семян. Дети получают эмоциональное удовольствие от общения друг с другом, с природой.

Формы и методы экологической работы в нашем детском саду разнообразны это: непосредственно, экологическая образовательная деятельность, различные опыты и эксперименты, целевые прогулки, наблюдения, экскурсии в парк, музеи, экологические викторины и конкурсы,  экологические сказки, природоохранные акции, экологические выставки,эколого – познавательные  праздники и развлечения.

По пропаганде экологических знаний проводится большая работа с родителями: участие родителей в поведении экскурсий, заготовке природного материала, оформлении гербариев, коллекции семян, экологических выставок, плакатов и праздников.

Таким образом, истинное экологическое воспитание должно сочетаться с пониманием ценности природы, с овладением нормами поведения в природной среде, с необходимостью развития нравственных и моральных качеств у подрастающего поколения. Только экологически грамотный, высоконравственный человек в состоянии остановить нависшую над нашей планетой экологическую катастрофу.

Список литературы:

Николаева С.Н. Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении. М., 2009.

Николаева С.Н. О некоторых вопросах экологического воспитания дошкольников. Дошкольное образование №4,1989.

Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников. Дошкольное образование №11, 2004.