Панина Таисия Сергеевна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 135» г. Рязани
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме: «Автоматизация звука [р‘] в словах».
Цель: автоматизация звука [р‘] в словах
Задачи:
Коррекционно-образовательные
Коррекционно-развивающие
Коррекционно-воспитательные
Оборудование: стрекоза, мнемосхема артикуляционной гимнастики, дыхательный тренажер «Насекомые», тренажер для обеих рук на межполушарное взаимодействие, массажные коврики для ладоней, балансир, картинки со звуком [р‘], игра с фонариком «Над чем стрекоза?», песочница.
Ход занятия
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы потренируемся правильно произносить звук [р‘] в словах.
С кем сегодня будем играть, узнаешь, отгадав загадку.
Летит вертолет мимо топких болот,
Таращит глазищи-глаза.
Прозрачные крылья на солнце блестят,
Лягушки поймать вертолет норовят. (Стрекоза)
II. Артикуляционная гимнастика со стрекозой.
(По таблице со схемой артикуляционной гимнастики передвигать стрекозу и выполнить упражнения «Забор», «Иголочка», «Маляр», «Лошадка»,«Грибок», «Гармошка», «Пулемет»)
III. Упражнение на дыхание.
—Помоги стрекозе полетать с подружками. (Дыхательный тренажер «Насекомые»)
IV. Уточнение артикуляции звука.
Вспомни, что делают губы и язычок, когда мы произносим этот звук? Следи, пожалуйста, за своей речью, говори красиво и правильно. Хорошо?
V. Произношение звука [р’] изолированно.
Ребенок проводит двумя руками по линиям и произносит звук изолированно.
VI. Произношение звука [р’] в слогах.
Логопед читает стишки, а ребенок договаривает слоги в чистоговорках, нажимая ладонями на массажные коврики. Послушай песенки стрекозы и закончи их.
Я летала за моря — ря-ря-ря.
Побывала на горе — ре-ре-ре.
А теперь лечу к двери — ри-ри-ри.
Тебе игры подарю — рю-рю-рю.
VII. Произношение звука [р’] в словах.
Ребенок ищет в песочнице картинки и называет их.
(Автоматизация звука в словах «грибы», «скрипка», «брюки», «варежки», «аквариум», «курица»)
Игры
— В каком слове услышал твердый звук [р]?
— Какое слово обозначает живой предмет? На какой вопрос оно отвечает? Убери эту картинку. Правильно. Какое слово начинается с гласного звука? Убери эту картинку. В каком слове три слога? Убери картинку. Какие слованачинаются со звонкого звука? Убери эти картинки. Какая картинка у тебя осталась? (скрипка). Придумай предложение с этим словом.
VIII. Динамическая пауза на балансире. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Хлоп»
— Хлопни в ладоши перед грудью, если услышишь звук [р]. Хлопни в ладоши над головой, если услышишь звук [р‘]. А если такого звука нет, топни ногами. (Корабль, море, малина, рябина, грядка, лопата, букварь, тетрадь, арбуз, репа). Какие слова с мягким звуком [р‘] запомнил?
IХ. Пальчиковая кинезиологическая гимнастика. Упражнение на развитие межполушарных связей.
Правая рука изображает кулак, а левая – ладонь. Хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.
Х. Произношение звука [р’] в предложениях. Игра с фонариком «Над чем летает стрекоза?»
Составляет предложение «Стрекоза летает над принцем» и т.д.
XI. Развитие связной речи. Игра-шутка.
Ответь на вопросы стрекозы. Следи за правильным произнесением звука [р‘].
-Как тебя зовут? С кем ты дружишь? Что ты любишь кушать больше всего? Что тебе снилось? (Ребенок достает из колоды любые картинки и рассказывает)
XII. Итог занятия
Вспомни слова со звуком [р‘], называй их и подари стрекозе цветные камешки. Что тебе больше всего понравилось? Ты очень старался! Стрекоза дарит тебе картинку.
- Конспект занятия по зрительно-пространственной ориентировке для детей старшей группы с амблиопией и косоглазием по теме: «План группы» (50%)
- Взаимодействие ДОУ и родителей в системе обучения дошкольников формированию безопасного поведения на улице у детей с ЗПР (50%)
- Индивидуальная программа психолого - педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии на 2015 – 2016 г. (50%)
- Консультация на тему: «Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками» (50%)
- Обучение старших старших дошкольников в условиях МДОУ комбинированного вида (50%)
- Конспект занятия на тему: Пересказ текста К. Ушинского "Умей обождать"для детей с ЗПР старшей группы (RANDOM - 50%)