«Автоматизация звука [р’] в словах»

Панина Таисия Сергеевна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 135» г. Рязани

 

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР по теме: «Автоматизация звука [р] в словах».

Цель: автоматизация звука [р] в словах

Задачи:

Коррекционно-образовательные

закреплять нормированное произношение звука ] в словах;
упражнять в правильном употреблении существительных в форме родительного падежа множественного числа и в форме творительного падежа единственного числа;
упражнять в слоговом и звуковом анализе слов;

Коррекционно-развивающие

развивать подвижность речевого аппарата, речевое дыхание;
развивать фонематический слух;
развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику;
развивать внимание, память, межполушарные связи;

Коррекционно-воспитательные

воспитывать желание говорить красиво, правильно.

Оборудование: стрекоза, мнемосхема артикуляционной гимнастики, дыхательный тренажер «Насекомые», тренажер для обеих рук на межполушарное взаимодействие, массажные коврики для ладоней, балансир, картинки со звуком ], игра с фонариком «Над чем стрекоза?», песочница.

Ход занятия

I.  Организационный момент. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы потренируемся правильно произносить звук ] в словах.

С кем сегодня будем играть, узнаешь, отгадав загадку.

Летит вертолет мимо топких болот,

Таращит глазищи-глаза.

Прозрачные крылья на солнце блестят,

Лягушки поймать вертолет норовят. (Стрекоза)

II. Артикуляционная гимнастика со стрекозой.

(По таблице со схемой артикуляционной гимнастики передвигать стрекозу и выполнить упражнения «Забор», «Иголочка», «Маляр», «Лошадка»,«Грибок», «Гармошка», «Пулемет»)

III. Упражнение на дыхание.

Помоги стрекозе полетать с подружками. (Дыхательный тренажер «Насекомые»)

IV. Уточнение артикуляции звука.

Вспомни, что делают губы и язычок, когда мы произносим этот звук? Следи, пожалуйста, за своей речью, говори красиво и правильно. Хорошо?

V. Произношение звука [р’] изолированно.

Ребенок проводит двумя руками по линиям и произносит звук изолированно.

VI. Произношение звука [р’] в слогах. 

Логопед читает стишки, а ребенок договаривает слоги в чистоговорках, нажимая ладонями на массажные коврики. Послушай песенки стрекозы и закончи их.

Я летала за моря — ря-ря-ря.

Побывала на горе — ре-ре-ре.

А теперь лечу к двери — ри-ри-ри.

Тебе игры подарю — рю-рю-рю.

VII. Произношение звука [р’] в словах.

Ребенок ищет в песочнице картинки и называет их. 

(Автоматизация звука в словах «грибы», «скрипка», «брюки», «варежки», «аквариум», «курица»)

Игры

Переверни картинки, вспомни и назови слова.
Скажи, чего много у стрекозы. (Образование формы родительного падежа множественного числа существительных) Много грибов, скрипок, брюк, варежек, аквариумов, кур.

В каком слове услышал твердый звук [р]?

Слушай внимательно следующее задание «Инструкции»

— Какое слово обозначает живой предмет? На какой вопрос оно отвечает? Убери эту картинку. Правильно. Какое слово начинается с гласного звука? Убери эту картинку. В каком слове три слога? Убери картинку. Какие слованачинаются со звонкого звука? Убери эти картинки. Какая картинка у тебя осталась? (скрипка). Придумай предложение с этим словом.

VIII. Динамическая пауза на балансире. Развитие фонематического восприятия.

Игра «Хлоп»

— Хлопни в ладоши перед грудью, если услышишь звук [р]. Хлопни в ладоши над головой, если услышишь звук [р]. А если такого звука нет, топни ногами. (Корабль, море, малина, рябина, грядка, лопата, букварь, тетрадь, арбуз, репа). Какие слова с мягким звуком ] запомнил?

IХ. Пальчиковая кинезиологическая гимнастика. Упражнение на развитие межполушарных связей.

Правая рука изображает кулак, а левая ладонь. Хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Х. Произношение звука [р’] в предложениях. Игра с фонариком «Над чем летает стрекоза?»

Составляет предложение «Стрекоза летает над принцем» и т.д.

XI. Развитие связной речи. Игра-шутка.

Ответь на вопросы стрекозы. Следи за правильным произнесением звука ].

-Как тебя зовут? С кем ты дружишь? Что ты любишь кушать больше всего? Что тебе снилось? (Ребенок достает из колоды любые картинки и рассказывает)

XII. Итог занятия 

Вспомни слова со звуком ], называй их и подари стрекозе цветные камешки. Что тебе больше всего понравилось? Ты очень старался! Стрекоза дарит тебе картинку.