Воспитатель высшей квалификационной категории
Корельская Елена Витальевна.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 148 «Рябинушка»
«Город Архангельск»
2022 г.
Организованная непосредственно образовательная деятельность,
направленная на формирование у детей подготовительного к школе возраста
представлений о свойствах песка через исследовательскую деятельность по теме «Песочные истории».
Цель: формировать представления детей о свойствах песка через исследовательскую деятельность;
Задачи: — познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием;
— обучать навыкам проведения лабораторных опытов;
— упражнять в подборе прилагательных к существительным, образовании прилагательных от существительного, согласуя их в роде, числе;
— развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение), творческие способности, мелкую моторику пальцев рук;
— формировать интерес к исследовательской и экспериментальной деятельности.
Материал: «волшебный мешочек» с песком, схемы правил безопасности при работе с песком, песочные часы, ёмкости с сухим чистым песком, стаканы, вода, подносы, ложечки, деревянные палочки, магниты, лупы, поролон, воронки, световые экраны для рисования песком, магнитофон, фонограмма.
Ход экспериментальной деятельности:
— Ребята у меня есть « Волшебный мешочек», а что в нем? (предлагает детям на ощупь определить, что там находится). Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т.д.…
— А теперь посмотрим, кто из вас угадал, что в мешочке.
Он и желтый, и сыпучий, во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать, целый день в него играть.
Дети: В мешочке песок.
— А что такое песок?
Дети: песок – это полезное ископаемое.
— Сегодня мы будете исследовать песок, познакомимся с его свойствами.
Как вы думаете, где проводят исследования?
Дети: В лаборатории.
— Что такое лаборатория?
Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
— Мы сейчас отправляемся в лабораторию для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Для этого необходимо специальное оборудование. — Какое оборудование находится у вас на столах?
Дети: дети перечисляют оборудование.
— Прежде чем начинать исследования, мы повторим правила безопасностипри работе с песком (схемы).
— Начинаем наши исследования.
Опыт № 1. «Что какое песок, из чего он состоит?»
— Возьмите немного песка насыпьте на поднос, рассмотрите через лупу, опустим в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотрим их.
Упражнение «Какой?» (Песок, который добывают в море называется … (морской), в реке — … (речной), в карьере — … (карьерный), в строительстве используют … (строительный) песок.)
Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла (работа с магнитом), на ощупь песок шершавый. Опыт № 2. Потрогайте сухой песок пальцами. Какой песок? Теперь налейте немного чистой воды. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга. Вывод: сухой песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый, потому что между песчинками находится воздух, а мокрый, липкий, пластичный, потому, что вода вытесняет воздух.
Опыт № 3. Возьмите стаканчик с сухим песком и пустите его струей на поднос в одну точку — образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать, то образуются сплывы. Где применяется такое движение песка? (песочные часы). Слегка подуйте на песок, имитируя ветерок, частички песка передвигаются.
Вывод: песок может двигаться.
— Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.
Динамическая пауза “Песчинки” (Раз, два, три повернись и в песчинки превратись. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. Ветер стих и песчинки опустились на землю. Прилетела тучка, смочила дождиком песчинки и они прилепились друг к дружке. Выглянуло солнышко, подсушило песчинки, подул ветерок и снова песчинки полетели в разные стороны. Стих ветерок, опустились песчинки на землю. Раз, два, три, повернись, и в детишек превратись). — Отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.
Опыт № 4. Возьмите баночку с водой и опустите в нее немного сухого песка, не размешивая его. Понаблюдаем, что произойдет. Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый, пыль легкая лежит на поверхности, окрашивает воду.
Опыт № 5. В воронку кладем кусок марли и насыпаем песок, наливаем грязную воду, вода проходит через песок и становится чистой. Все примеси остались в песке.
Вывод: песок – это природный фильтр, он пропускает воду.
— Ребята, сегодня, объект нашего исследования – песок. А где можно его встретить, где его можно применить? ( Варианты ответов детей).
Его применяют: в строительстве, для изготовления бетона, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, а ещё песком можно рисовать.
— Я предлагаю вам стать, непросто учеными, а учеными художниками, и нарисовать необычные песочные картины.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять – будем пальчики считать.
Закрываем, и молчок – получился кулачок!
Открываем понемножку — получается ладошка!
Вот шалашик, вот замок, разотрем один разок.
Крепкие, дружные — все такие нужные!
Занимайте место у экранов, включаем пульт.
– Давайте вспомним приёмы рисования. А музыка поможет вам создать интересные песочные шедевры (звучит спокойная музыка).
Дети рисуют. Воспитатель обращает внимание на интересные композиции, приемы, используемые в рисовании.
Закончив работы, ребята рассказывают о своих сюжетах.
— Ребята, очень красивые песочные картины у вас получились. Но жаль, что они недолговечны и от одного дуновения ветерка или даже вашего дыхания, они могут исчезнуть, разлететься, рассыпаться. Как же нам сделать так, чтобы эти песочные картины смогли увидеть ваши друзья, родители? (Ответы детей.)
— Поможет нам фотоаппарат, чтобы показать их всем и самим полюбоваться своими картинами.
упражнение «Ладошки»
— Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
— С каким природным материалом мы познакомились, проводили опыты.
— Что нового вы узнали?
Благодарю вас за участие в научных экспериментах, за художественное творчество.
- «ОГОНЬ – НАШ ДРУГ, ОГОНЬ – НАШ ВРАГ» (Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект) (50%)
- Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова» (50%)
- Проект «Хочу всё знать» (50%)
- Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Земля-наш общий дом» (50%)
- Проект по социально-личностному развитию дошкольников, посвященный космонавтике «Навстречу звездам» (50%)
- Конспект образовательной ситуации в подготовительной группе Тема: «Знакомство с удмуртской сказкой «Лапти-самоходы» (RANDOM - 50%)