«Песочные истории»

Воспитатель высшей квалификационной категории

Корельская Елена Витальевна.

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 148 «Рябинушка»

«Город Архангельск» 

    2022 г.

 

 

Организованная непосредственно образовательная деятельность,

направленная на формирование у детей подготовительного к школе возраста

представлений о свойствах песка через исследовательскую деятельность по теме «Песочные истории».                  

                     

                                                

Цель: формировать представления детей о свойствах песка через исследовательскую деятельность;

Задачи:  — познакомить детей со свойствами песка, его происхождением, использованием;

обучать навыкам проведения лабораторных опытов;

— упражнять в подборе прилагательных к существительным, образовании прилагательных от существительного, согласуя их в роде, числе;

— развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение), творческие способности, мелкую моторику пальцев рук;

— формировать интерес к исследовательской и экспериментальной деятельности.


Материал«волшебный мешочек» с песком, схемы правил безопасности при работе с песком, песочные часы, ёмкости с сухим чистым песком, стаканы, вода, подносы, ложечки, деревянные палочки, магниты, лупы, поролон, воронки, световые экраны для рисования песком, магнитофон, фонограмма.


Ход экспериментальной деятельности: 

Ребята у меня есть « Волшебный мешочек», а что в нем? (предлагает детям  на ощупь определить, что там находится).                                         Выслушиваются предположения детей: сахар, мука, песок, соль и т.д.
А теперь посмотрим, кто из вас угадал, что в мешочке.

Он и желтый, и сыпучий, во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать, целый день в него играть.

Дети: В мешочке песок.
А что такое песок?
Дети: песок – это пол
езное ископаемое.
— С
егодня мы будете исследовать песок, познакомимся с его свойствами.      

Как вы думаете, где проводят исследования?
Де
ти: В лаборатории.
Что такое лаборатория?
Дети: специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.
— Мы сейчас отправляемся в лабораторию  для того чтоб исследовать песок, ставить опыты. Для этого необходимо специальное оборудование.                  — Какое оборудование находится у вас на столах?
Дети: дети перечис
ляют оборудование.

— Прежде чем начинать исследования, мы повторим правила безопасностипри работе с песком (схемы).                                                                                                      
— Н
ачинаем наши исследования.
Опыт № 1. «Что какое песок, из чего он состоит?»
Возьмите немного песка насыпьте на поднос, рассмотрите через лупу, опустим в песок магнит, на нем появятся мелкие частицы металла, рассмотрим  их.                                                                                    

Упражнение «Какой?» (Песок, который добывают в море называется … (морской), в реке — … (речной), в карьере — … (карьерный), в строительстве используют … (строительный) песок.)
Вывод: песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. В песке присутствуют частички металла (работа с магнитом), на ощупь песок шершавый.                                                                                                          Опыт № 2. Потрогайте сухой песок пальцами. Какой песок? Теперь налейте немного чистой воды.  Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.                Вывод: сухой песок – сыпучий, рассыпчатый, рыхлый, потому что между песчинками находится воздух, а мокрый, липкий, пластичный, потому, что вода вытесняет воздух.
Опыт № 3. Возьмите стаканчик с сухим песком и пустите его струей на поднос в одну точку — образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становиться шире, если долго сыпать, то образуются сплывы. Где применяется такое движение песка? (песочные часы). Слегка подуйте на песок, имитируя ветерок, частички песка передвигаются.
Вывод: песок может двигаться.
Правильно песок может двигаться. Давайте и мы с вами отдохнем и подвигаемся.
Динамическая пауза “Песчинки” (Раз, два, три повернись и в песчинки превратись. Присели все на корточки. О-о, сколько у нас песка. Вот подул ветер, поднял песчинки, и они полетели в разные стороны. Ветер стих и песчинки опустились на землю. Прилетела тучка, смочила дождиком песчинки и они прилепились друг к дружке. Выглянуло солнышко, подсушило песчинки, подул ветерок и снова песчинки полетели в разные стороны. Стих ветерок, опустились песчинки на землю. Раз, два, три, повернись, и в детишек превратись).                                                                                              Отдохнули, ну а теперь возвращаемся в лабораторию и продолжаем исследовать песок.
Опыт № 4. Возьмите  баночку с водой и опустите в нее немного сухого песка, не размешивая его. Понаблюдаем, что произойдет. Песок оседает, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый, пыль легкая лежит на поверхности, окрашивает воду.


Опыт № 5. В воронку кладем кусок марли и насыпаем  песок, наливаем грязную воду, вода проходит через песок и становится чистой. Все примеси остались в песке.                                                                                            

Вывод: песок – это природный фильтр, он пропускает воду.

Ребята, сегодня, объект нашего исследования –  песок. А где можно его встретить, где его можно применить? ( Варианты ответов детей).
Его  применяют
: в строительстве, для изготовления бетона, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололед, в медицине, когда нужно что-то погреть, для игр, а ещё песком можно рисовать.                                                  

Я предлагаю вам стать, непросто учеными, а учеными художниками,   и нарисовать необычные песочные картины.

Пальчиковая гимнастика.                                                                                

Раз, два, три, четыре, пять – будем пальчики считать.                  

Закрываем, и молчок – получился кулачок!                                          

Открываем понемножку — получается ладошка!                                            

Вот шалашик, вот замок, разотрем один разок.                                    

Крепкие, дружные — все такие нужные!

Занимайте место у экранов, включаем пульт.                                                                                                      

 – Давайте вспомним приёмы рисования.  А музыка поможет вам создать интересные песочные шедевры (звучит спокойная  музыка). 
Дети рисуют. Воспитатель обращает внимание на интересные композиции, приемы, испо
льзуемые в  рисовании.
Закончив
работы, ребята рассказывают о своих сюжетах.

— Ребята, очень красивые песочные картины у вас получились. Но жаль, что они недолговечны и от одного дуновения ветерка или даже вашего дыхания, они могут исчезнуть, разлететься, рассыпаться. Как же нам сделать так, чтобы эти песочные картины смогли увидеть ваши друзья, родители? (Ответы детей.)
Поможет нам фотоаппарат, чтобы показать их всем и самим полюбоваться своими картинами.


упражнение «Ладошки»

Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
С каким природным материалом мы познакомились, проводили опыты.
Что нового вы узнали?
Благодарю вас за участие в научных экспериментах, за художественное творчество.