Проект «Теремок сказок» для детей среднего возраста с ТНР

Проект по речевому развитию «Теремок сказок» (для детей с ТНР среднего дошкольного возраста)

Проект подготовили и провели:

Воспитатели: Коптелова Е.В. Пушкарная Н.Е., Учитель-логопед: Карловская Ю.В.

МБДОУ «Детский сад № 135»

 

г. Рязань 2022

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность проекта

2. Характеристика проекта

3. Цели, задачи проекта

4. Этапы реализации проекта

5. Предполагаемый результат

6. Используемые методы

7. Список используемой литературы

 

1. Актуальность проекта. Актуальность Изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое. По данным современных педагогов и психологов, с каждым годом увеличивается количество детей с низким уровнем развития речи. Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления разработка научно обоснованного содержания и эффективных методов, направленных на повышение уровня связанного речевого развития, имеет большое значение и является сложной педагогической проблемой. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Существуют факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. — наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В работе по обучению детей связной речи используются разные приёмы и методы, что поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.

2. Характеристика проекта: Вид проекта: речевой, творческий, коммуникативный. Участники проекта: дети логопедической средней группы №3, родители воспитанников, воспитатели, учитель — логопед Срок реализации проекта: краткосрочный (декабрь)

3. Цели и задачи проекта: Цель: Создать условия для развития речевых способностей у детей с ТНР среднего дошкольного возраста. Задачи: Обучающие: • Создать условия для увеличения круга знаний детей о мире сказок. • Активизировать словарный запас. • Упражнять в умении драматизировать небольшие сказки. • Создать условия для развития умений запоминать и пересказывать небольшие произведения. Развивающие: • Продолжать развивать связную речь, артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук, работать над дикцией, совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний, интонационную выразительность речи. • Развивать навыки самостоятельности для преодоления у детей робости, застенчивости, неуверенности. • Продолжать работу по формированию интереса к русским народным сказкам. Воспитательные: • Воспитывать культуру речи детей. • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. В работе с родителями: Повышение компетентности родителей по вопросам речевого развития детей среднего дошкольного возраста. Аннотация к проекту Для развития речевых способностей в проекте задействованы разнообразные виды деятельности: игровая, двигательная, изобразительная. Работа проходит на протяжении всего образовательного процесса нахождения ребёнка в детском саду. В течении месяца содержание может меняться и дополняться в зависимости от игровых ситуаций.

4. Этапы реализации проекта: Подготовительный этап: • Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. • Подбор методической литературы для реализации проекта. • Подбор наглядно-дидактического материала. • Организация развивающей среды в группе. Содержательный этап: 1. Работа по плану мероприятий: • Рисование «Снежный шар» • Аппликация «Заюшкина избушка» • Чтение художественной литературы «Маша и медведь», «Петушок и бобовое зернышко» • Инсценировка сказки «Колосок» • Теневой театр «Репка» • Рассказ сказки по мнемотаблице «Волк и семеро козлят» • Расскажи сказку руками «Рукавичка» • Сказка в движении «Курочка Ряба» • Сказка в песочнице «Колосок» • Пальчиковый театр «Теремок» • Настольный театр «Под грибком» • Театр на палочках «Колобок» • Вертушки – круги (по принципу круги Луллия) «Красная шапочка» • Гимнастика для глаз «Теремок» • Подвижная игра «Гуси – лебеди» 2. Работа с родителями (активное вовлечение родителей в реализацию проекта). Заключительный этап: • Отгадывание загадок по сказкам. • Дидактическая игра «Наши сказки». • Вспомним сказку по картинке. • Создание книги «Приключение Снежного шара» Работа с родителями 1. Консультация для родителей «Как учить ребенка описывать увиденное?» 2. Консультация для родителей «Развиваем и обогащаем словарный запас детей» — март. 3. Оформление с родителями книги: «Приключение Снежного шара» Продукт проекта: Создание условий для развития речи, различные игры, пособия, сказки.

5. Предполагаемые итоги реализации проекта: • повысится интерес детей к игровой деятельности, которые дети будут охотно включаются в образовательный процесс; • повысится: точность, связность и выразительность речи; развиваются творческие способности; • повысится творческая активность детей: они с удовольствием будут участвовать в драматизации сказок; • дети с интересом будут смотреть театральные постановки других и удовольствием будут воспроизводить их в своей игровой деятельности; • родители активно включатся в образовательную деятельность группы, будут интересоваться развивающими технологиями работы с детьми дошкольного возраста.

6. Используемые методы • словесные • игровые • наглядные • практический

7. Используемая литература.

1. Большова Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001. 2. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. Программа «От рождения до школы»— М.: мозаика синтез, 2014. 3. Дошкольное воспитание Обучение творческому рассказыванию 2-4/1991. 4. Смольникова Н. Г., Смирнова Е. А. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников. 5. Ушакова О. С., Сохин Ф. А. Занятия по развитию речи в детском саду М.: Просвещение, 1993.