Проект «МОЙ КРЫМ!»

МБДОУ Детский сад №10 « Солнышко» с.Приветное»

 

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников

Подготовительная группа «Звёздочки»

 

«МОЙ –КРЫМ!»

 Подготовила воспитатель:

 Бадёра Наталья Александровна

2021 г

 

Проект
«МОЙ –КРЫМ!»

                     «Люби и знай родной свой край.»

 

Вид проекта: групповой, познавательный, творческий. 

Продолжительность проекта: долгосрочный (январь-апрель).

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы «Звёздочки», воспитатель: Бадёра Наталья. Александровна.

Актуальность темы:

Во все времена любовь к родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Любовь к Родине, гордость за то место где родился и вырос, закладывается с самого раннего детства. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна.

Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда». 

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – всё. В качестве основополагающего фактора в патриотическом воспитании дошкольников мы рассматриваем национально-региональный компонент. При этом акцент делаем на воспитание любви семье, к родному дому, природе, культуре малой Родины. Любовь к Родине большой начинается с любви к Родине малой, и воспитывается она у детей с раннего возраста.

Проблема:

Дети не знают достопримечательности родного края, а так же родного посёлка. В процессе проекта дети знакомятся с историей, культурными ценностями своей «малой родины». Совершенствуют знания о природе родного края. Получают знания о растительном и животном мире и применяют их в совместном творчестве.

Цель: Познакомить детей, Крымом в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою «малую Родину».

Задачи:

Закрепить знания и представления детей о Крыме, как малой родине. Закрепить

знания о символике Крыма (флаг, герб, гимн).

Расширять представления детей о Крыме, его истории, достопримечательностях.

Дать знания о том, что такое «полуостров», «село», «улица», «адрес».

Формировать умение видеть красоту родного края, бережно относиться к природе и всему живому, желание сохранить Крымский полуостров чистым и красивым.

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, к своему селу.

Побуждать детей к проявлению сострадания, заботливого отношения, внимания к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей и религий, к тем, кто о них заботится в детском саду, дома или сам нуждается в его участии.

Воспитывать уважительное отношение к людям и результатам их труда.

Создать условия для совместной творческой деятельности (ребёнок, родитель, воспитатель).

Привлечь родителей к реализации данного проекта (проинформировать по теме, собрать необходимый материал для оформления стендов, принять активное участие в обсуждении, способствовать повышению познавательной активности родителей.

Развивать логическое мышление, связную речь, обогащать и активизировать словарь.

Формы работы:

Игровая, познавательная, продуктивная, экспериментальная деятельность, работа с родителями, индивидуальная работа.

Методы и приёмы: наблюдения, дидактические и подвижные игры, просмотр видеофильмов, презентаций, НООД, чтение художественной литературы, загадывание загадок, заучивание стихов, составление рассказов, рассматривание иллюстраций, выставки рисунков, поделок из природного материала, беседы, развлечения.

 

Этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный.

Определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задач.

Подбор и разработка необходимых материалов: разработка конспектов НООД, презентаций; тематических бесед; подбор художественной литературы для чтения детям, иллюстраций, фотографий, игр.

Работа с родителями детей.

 

2 этап. Основной.

План выполнения проекта.

Беседа о родном Крыме, как части России.

Беседа «Мы Крымчани»

Беседа «Традиции моей семьи»

Беседа «Моя Семья»

Беседа «Достопримечательности Крыма», « Мой любимый Крым».

Беседа «Село, в котором ты живешь!»

Чтение легенды о Мамаевой могиле из книги Л. Рябчикова  «По теплым дорогам Крыма».

Чтение легенды «Медведь гора», Ласточкино гнездо»

«Зима в Крыму.  Игры народов Крыма «Давай дружить!»

Викторина «Мы любим и знаем наш Крым»

Бесед о древнем потухшем вулкане Кара-Даг.

Чтение  «Легенды Черной  горы»  из книги Л. Рябчикова «По теплым дорогам Крыма».

Рисование «Золотые ворота Кара-Дага»

Беседа «Самое синее в мире Черное море мое…»

НООД «Обитатели Черного моря»

Рисование «Наши друзья дельфины»

Чтение сказок: «Почему море Черное?» Т. Третьяк, «Таинственная красавица» Белоусов Е.

Рассматривание карты Крыма.

Конспект НООД «День Конституции РФ»

Рисование «Герб Крыма»

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Мероприятия посвящённые Дню Республики Крым. 

Продукт проектной деятельности

Оформление альбомов: «Мой Крым», «Животные Крыма» «Книга Конституции РФ»

Литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2. Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» Составители: Л.Г. Мухоморина, Э.Ф. Кемилева, Л.М. Тригуб, Е.Ф.Феклистова. Издательство «Наша школа», 2017.

3. «Ознакомление с природой в детском саду» Соломенникова О.А. Мозаика-Синтез, 2016.

4. «Путешествуем по Крыму». Знакомство дошкольников с историей родного края. Составители: Э.Ф. Кемилева, Т.В. Лапшина, Л.В. Огурцова. Издательство «Учитель».

5. Произведения поэтов и писателей Крыма.

 

                     Беседа о родном Крыме, как части России.

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам расскажу о нашем любимом крае-Крымском полуострове, который является частью России-великой и могучей страны.

Счастливый край, где блещут воды,

Лаская пышные брега,

И светлой роскошью природы

Озарены холмы, луга.

А. Пушкин

Россия очень богатая, большая и очень разная: на севере очень холодно и всё покрыто снегом, на юге-жарко и солнечно, где-то идёт много дождей, а в другом месте-сухо. Есть могучие высокие горы, широкие реки, огромные поля, прекрасные сады, красивые равнины, леса. Каждый уголок по-своему уникален и интересен. Есть большие города, маленькие посёлки, уютные деревни и прекрасные столицы. Нам нравится каждый уголок, любимый город, улица, место, где мы с вами живём.

Одно из самых красивых мест на юге России- это Крымский полуостров. Это наша одина-край, в котором мы родились, живём, ходим в детский сад.

Крым-самый красивый, удивительный, любимый, тёплый, солнечный, уютный край!

Воспитатель: Послушайте, как говорят о Крыме.

Полуостров наш приветлив,

в гости нас к себе зовёт,

кто у моря утро встретит,

тот о Крыме запоёт!

Ребята, Крымский полуостров омывается водами Чёрного и Азовского морей. Чёрное море- ласковое и тёплое, волнующее и спокойное, оно красиво всегда, в любое время года. Наше море привлекает нас своей красотой, оно такое разное: лазурное с тихими волнами, синее и серебристое, тёмное с бурлящей, грохочущей пеной. С давних времён Чёрное море являлось главным для Крыма, с ним связана история, наше настоящее и будущее. По морю приплывали суда с товаром, и заморские гости спешили увидеть наш край, море дарит нам богатый улов рыбы, тёплые волны омывают наш берег! Наше Чёрное море удивительно- оно прославлено в легендах, песнях, стихах. Его красота привлекает художников, поэтов, писателей, историков. В наше время на всём побережье построены здравницы, санатории, детские оздоровительные лагеря. Мы ежегодно любим отдыхать у моря, купаться в его тёплых волнах, смотреть на ласковый прибой. А кто из вас знает, что самое глубокое место на Чёрном море-2245 метров находится у Ялты? В Чёрном море живет около 1500 видов растений и животных, в том числе 180 различных видов рыб. Огромные стаи дельфинов живут в море, их часто можно увидеть с прогулочного катера. Морская прогулка – самая интересная, приятная, незабываемая. Вот как писал А. С. Пушкин:

Прекрасны вы, брега Тавриды,

Когда вас видишь с корабля…

Воспитатель: Чёрное море приносит летом прохладу, а зимой «утепляет» непогожие дни. Воздух на Южном берегу целебен: здесь всегда с удовольствием дышится. Хорошие пляжи на Южном берегу, большинство с галькой. Вода у берегов быстро прогревается, поэтому даже в холодные дни морская вода тёплая. Купальный сезон начинается с мая и продолжается до октября. А в летние дни солнце всегда одаривает нас своей щедростью. Поэтому Южный берег считают лучшим курортом.

Крым-большой и светлый дом,

Расти и жить привольно в нём,

Здесь климат целебный и здравниц уют

Край наш курортом гости зовут!

                         Беседа «Мы Крымчани»

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о нашей Родине. Но сначала давайте раскроем тайну этого удивительного слова. Что означает слово Родина?

Дети. Это место где мы родились и живём, где живут наши мамы и папы, это наш дом, город, страна.

Воспитатель. Молодцы. А как называется наша Родина?

Дети. Россия, Крым.

Воспитатель. А вы знаете, что наша Родина многонациональна? Только в Крыму живут люди 110 национальностей. Сейчас я прочитаю вам стихотворение Лидии Огурцовой

«Я – Крымчанин», а вы ответьте, о детях каких национальностей говорится в нём.

 

Ночь наступила, и в тёплой постели

Три малыша спят в своей колыбели.

Трём малышам мамы песенку пели,

Три милых носика дружно сопели.

«Спи, моя зіронько, в гарному сні,

Море співає для тебе пісні

Баюшки-бай, баюшки-бай,

Спи, мой хороший, скорей засыпай.

«Къырлар ятты, байырлар юкълады

Ёрулгъан сабийлер юкъугъа далды«.

Баюшки-баю, баюшки-бай,

Спи, мой хороший, скорей засыпай.

Кто же те дети, они англичане?

Или в кроватках уснули датчане?

Шведов, французов ли мамы качали?

Нет, малыши эти наши — крымчане!

Крымом родная земля их зовётся,

И в колыбельной о Крыме поётся.

Крым, как и Солнце, один в этом мире,

Крым — это степь и курганы седые,

Крым — это пики вершин в поднебесье,

Крым — это море, поющее песни.

Родина нам дана только одна,

Пусть будет счастлив здесь каждый сполна!

Разные мамы у детской постели

Песни о Родине ласково пели.

Под одеяльцем, в своей колыбели,

Три милых носика дружно сопели.

Дети. В этом стихотворении говорится о трёх национальностях – татарской, украинской, русской.

Воспитатель. Правильно ребята. И я выбрала это стихотворение, потому что у нас в Крыму три государственных языка – русский, крымскотатарский и украинский. А что это значит?

Дети. Это значит, что люди могут разговаривать, учиться, смотреть передачи на своём родном языке.

Воспитатель. Правильно ребята. У нас в группе тоже есть украинцы, русские и крымские татары. Мы разные и должны знать и с уважением относиться к культуре, языку и обычаям друг друга.

                       Беседа «Традиции моей семьи»

 

Сегодня мы поговорим о семейных праздниках и традициях. Мы с вами узнаем, какие же семейные традиции хранятся в семье у каждого из вас. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.

— Семьи все разные. Они отличаются друг от друга своими традициями, которые передаются из поколения в поколение.

— Традиции – основа семьи.

— Но что такое традиции?

Дети:

– это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми:

— встреча гостей,

— организация отдыха и семейных праздников,

— хранение семейных реликвий (предметы, которые передаются из поколения в поколение)

– Человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с какими-либо событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем её хранить. У каждого дома: в чуланчике, на чердаке у бабушки – хранится много старинных вещей. Вот мы с вами провели разведку, поиск старинных предметов, принесли их сюда, чтобы всем показать их, и сложили их все в бабушкин сундук. Вот он какой расписной, большой. Какие же тайны хранит бабушкин сундук? (Достает предмет.) Кто узнал свою вещь, должен кратко о ней рассказать, кому она принадлежала, для чего служила.

 

Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт». Достает из семейного сундучка «Дерево семьи».

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, семейное дерево. Человек должен помнить о своих предках (родственниках, которые носили его фамилию за много лет до его рождения – бабушки, дедушки, прадеды). Память — это то, что связывает нас со своими «корнями».

У каждого из нас дома есть альбом с фотографиями наших родственников, которые достойны уважения. Традиция — собирать и хранить фотографии очень важна. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих и любимых людей. В семейных альбомах можно увидеть пожелтевшие фотографии военных лет и письма с фронта. Послушайте песню «Семейный альбом»

  

                 Беседа «Моя Семья»

 

Рассказ, беседа воспитателя с детьми про семью

Воспиаель: давайте поговорим о семье. Как вы думаете, что такое семья? -Семья – это мама, папа и их дети. Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Пока в семье дружба, все держатся друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг в семье возникает ссора, дети не послушались родителей, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением будем относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.

Рассказывание детьми пословиц о семье

А какие пословицы про семью вы знаете? Расскажите нам.

Семья сильна, когда над ней крыша одна Нет родителей — нет покровителей.

Сердце матери лучше солнца греет.

Добрые дети — дому венец, а злые- конец.

При солнышке тепло, при матушке добро.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе — так и душа на месте.

Кто родителей почитает, тот век счастливо живёт.

Чтение воспитателем сказки «Волшебная семья» Ребята, а сейчас послушайте сказку о волшебной семье. В одной волшебной семье жил-был мальчик Петя Волшебников. Однажды мама ему сказала: — Возьми-ка влажную тряпочку и протри свои сапоги-скороходы, а потом начисть их гуталином, чтоб как новенькие блестели!

А Петя: — Не хочу! — Петя, — удивилась мама, — ты почему меня не слушаешься? — А я тебя, мамочка, теперь совсем никогда не буду слушаться! — Ну тогда, — сказала мама, — я тоже не буду слушаться папу! Вот придет он с работы и спросит: «Что у нас на ужин? Расстели-ка скатерть-самобранку!» — а я ему: «Никаких самобранок! Я ее в стирку отдала! Дома есть нечего! И вообще, я теперь тебя не слушаюсь!»

— А я тогда, — сказал папа, — не буду слушаться дедушку! Вот он спросит: «Ты ковер-самолет пропылесосил? Ты на кухне волшебную лампу ввинтил?» — а я ему: «Не хочу и не буду! Я тебя, дедушка, больше не слушаюсь!

— Вот оно что, — сказал дедушка, — отлично! Тогда я не буду слушаться бабушку! Яблоню с золотыми яблочками не полью! Жар-птицу не накормлю! Золотой рыбке в аквариуме воду не сменю!

— Ах так! — сказала бабушка. — Ну, значит, я больше Петю не слушаюсь! Вот пусть он только попросит связать ему шапку-невидимку! Никаких шапок! И теперь у нас всегда сапоги будут не чищены, скатерть не стелена, яблоня не полита, а шапка вообще не связана! И ничего! И ладно! И пускай!

И тогда Петя закричал:

— Мама! Давай я опять буду тебя слушаться! Всегда-всегда!

И Петя стал слушаться маму. А мама — папу.

А папа — дедушку. А дедушка — бабушку. А бабушка — Петю.

А когда все друг друга слушаются, это и есть настоящая волшебная семья!

Беседа «Достопримечательности Крыма», « Мой любимый Крым».

Чтение детям легенд о Крыме, рассматривание иллюстраций о достопримечательностях Крыма и Симферополя, беседы о городах Крыма.

Беседа «Село, в котором ты живешь!»

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть родители, самые родные люди. У каждого человека есть место, где он родился. У кого-то это село, у кого-то город. Где вы родились?

Ответы детей.

Место, где человек родился, называют его Родиной. Сегодня я расскажу вам о Родине. Послушайте внимательно, как я произношу эти слова: родные, родители, родственники, Родина. Как они похожи! Произнесите и вы эти слова.

«Экскурсия» по селу

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычная экскурсия. Давайте представим, что мы гуляем по улицам нашего села. (Ходят по группе, рассматривают расставленные открытки, иллюстрации). Вот мы идем по главной улице Ленина. Дети рассматривают открытки с видами своего села. Если узнают объект, место, самостоятельно называют его, если нет — помогает воспитатель.

Случай с Олей

Воспитатель: Ребята, посмотрите, идет маленькая девочка. Она ходит одна. Давайте спросим, как ее зовут.

Девочка: Меня зовут Оля.

Дети спрашивают, почему она одна, где она живет, где ее родители. Девочка говорит, что была с мамой в хлебном магазине и ушла сама погулять по городу. А теперь не может найти дорогу домой.

Воспитатель: Ребята, куда пошли мама с Олей? Как называется магазин? (хлебный, «Хлеб»), Какой первый звук в этом названии? Найдите букву, обозначающую этот звук.

Работа детей.

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что же произошло с Олей.

Правильно ли Оля поступила, когда ушла от мамы?

Если ей очень захотелось погулять, что она должна была сделать?

Как чувствовала себя мама, когда обнаружила, что дочки нет рядом?

Если ребенок потерялся, как ему надо себя вести?

Случались ли с вами такие ситуации? Как вы себя вели?

Если вы потеряетесь, к кому из взрослых вы обратитесь за помощью?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот видите, сколько ошибок сделала Оля. Давайте пригласим Олю к нам на занятие, а мама обязательно ее найдет.

Учит Олю, как называется город, улица, дом, квартира. Оля повторяет. Ребята поясняют Оле, для чего и как важно знать свой адрес.

Воспитатель: Правильно, нужно знать город, в котором ты живешь, название улицы, номер дома и номер квартиры. А еще хорошо, если знаете номер своего телефона. Кто из вас может все это назвать?

Игровое упражнение «Где я живу»

Дети называют адрес, что находится около дома (магазин, театр…)

 

 

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе 6–7 лет «Корабли на рейде»

 

Создание работы корабли в море из цветной бумаги.

 

Виды: «Художественно — эстетическое», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Закреплять общие понятия о водном виде транспорта, основные части корабля, упражнять детей в изготовлении кораблей из цветной бумаги. развивать умение работать коллективно, воспитывать доброжелательность.

Развивать внимание, память, воображение.

Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Материал: Цветная бумага, ватман (с изображением моря или тонированный голубым цветом) ,картинки различными видами кораблей. кисти, клей ПВА, салфетки, клеёнки, ножницы.

Ход занятия: 1. вступительная часть.

Воспитатель: Какие красавицы

Всегда и везде

На суше родятся-

Живут на воде?

Дети: Корабли

Воспитатель: Правильно ребята корабли. В море ходят много различных кораблей, каждый корабль занят своим делом, а какие корабли знаете вы?

Ответы детей.

Воспитатель: верно корабли бывают грузовые, военные, рыболовные, а бывают и подводные корабли -лодки. (показ всех перечисленных видов кораблей на доске)

ребята а к какому виду транспорта относятся корабли?

Ответы детей.

Воспитатель: хотите узнать как же вообще появились корабли?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда послушайте! В глубокой древности у людей появилась необходимость преодолевать водные преграды,перевозя грузы по воде, Сначала люди переправлялись на деревянных стволах или на надутых мешках из шкур животных, затем появились плоты из скрепленных между собой брёвен, а так же лодки которые выдалбливались или выжигались из массивных стволов деревьев. Спустя некоторое время морское дело стало развиваться, а значит требовало увеличения размеров плавучих судов, что и привело к построению кораблей.

 

Итак как мы с вами выяснили все корабли разные, но все же есть у них и общие черты. Давайте рассмотрим все наши корабли и уточним из каких частей они состоят?

Дети: Днище, палуба, нос, труба, борта, корма, якорь (показ частей корабля на картинках).

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы! А теперь подумайте какой корабль вы хотите сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Итак давайте рассмотрим картинку — образец и выясним из каких геометрических фигур состоят корабли?

Ответы детей.

Воспитатель: На сегодняшнем занятии мы с вами будем вырезать и собирать корабль каждый за своим столом, так как работа у нас общая, то готовые корабли мы будем помещать на подготовленное море.

А сейчас я приглашаю вас побыть сигнальщиками для кораблей.

Физкульт.минутка: Вот флажки четыре цвета,

Вам игра знакома эта,

Флаг я желтый подниму-

 

Всех похлопать приглашу,

Флаг зеленый подниму-

всех потопать попрошу,

Синий будите молчать,

Красный всем УРА кричать!

 

Воспитатель: А теперь присаживайтесь за свои столы. Давайте вспомним приемы резания бумаги и технику безопасности работы с ножницами.

Дети: 1. Ножницами резать средней частью лезвия.

2. Лист бумаги держать за большую часть, меньшую отрезаем.

3. Чтобы разрез получался ровный концы ножниц не смыкать.

4. ножницами не махать чтобы не поранить соседа.

5. По окончании работы ножницы поставить в стакан.

Дети выполняют поставленную задачу. При необходимости педагог помогает ребёнку советом. Далее дети и клеят свои корабли накартон.

Заключительная часть:

Воспитатель: Итак ребята каких только кораблей нет сегодня в нашей бухте! Вы сегодня отлично потрудились и на этом сегодняшнее занятие окончено.

Итог:

Дети могут рассматривать получившуюся картину, обсуждать получившиеся результаты.

 

 

Конспект НООД тема: «Чёрное море»

Цели:

Образовательные:

Систематизировать знания детей о Чёрном море.

Закрепить знания об обитателях Чёрного моря, морском транспорте, о целебных свойствах моря.

Продолжать учить детей отгадывать загадки.

Познакомить с произведениями художников, композиторов, поэтов о море.

Разливательные:

Развивать умение детей подбирать слова, обозначающие предмет, его признаки, действия действие; четко выражать свои мысли, используя распространенные предложения.

Упражнять детей в счете, сравнении совокупностей и установлении равенства.

Развивать мелкую  и общую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать у детей любовь к морю и желание сохранить его красоту.

Оборудование:

Аудиозапись шума моря.

Карандаши.

Картинки, подвешенные в углах комнаты под потолком для гимнастики для глаз.

По два надувных круга, ласт, маски, шляпы, ведерка, лопатки, лопатка, грабли, мячи, надувные жилеты, кораблики, полотенце,  икт.

Репродукции картин о море.

Книга «Стихи о море».

Рабочие листы на каждого ребенка.

Рабочий лист к занятию про Чёрное море

Ход занятия:

— Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Закройте глаза, прислушайтесь и узнаете, куда мы отправляемся.

 

(Звучит аудиозапись шума моря).

 

— Мы отправимся в путешествие по Чёрному морю. Для этого путешествия нам не нужен корабль, нам даже не нужно выходить из комнаты. Мы совершим это путешествие в своем воображении, вспомним все, что нам уже известно, узнаем что-то новое. Ведь море — это красота, здоровье, дом для морских обитателей, дорога для морского транспорта и многое другое.

Море — родной край

Дидактическая игра «Найди Чёрное море»

— Взгляните на эти фотографии. На них вы можете увидеть разные моря. Вам нужно найти картинку, на которой изображено именно наше море. Почему вы остановили свой выбор именно на этой картинке?

Дидактическая игра «Найди слова в море»

— Скажите, какое бывает море? Ласковое, бурное, теплое, …

Какие слова-действия можно подобрать к морю? Плыть, купаться, нырять, …

Какие слова — живые и неживые —  живут в море и рядом с ним? Дельфин, волна, корабль, …

Море — дом

— Море — это дом для водорослей, рыб, моллюсков, млекопитающих.

Дидактическая игра «Кто в Чёрном море живет?»

— Вы видите изображения разных морских обитателей. Обведите в кружок только тех, кто живет в Черном море. Назовите обитателей Черного моря. Дельфин, медуза, рапана, краб, морской конек, хамса, мидии. Зачеркните изображения морских обитателей, живущих в других морях. Назовите тех, кто не живет в Черном море. Кит, морская звезда, морская черепаха, морж.

 

Море — пища

— Море дает пищу птицам. Назовите знакомых вам морских птиц, обитающих в наших краях. Чайки, бакланы. Какую пищу дает им море? Рыбу.

— И человека кормит море. Вот салат из морской капусты. Кто из вас ел такой? Он очень полезен, этот салат из морских водорослей. А еще какую пищу берет человек из моря? Рыбу, моллюсков. Назовите известную вам черноморскую рыбу. А какие моллюски Черного моря едят люди? Рапаны, мидии.

Гимнастика для глаз «Отгадай загадку — отыщи отгадку»

— Попробуйте отгадать загадки. Только не говорите вслух отгадку. Найдите глазами картинку с отгадкой.

Все под водой хватает клешней.

Ловко мусор собирает, дно морское очищает.

(Краб)

Эта птица любит море,

Жить привыкла на просторе.

В море синее нырнет —

Рыбку в клюве принесет.

(Чайка)

Купол, как зонтик прозрачный, имеет.

Плыть, если надо, неплохо умеет.

Движется купол и плыть помогает.

Щупальце, словно крапива, кусает.

(Медуза)

Как рыба в оде машет сильным хвостом,

Но кормит детишек своих молоком.

Он с радостью в море корабль встречает.

Людей, не умеющих плавать, спасает!

(Дельфин)

 

Дидактическая игра «Сосчитай улов»

— Сосчитайте улов хамсы в сетях. В какой сети хамсы больше? Как сделать, чтобы в обоих сетях хамсы стало поровну?

Море — здоровье

— Как вы думаете, почему в наш город к берегу Черного моря приезжает так много гостей из разных краев? Люди приезжают к нашему морю купаться в его теплой воде, греться под жарким солнцем, дышать полезным морским воздухом. Морская вода, солнце и воздух — хорошие лекарства.

 

— Доктор Бобров был хирургом. У него была мечта — открыть на берегу моря санаторий для детей. Для таких, которые считались неизлечимыми. Болезнь эта — костный туберкулез. Крошечный коварный микроб проникал вместе с воздухом или пищей в организм человека. И годами лежали больные дети прикованными к кроваткам.  

 

— Как хорошо бы привезти в Крым этих больных малышей. Крымский климат и хорошее питание спасут их. Приехали первые пациенты. Смотрят, а для них уютный санаторий построен. Кто ходить не мог — бегать начинал. У кого руки не поднимались — в мяч играл других не хуже. Тысячи ребят нашли в Крыму свое здоровье.

Уезжают люди с Черного моря окрепшими да веселыми. Земле славной в пояс кланяются. Тепло южное и море ласковое в сердце хранят. И говорит напоследок: «Спасибо тебе, земля крымская, море Чёрное!»

— Многие из вас летом отдыхали на море. Расскажите, что вы там делали? Чем больше всего вы любите заниматься на пляже? Купаться в море, строить из песка, плавать на катамаране, загорать, нырять, …

Море — дорога

— По морю, как по большой дороге двигается транспорт. Назовите, какой морской транспорт вы знаете? Корабль, лодка, катамаран, яхта, водный мотоцикл, …

Дидактическое упражнение «Штриховка»

— Заштрихуйте изображение парусника как показано на образце.

 

Море — красота

— Море — это красиво. Любоваться морем можно в любую погоду. Множество художников вдохновлялись морем на написание картин. На Чёрном море жил один очень знаменитый художник маринист. Как его имя? Иван Константинович Айвазовский. А что значит художник-маринист? Художник, изображающий море. Перед вами несколько репродукций с картин Айвазовского. Вы сможете чуть позже внимательно их рассмотреть.

— И звучать море может по-разному: ласково шептать, ворчать, грохотать. Композиторы, послушав голос моря, писали музыку. Послушайте отрывки из музыкальных произведений: Антонио Вивальди «Бурное море», Клод Дебюсси «Разговор ветра с морем», Николай Римский-Корсаков «Океан — море синее».

— Поэты написали написали множество стихов о море. Вот эту книгу со стихами о море мы с вами прочтем чуть позже, а пока поставим ее в уголок книги.

— Море — это красота! Красоту нужно беречь! Что мы можем сделать, чтобы сохранить наше море красивым? Не бросать в него мусор, не ловить крабов и других обитателей, очищающих морскую воду.

И просто любить наше Чёрное море — самое синее в мире!

Итог .

Конспект занятия по нравственно-патриотическому развитию в подготовительной группе «День Конституции».

  

 

Цель:

упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с Конституцией РФ – основным законом нашей Родины .

Формировать знания детей об их гражданских правах и обязанностях;

Формировать представления о том, Конституция РФ является основным законом государства, который необходимо соблюдать.

Активизировать знания детей о своей Родине, ее символике и гимне.

Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

Развивающие:

Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы; Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам.

Воспитательные:

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации.

Виды деятельности: игровая, ситуативный разговор, общение со взрослыми.

Форма организации: групповая, работа в парах,  индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: создание игровой ситуации, беседа, дидактическая игра, рассматривание  иллюстраций.

Оборудование: Конституцией РФ по правам детей, настольная дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо», символы РФ, запись гимна РФ.

Предварительная работа: беседа на тему «Наша страна Россия», знакомство с символикой РФ.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

— Добрый день уважаемые гости и ребята! Сегодня у нас необычное мероприятие, оно посвящено Дню Конституции РФ. Ну а какой же праздник без счастливых улыбок детей. Давайте ребята улыбнёмся друг другу, нашим гостям и мне.

2. Основная часть:

Ребята, все мы граждане особой страны, самой большой в мире, смой сильной и отважной. А в какой же стране мы живем?

Дети : Наш страна называется Россия

Что для нас с вами Россия?

Конечно же, для нас с вами Россия- это Родина. Лилия приготовила стихотворения о нашей замечательной стране.

 

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?

Терпел пораженья любой!

Россия, Россия, Россия, –

Мы в горе и счастье – с тобой!

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

«А чем дорога вам страна? «

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

Воспитатель: Ребята, у нашего народа много праздников и памятных дат. Назовите праздники какие вы знаете. (Ответы детей). А 12 декабря вся наша страна отмечает День Конституции. А что же такое Конституция?

-Конституция РФ – это самый главный закон страны, в котором описаны все права и обязанности граждан страны. Его обязаны соблюдать все и президент и взрослые и дети.

— Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.

— А что же такое право? (Высказывания детей.)

-Право — это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.

-: Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же в нем находится.

Свидетельство о рождении.

— Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.) У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ.

— О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)

— Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

— Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

(Называть друг друга по имени)

-Запомните, ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя даётся человеку от рождения и становится как бы частью его самого. Поэтому, есть не только право на имя, но и обязанность – обращаться друг к другу по имени, не обижать себя и других обидными прозвищами.

-Не знать, как зовут своих родных, знакомых, друзей – невежливо. Именно поэтому люди всегда помнят их имена и не ленятся приветливо их называть, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.

Игра «Шляпа знакомств».

— Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.

— Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?

– Верно, право на семью.

-Что вы знаете об этом праве?

(У каждого человека должны быть папа, мама) .

-А теперь я предлагаю вам поиграть в иргу «Назови ласково». Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова.

БАБУШКА-

ДЕДУШКА-

СЫН-

МАМА-

ДОЧЬ-

БРАТ-

СЕСТРА-

— Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Дети давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете?

Дети: В семье дружат -живут, не тужат.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Кто родителей почитает, тот счастлив бывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Птица рада весне, а дитя матери.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Физминутка «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы — ребята вот такие! (показываем большой палец).

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Покажи как».

Один ребёнок показывает, какие обязанности есть у него в семье, а мы вместе угадываем.

Молодцы. Ребята. Вижу вы хорошо помогаете дома. А ещё ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.

Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит (Право на жилище)

— У человека дом был всегда. В самые древние времена люди жили в пещерах. (показ иллюстрации). Там они укрывались от дождя, холода, диких животных. Потом человек научился строить себе жилище из камня и дерева. Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, очагом, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц придумал русский народ. Какие вы знаете? (дети отвечают)

Без хозяина дом — сирота!

В родном доме и стены помогают.

Человек без угла, что птица без крыла.

(Неожиданно вбегают дети, переодетые в зайца и лису)

Заяц: Помогите! Помогите же кто-нибудь. Ребята со мной беда приключилась. Попросилась ко мне лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала (плачет) .

Лиса: А что, я виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что подумаешь какой? Другой дом себе найдешь.

Заяц: Но ведь это мой дом, моя собственность (плачет). Не имеешь права меня выгонять.

Лиса: Я в лесу хозяйка. На все имею право.

Воспитатель: Подожди лиса, успокойся Ты знаешь, каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища. Ты не имеешь право выгонять зайца из его собственного дома. Теперь ты поняла, что ты не права?

Лиса: Ну, хорошо я больше не буду, пойдем заинька поиграем.

Воспитатель: Ребята, из какой сказки эти герои? (ответы детей). Каждый ребенок имеет право на свой дом (показ иллюстраций) .

А теперь давайте поиграем в игру «Кому, какой дом? «

Медведю -берлога

Белке -.

Птице -.

Пчеле -.

Собаке -.

Человеку — …

-Молодцы, ребята. Давайте посмотрим следующую картинку из волшебного сундучка. Как вы думаете, о каком праве она говорит?

(Право на отдых)

Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать) .

Релаксационное упражнение «У моря»

— Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о (праве на медицинский уход) .

— Кто изображен на рисунке?

— Что он делает?

— О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)

Веселая гимнастика под музыку с детьми.

-У нас в сундучке есть ещё картинка. Какое право она обозначает? «Каждый ребенок имеет право на полезное и качественное питание». Воспитатель зачитывает, дети хором повторяют.

Игра с мячом «Полезное – неполезное» (Воспитатель бросает мяч ребенку и называет продукты питания, дети возвращают мяч и называют полезен этот продукт или неполезен.)

-Ребята, вы все скоро пойдёте в школу. Посмотрите на последнюю картинку из нашего волшебного сундучка. О каком праве она говорит?

Игра «Кто быстрее? »

-А сейчас я предлагаю поиграть. Нужно будет собрать в ранец то, что необходимо школьнику (играют 2 человека) .

Выбираю двух человек, они собирают себе команды. Две команды собирают портфели.

-Молодцы, правильно собрали

Играет музыка

Ребята, что это за музыка?

Дети отвечают.

В: Да, ребята, это гимн нашей страны. Гимн – это торжественная песнь

Родины. Гимн поют стоя, в знак особого уважения при звучании гимна мальчики и мужчины должны снять головные уборы. Гимны звучат в особо торжественных

В: А теперь послушайте загадку.

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг —

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный … (ФЛАГ!)

Флаг России называют еще триколором, так как он состоит из трёх цветов.

Белый цвет означает добро и чистоту, синий — это небо — верность, красный —

отвага, мужество и героизм.

Игра «Да — нет».

Ребята, вы узнали, какие права есть у нас.

Давайте поиграем. Я зачитываю предложение. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?– Да!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!

– Защищён ли человек законом?– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!

– Имеет ли человек право на обучение?– Да!

– Имеет ли человек право на лечение? – Да!

– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!

Да, в Конституции есть не только наши права, то есть что мы можем делать, но и наши обязанности, что мы делать должны.

Давайте перечислим главные из них.

1. Соблюдать Конституцию и другие Законы страны.

2. Уважать права и свободу других граждан.

3.Сохранять природу и окружающий мир.

4. Беречь памятники истории и культуры.

5. Платить налоги и сборы

6.Защищать свою страну, свое Отечество.

Наша Родина сможет процветать только тогда, когда у нас будет мир, дружба между народами, желание трудиться и защищать Родину.