Конспект урока по теме: «Души изменчивой приметы (искусство портрета)», 6 класс.

Буренина Ольга Геннадьевна, учитель изобразительного искусства, МОБУ»Гимназия Исток» г. Дальнегорска.

 

Цель  урока:

Познакомить  учащихся с жанром портретного искусства, типами портретов, значением  композиции и колорита.

-Развивать эмоциональное, эстетическое ,образное восприятие произведений искусства.

-Воспитывать уважительное отношение к творчеству.

Оборудование: плакаты :»Типы портретов», «Типы портретных композиций», репродукции  картин. видео-слайды.

Муз  ряд: «Соло для голоса и виолончели «.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. 1.Виды искусства. Жанры живописи.

2.Тема урока  (отрывок  из  стихотворения Н.Заболоцкого).

 

III.. Новая тема. Сценка  «В мастерской  художника». Определение трех средств выполнения портрета:

                            а)колорит-настроение

    6)композиция

    в)образ модели

         Краткие  сведения из истории возникновения портретного искусства:

а)Египет —  первый скульптурный портрет;

б)Типы портретов: автопортрет, интимный, лирический, парадный, психологический, социальный, костюмированный.

      (Часть  информации  готовят  ученики-исследователи)

  1. IV. Подведение итогов урока.Рефлексия.

 

Викторина по  картинам.

 Задание на дом: описать одну из картин.

Ведение  урока

1.Определить к  какому виду искусства относятся данные произведения  (скульптура, архитектура, графика, живопись).

 

  1. Определить жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт).

 

 

3.Учитель  читает  отрывок:

«Любите живопись, поэты!

Ведь ей, единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно…»

— О чем пойдет речь на уроке?(ученики предполагают.).

Ученики  записывают  тему  урока:  «Души изменчивой приметы» (портретное искусство).

  1. II. Сценка «В мастерской художника»

 

Возле  доски этюдник с красками, кистями, альбомом. На классной доске репродукция «Юный живописец»( И Фирсов). Учитель предлагает ученикам воспроизвести  ее    изображение. Учитель-«художник», ученики-«модели»

.

 

 Беседа   «Три  волшебных  средства  живописи».

Учители: Сегодня я не просто школьный учитель, а в первую  очередь

художник.  Я хочу  поделиться  с вами секретами  мастерства, тремя  волшебными  средствами.

1). Прослушайте  отрывок  из  стихотворения:

«Еще не видно лица на портрете.

Ни рук на нем, ни одежды нет.

Как воплощается замысел в цвете?

 Как возникает женский портрет?»

 

— Можно ли передать настроение в картине цветом? Например грустное?

Какие краски вы считаете «грустными», «радостными», «нежными?  (Ученики отвечают)

i

Вывод; «Колорит «— первое волшебное средство живописца.

«Учитель^

2). «Художник не отрывает взора

От  натурщицы , от полотна

-Можете  шевелиться , синьора,

Ваша  скованность  мне  вредна…»

— Можно ли охарактеризовать человека по его внешности?

Привлекая к участию 2-х ребят «моделей», обращая внимание на характерные особенности их внешности, рассказывает, что портрет -изображение конкретного человека, но наблюдательный взгляд художника-портретиста в манере держаться, сидеть, ходить, одеваться, общаться, в мимике лица видит проявление тех или иных черт характера ( смелость ,доброту и др), привычек, переживаний, настроений и чувств, т.е. видит внутренний духовный мир человека. Так складывается образ модели (натуры) .

  1. PS. Человек радуется или печалится, мы узнаем по выражению его лица. Переживания накладывают неизгладимый след на лицо человека.  Потому лицо каждого человека полно своеобразия. Складки губ, линия бровей, глаза много могут рассказать (глаза. — зеркало души; пронзительный взгляд, высокомерный, глупый). Так художник внимательно  вглядывается в изображаемого , определяет главное в его характере.

Образ человека — второе волшебное средство.

3). Третье волшебное средство-композиция..

ш

Учитель-   Учитывая  главные  особенности  натуры, художник  решает каков будет размер  картины, ее композиционный строй: погрудное  изображение, поясное, поколенное, парный  портрет, групповой.

 

 

По репродукциям учащиеся определяют композицию, предлагают композицию для моделей-учеников.

Учитель благодарит учеников за помощь, подводит итог: три волшебные средства художника — колорит ( настроение), композиция и образ модели.

Учитель-  

«Смуглая женщина в свете зыбком,

Прост и чудесен ее наряд.

Неуловима ее улыбка,

Не объясним ее чистый взгляд.

То ли улыбка, то ли намек, то ли укор.

Бежит пробор по середине гладко

И пропадает тропой среди гор.

… Еще кантилена, еще два аккорда,

Послеобеденный ровный свет.

Музыку слушает Джоконда

Леонардо пишет портрет»

— Знаменитая картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда» написана в 1503г. в начале XVI века. А интересно, когда же и где появился первый портрет?

III.   Появление  первого  портрета ( Египет):

Искусство портрета родилось несколько тысячелетий назад. Первые изображения человека не были написаны красками. Это были огромные каменные  изваяния  египетских  фараонов.   Статуи фараонов были не только портретами, они  были  «двойниками» тех, кого изображали.    Египтяне верили, что  после смерти душа ( по египетски  — «ка») покидает  тело человека и отправляется  на судилище богов. После этого она. возвращается  к своему владельцу  и  поселяется навечно в скульптуре двойнике.

В гранитном или деревянном портрете «ка» могла чувствовать себя в безопасности. Статуя должна была точно передавать облик умершего, чтобы «ка» могла легко отыскать своего владельца. Так появился первый скульптурный портрет.

 

«Однажды археологи обнаружили в одном подземелье деревянную скульптуру. Когда ее вынесли наверх, находившиеся там крестьяне из местного селения так и ахнули: «Это же наш сельский староста».Перед ними был пожилой представительный мужчина с посохом в руке. Полный собственного достоинства, он спокойно и равнодушно смотрел поверх окружающих. Ученые египтологи так и назвали статую «Сельский староста», хотя на самом деле, это был портрет царевича Каапера, который жил 4,5 тысяч лет назад! Таково было мастерство художников-египтян в изображении скульптурных портретов-двойников, отражающих точный облик человека.

III. Изображения лица человека всегда увлекало  художников. В некоторые эпохи жанр  портрета расцветал особенно.

В зависимости от материала, в котором выполнен портрет , его называют живописным, скульптурным ,графическим и т.д.

Учитель- Ребята, кто из вас знает значение слова, «автопортрет»?

( ответ  или  отвечает  сам).

Типы портретов

  1. Автопортрет

Великий  голландский мастер XVII века Рембрандт  ван  Рейн написал много  автопортретов, всматриваясь в свое отражение в зеркале.

Смотря на них, как будто читаешь историю его жизни, его думы и переживания. «Автопортрет с Саскией на коленях».

Вот он молодой, полный сил, вместе со своей женой Саскией. Жизнь улыбается ему: любимая жена, сын, он признанный художник. И поэтому весело и беспечно смеется он на автопортрете. Но проходят годы. Умирает жена, сын. И в изображении художника мы видим следы прожитой жизни. Меняется выражение лица; переживания, неудачи и тревоги откладывают неизгладимый след на внешности художника, меняя его взгляд, оставляя морщины на лице.

В старости на портрете легко угадываются горе и страдания  пережитые им ( демонстрация картин).

 

  1. Лирический портрет (звучит музыка)

Однажды 100 лет назад поэт Полонский увидел у своих знакомых портрет Марии Ивановны Лопухиной, написанный Владимиром Лукичом Боровиковским. Портрету к этому времени было почти сто лет. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он почти ничего не знал об этой женщине. Знал только, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и что она умерла молодой. Поэт подумал: «Какое чудо — живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца! » И  в  голове  его   начали  складываться  стихи:

«Она давно прошла- и нет уже тех глаз,

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви .и мысли- тень печали,

Но красоту ее Боровиковский спас!

 Та часть души ее от нас не улетела,

И будет этот взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать

Уча его любить, страдать ,прощать, молчать.

 

Лопухина смотрит на зрителя с улыбкой и в задумчивости, в ее  взгляде из-под опущенных век ощущается  нежность  и печаль, мечтательность.. Портрет чарует гармонией линий и форм.

Настроение картины,  колорит, как и сама модель ,  нежная и  мечтательная, построены на  нежных  цветовых  оттенках:  розовато-лиловых, нежно-зеленых, пепельно-серых, золотисто-белых.

Лучший женский портрет Боровиковского — это тип лирического  портрета,. Характерные черты лирического портрета.: изображение человека на фоне природы, наедине с природой, в семейном кругу, музицирующего. Человек со своими личными мечтами и чувствами.

  1. Другой тип  портрета -интимный п о р т рет

(слово интим — глубоко личное). Как правило изображает человека в домашней обстановке, в домашней одежде, т. е. таким, каким человек, бывает среди своих друзей и близких. Художник, изображаем дорогого и ценимого им человека, стремится изобразить в нем то хорошее, за. что                                                                      .

любит его. Эти обаятельные качества, известные только узкому кругу людей  и  придают  портрету  интимный  характер.

 

 

Анализ  портрета художника Тропинина  «Портрет  А. С. Пушкина».

Минута — и стихи свободно потекут.

 Вариант: «Портрет Мики Морозова» В.Серова.

Ученики  проводят  анализ  картины: композиция, цвет-колорит, образ.

  1. Для общественных  мест  создавался тип  парадного портрета, посвященный  общественному деятелю, портрет-ода, прославляющий  государей и вельмож. В нем художник  стремился  показать заслуги изображаемого  человека, его место  в обществе.

Характерные черты парадного портрета: величественная осанка, властные жесты, великолепные парадные одежды с орденами ,регалиями и украшениями, на фоне драпировок  и  колонн.

 

5.Типичный  портрет-ода художника  Боровиковского В.Л. изображает князя А.Б.Куракина. Князь К. влиятельный сановник  при  Павле I ( друг детства царя) занимал пост вице-канцлера империи, а позже был российским послом  при наполеоновском дворе.

Тщеславие и надменность, барская спесь читаются в облике Куракина, впрочем несомненен и природный ум в сочетании с изворотливой хитростью. А дипломатом он был отменным: ему Россия обязана своевременным оповещением о предстоящем вторжении Наполеона. Кисть художника запечатлела, одного из богатейших людей России (обладателя самой большой коллекции бриллиантов), его уверенность в себе. Данное современниками прозвище «Павлин» метко характеризует куракинскую манеру держаться на людях. Таков он и на портрете. По портрету легко понять и второе прозвище «Бриллиантовый князь». Свойственная Куракину слабость к украшению собственной персоны не ускользнула от проницательного взгляда художника. Бриллианты блещут на орденской ленте, на воротнике, рукавах, на зффесе  шпаги.

И колорит картины соответствует замыслу парадного портрета — это настоящая музыкальная симфония, богатейшая цветовая палитра. Изыскана цветовая гамма. Осязаемы и парча, и дерево, и мрамор. За спиной князя пейзажный фон, Михайловский замок, любимая резиденция Павла I, чей беломраморный бюст изображен  рядом с Куракиным.

Боровиковский изобразил Куракина при всем блеске придворного чина и пышности  аксессуаров.

  1. Еще один из типов портретов – психологический портрет

Психологический портрет-изображение поэтов, писателей, музыкантов, ученых в минуты напряженной работы мысли, в состоянии творческого вдохновения. В момент глубоких раздумий, болеющих за судьбу Родины, человечества.

 Анализ картины М. А. Нестерова «Портрет профессора Павлова И. П. «

Правдивый облик человека, сложный мир человеческого характера. Художник изобразил не старость 85-летнего ученого, а неиссякаемый  молодой дух его творчества. Образ: юношеская осанка, энергичные движения рук. Колорит (весенние краски) мажорный с преобладанием светлых  тонов, как душа ученого.

 

Социальный портрет-

изображение социального неравенства  людей ( бедность и богатство).

 

Н. Ярошенко «Кочегар»

 

Костюмированный портрет изображение,в котором человек представлен в виде мифологического, исторического, театрального персонажа.

 

«Екатерина 11 в образе Минервы, покровительницы искусств». (Торелли)

   

  • Подведение итогов урока. Обобщение.
  1. Опрос-закрепление. Чему учились? Что нового узнали?

Сегодня на. уроке  познакомились с типами портрета: интимным, психологическим, лирическим, социальным, костюмированным, парадным и автопортретом. Узнали, что портрет изображает конкретного человека с присущими ему особенностями ,отражает время, эпоху, переживания и мечты людей. Для работы над портретом художники применяют  разные композиции: поколенный портрет, поясной портрет, фигурный, парный, групповой.

В заключении урока, пока звучит музыка, проведем мини-викторину.

Задание: Определение типа портрета, композиции, колорита.

(Учитель показывает репродукции картин, школьники записывают или  отвечают)

Домашнее  задание:  опишите  наиболее    картину по плану:  автор,  название,  тип портрета, композиция,  колорит,   ваше впечатление.