Ситникова Татьяна Вячеславовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 52»
г. Салават Республика Башкортостан
Цель: учить детей рисовать дождь, комбинируя разные техники рисования.
Задачи:
закреплять знания детей о пользе дождя для природы;
учить детей видеть красоту природы во время дождя;
показать детям разные взгляды художников на одно явление природы;
побуждать детей выражать в рисунке свое настроение;
развивать воображение, наблюдательность;
формировать интерес к художественному творчеству;
воспитывать любовь к природе родного края.
Материалы и оборудование: репродукции «дождливых» пейзажей Лин Чинг Че, Галины Фесенко «Белая ночь», Николая Тимощенко, Александра Болотова, альбомные листы, восковые мелки, акварельные краски, кисти, спонжи, ватные палочки, рисунки-образцы летнего луга, осеннего леса.
Музыкальное сопровождение: «В небе туча хмурится» (муз. В. Шаинский, сл. С. Козлов), «The Turkce Turkish Pop Music Mix» (исполнитель: The Türkçe Pop).
Организационное начало: дети входят под песню «В небе туча хмурится», рассаживаются.
Педагог: – Ребята, разгадайте загадку.
Из тучки, как из решета,
Капля за каплей капает вода.
Рады ей цветы и птички.
Скажи, что это за водичка?
Дети: – Это дождь!
Вступительная беседа.
Педагог: – Конечно, дождь. Скажите, ребята, вы любите дождь?
Дети: – Да (нет).
Педагог: – Почему ты (не) любишь дождь?
Дети: – Во время дождя нельзя гулять. После дождя на улицах хорошо дышать и чисто. Когда идет дождь, гремит гром и страшно. Во время дождя сверкает молния, она опасна. И т.д.
Педагог: – Как вы думаете, ребята, было бы хорошо, если бы дождей вообще не было?
Дети: – Нет, без дождей высохли бы цветы и травы. Без дождей не было бы луж и грязи, было бы хорошо. И т.д.
Педагог: – Вы сказали, что без дождя завяли бы цветы. Это так, дождь поит травы, деревья и цветы, значит, он все-таки необходим растениям. Какую еще пользу приносит дождь?
Дети: – Дождевую воду из луж пьют птицы, кошки. Насекомым тоже нужна вода.
Педагог: – Правильно.
Рассматривание репродукций.
Педагог: – Посмотрите на эти картины. Чем различаются эти картины?
Дети: – На одной картине изображена городская улица, на другой – люди в парке, на третьей – осенние деревья, на четвертой – деревня.
Педагог: – Какое настроение вызывают эти картины?
Дети: – Осенний пейзаж яркий, радостный. Картина, на которой видны люди под дождем вызывает грусть. И т.д.
Педагог: – Чем схожи эти пейзажи?
Дети: – На всех картинах изображен дождь.
Педагог: – Да, художники разных стран восхищаются дождливыми пейзажами и рисуют их. Но ведь капли дождя бесцветны, как же художники изображают дождь?
Дети: – На картинах видны светлые полосы.
Педагог: – Правильно. Как расположены эти полосы?
Дети: – Полосы идут сверху вниз с наклоном, в одну сторону.
Педагог: – Сегодня мы тоже будем рисовать дождливые пейзажи. Чтобы нам хорошо работалось, давайте позовем дождь.
Физминутка-закличка «Дождик».
Дождик, дождик, припусти, (пальцами правой руки стучат по левой ладони)
Полей травы и кусты. (хлопают в ладоши)
Мы на наши ножки (имитируют «надевание» сапожек)
Наденем сапожки,
Мы свои зонты возьмем – (разводят руки в стороны
и смыкают над головой, раздвинув локти в стороны)
Все равно гулять пойдем! (шагают на месте)
Педагог включает негромко «The Turkce Turkish Pop Music Mix».
Показ педагогом этапов рисования.
Педагог по ходу объяснения рисует пейзаж летнего луга.
Педагог: – Сначала восковым мелком на белый лист наносим редкие штрихи. Штриховать нужно в одном направлении. После этого спонжем наносим самую светлую акварель нашей картины: салатовую, если мы рисуем лес под дождем или летний луг, желтую – для осеннего пейзажа. Обратите внимание, краска не ложится на воск, оставляя белые штрихи на листе. Не дожидаясь, пока просохнет краска, кистью или ватной палочкой наносим темные цвета. Травянисто-зеленые штрихи-травинки рисуем на лугу (направление штрихов такое же, как и мелками), пятна-листочки – на лесной пейзаж. Каким цветом можно дополнить осенний лес? Обратите внимание, что краска растекается, контуры травинок размыты – это придает больше реалистичности рисунку.
Дети: – Оранжевым, красным, светло-зеленым.
Педагог: – Я добавлю к зеленому цвету ярких красок. Ватной палочкой нарисую красные маки, синие васильки, белые ромашки.
Педагог (закончив рисунок): – На лугу, цветов — несчесть!
Васильки, ромашки есть.
Колокольчик голубой,
Всем качает головой.
Цвета зорьки алой,
В маках покрывало.
Выполнение рисунков детьми. Индивидуальная помощь педагога.
Анализ и выставка рисунков.
Готовые рисунки педагог располагает на доске: луг внизу, лес – выше, осенние пейзажи – в стороне, получается единое полотно.
Педагог: – Посмотрите, ребята, какая яркая картина получилась! Какое настроение вызывает у вас эта работа?
Дети: – Радостное настроение. Пейзаж получился очень ярким.
Педагог: – Вы, ребята, постарались. Спасибо.
- Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе. Тема урока: «Жанр изобразительного искусства—баталия» (50%)
- План-конспект открытого урока: «Зарисовки натюрморта мягкими материалами» (50%)
- Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе. Тема урока: "Одежда «говорит» о человеке" (50%)
- Конспект урока по теме: «Души изменчивой приметы (искусство портрета)», 6 класс. (50%)
- Конспект урока по теме: «Рисование фруктов по представлению» (50%)
- «Осень» (RANDOM - 50%)