«Рисуем дождь»

Ситникова Татьяна Вячеславовна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 52»

г. Салават Республика Башкортостан

Цель: учить детей рисовать дождь, комбинируя разные техники рисования.

Задачи:

закреплять знания детей о пользе дождя для природы;

учить детей видеть красоту природы во время дождя;

показать детям разные взгляды художников на одно явление природы;

побуждать детей выражать в рисунке свое настроение;

развивать воображение, наблюдательность;

формировать интерес к художественному творчеству;

воспитывать любовь к природе родного края.

Материалы и оборудование: репродукции «дождливых» пейзажей Лин Чинг Че, Галины Фесенко «Белая ночь», Николая Тимощенко, Александра Болотова, альбомные листы, восковые мелки, акварельные краски, кисти, спонжи, ватные палочки, рисунки-образцы летнего луга, осеннего леса.

Музыкальное сопровождение: «В небе туча хмурится» (муз. В. Шаинский, сл. С. Козлов), «The Turkce Turkish Pop Music Mix» (исполнитель: The Türkçe Pop).

Организационное начало: дети входят под песню «В небе туча хмурится», рассаживаются.

Педагог:  – Ребята, разгадайте загадку.

Из тучки, как из решета,

Капля за каплей капает вода.

Рады ей цветы и птички.

Скажи, что это за водичка?

Дети: – Это дождь!

Вступительная беседа.

Педагог:  – Конечно, дождь. Скажите, ребята, вы любите дождь?

Дети: – Да (нет).

Педагог:  – Почему ты (не) любишь дождь?

Дети: – Во время дождя нельзя гулять. После дождя на улицах хорошо дышать и чисто. Когда идет дождь, гремит гром и страшно. Во время дождя сверкает молния, она опасна. И т.д.

Педагог:  – Как вы думаете, ребята, было бы хорошо, если бы дождей вообще не было?

Дети: – Нет, без дождей высохли бы цветы и травы. Без дождей не было бы луж и грязи, было бы хорошо. И т.д.

Педагог:  – Вы сказали, что без дождя завяли бы цветы. Это так, дождь поит травы, деревья и цветы, значит, он все-таки необходим растениям. Какую еще пользу приносит дождь?

Дети: – Дождевую воду из луж пьют птицы, кошки. Насекомым тоже нужна вода.

Педагог:  – Правильно.

Рассматривание репродукций.

Педагог:  – Посмотрите на эти картины. Чем различаются эти картины?

Дети: – На одной картине изображена городская улица, на другой – люди в парке, на третьей – осенние деревья, на четвертой – деревня.

Педагог:  – Какое настроение вызывают эти картины?

Дети: – Осенний пейзаж яркий, радостный. Картина, на которой видны люди под дождем вызывает грусть. И т.д.

Педагог:  – Чем схожи эти пейзажи?

Дети: – На всех картинах изображен дождь.

Педагог:  – Да, художники разных стран восхищаются дождливыми пейзажами и рисуют их. Но ведь капли дождя бесцветны, как же художники изображают дождь?

Дети: – На картинах видны светлые полосы.

Педагог: – Правильно. Как расположены эти полосы?

Дети: – Полосы идут сверху вниз с наклоном, в одну сторону.

Педагог:  – Сегодня мы тоже будем рисовать дождливые пейзажи. Чтобы нам хорошо работалось, давайте позовем дождь.

Физминутка-закличка «Дождик».

Дождик, дождик, припусти,   (пальцами правой руки стучат по левой ладони)

Полей травы и кусты.                                                              (хлопают в ладоши)

Мы на наши ножки                                      (имитируют «надевание» сапожек)

Наденем сапожки,

Мы свои зонты возьмем –                                            (разводят руки в стороны

и смыкают над головой, раздвинув локти в стороны)

Все равно гулять пойдем!                                                       (шагают на месте)

Педагог включает негромко «The Turkce Turkish Pop Music Mix».

Показ педагогом этапов рисования.

Педагог по ходу объяснения рисует пейзаж летнего луга.

Педагог:  – Сначала восковым мелком на белый лист наносим редкие штрихи. Штриховать нужно в одном направлении. После этого спонжем наносим самую светлую акварель нашей картины: салатовую, если мы рисуем лес под дождем или летний луг, желтую – для осеннего пейзажа. Обратите внимание, краска не ложится на воск, оставляя белые штрихи на листе. Не дожидаясь, пока просохнет краска, кистью или ватной палочкой наносим темные цвета. Травянисто-зеленые штрихи-травинки рисуем на лугу (направление штрихов такое же, как и мелками), пятна-листочки – на лесной пейзаж. Каким цветом можно дополнить осенний лес? Обратите внимание, что краска растекается, контуры травинок размыты – это придает больше реалистичности рисунку.

Дети: – Оранжевым, красным, светло-зеленым.

Педагог:  – Я добавлю к зеленому цвету ярких красок. Ватной палочкой нарисую красные маки, синие васильки, белые ромашки.

Педагог (закончив рисунок):  – На лугу, цветов — несчесть!

Васильки, ромашки есть.

Колокольчик голубой,

Всем качает головой.

Цвета зорьки алой,

В маках покрывало.

Выполнение рисунков детьми. Индивидуальная помощь педагога.

Анализ и выставка рисунков.

Готовые рисунки педагог располагает на доске: луг внизу, лес – выше, осенние пейзажи – в стороне, получается единое полотно.

Педагог:  – Посмотрите, ребята, какая яркая картина получилась! Какое настроение вызывает у вас эта работа?

Дети: – Радостное настроение. Пейзаж получился очень ярким.

Педагог:  – Вы, ребята, постарались. Спасибо.