Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Составитель:
воспитатель Севрюгина Наталья Юрьевна
МБДОУ д/с № 41
г. Сарапул Удмуртская Республика
Возрастная группа детей: подготовительная группа
Тема НОД: заучивание стихотворения Ксении Быковой «Апрель»
Цель: создать условия для заучивания детьми стихотворения
Коррекционно-образовательные цели:
Уточнение и расширение словаря по теме «Весна».
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания, памяти, творческого воображения.
Развивать у детей умение подбирать глаголы, существительные и прилагательные
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков самостоятельности, инициативности. Воспитание любви к природе, поэзии.
Воспитывать интерес к происходящим изменениям в природе.
Задачи:
- Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительные навыки детей при чтении стихотворения;
- Помогать детям, осваивать выразительные средства языка;
- Уточнять высказывания детей, учить высказывать предположения и делать простейшие выводы;
- Формировать умения быть доброжелательным и корректным собеседником.
Интегрируемые образовательные области – «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Иллюстрации весны, листы бумаги, простой карандаш, опорные картинки, мнемотаблица для заучивания стихотворения. Материал для выполнения коллажа.
Ход НОД:
- Организационный момент
Воспитатель: Дети, посмотрите, что я вам принесла!
— А знаете ли вы, что сундучок волшебный?
— Чтобы его открыть нужно, отгадать загадку.
— Послушайте загадку
Метель затихла, ветры смолкли,
У елей чуть блестят иголки.
А Дед Мороз садится в сани,
Ему пора прощаться с нами.
Ему на смену, величаво
Идёт красавица одна.
О ней вы знаете немало,
Зовут красавицу …
(Ответы детей)
2.Сюрпризный момент
Воспитатель:
— Давайте же посмотрим, что лежит в сундучке.
-Что же нам принесла весна?
(Ответы детей)
Составления синквейна
— Скажите, пожалуйста, а какой бывает весна? (Ответы детей: теплой, грязной, дождливой)
-Скажите, а что бывает весной с погодой? Какие изменения, действия происходят?
(Ответы детей: тает снег, капает капель, бегут ручьи?)
-А что вам нравится в весне?
(Ответы детей: Весной можно пускать кораблики. Весна красивое время года и т.д.)
-Как мы назовем весну по-другому?
(Ответы детей: Время года)
-Скажите, когда наступает весна?
(Ответы детей)
- Игра на развитие интонационной выразительности и ритма, высоты голоса.
-А сейчас давайте проговорим предложение: «К нам пришла Весна» в разном темпе. (Быстро, медленно, в среднем темпе, нормально)
-А теперь эту же фразу, но с интонационной выразительностью повествовательного, восклицательного и вопросительного предложения.
Воспитатель: Представьте, что подул свежий весенний ветерок, и мы с вами вдохнем этот воздух, насладимся весной
— Вдох носом, выдох через рот.
Кратковременный. Долгий (губы трубочкой).
4.Игра на эмоциональную выразительность
Воспитатель: Сейчас я вас буду спрашивать, а вы отвечайте этим же предложением, только подумайте, с какими эмоциями вы ответите.
-Заблудились мы в лесу? — Заблудились мы в лесу.
(грустно или весело?) (грустно)
— Закричали все: «Ау!»? — Закричали все: «Ау!»
(громко или тихо?) (громко)
— Никто не отзывается? — Никто не отзывается
(печально или радостно?) (печально)
— А эхо откликается? — А эхо откликается!
(бодро или уныло?) (бодро)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Эхо». Разделимся на две группы. Одна группа кричит со мной громко, а другая прячется за дерево и повторяет, как эхо, тихо последние слова предложения три раза.
1-я группа 2-я группа
— Заблудились мы в лесу! — В лесу, в лесу, в лесу!
— Закричали все: «Ау!» — Ау, ау, ау!
— Где же ты, Весна? — Весна, весна, весна!
— Мы ищем тебя! — Тебя, тебя, тебя!
5.Мотивация детей на предстоящую деятельность
— Весна прекрасное время года!
— Как вы думаете с помощью чего можно рассказать об этом времени года?
— Все верно ребята. Стихотворение можно сочинить или заучить.
— Как вы думаете, а для чего нужно учить стихотворения?
Ответы детей
6.Чтение стихотворение Ксении Быковой «Апрель»
— Садитесь удобно и внимательно послушайте.
Мы раскрыли окна,
Распахнули дверь.
Солнечный и мокрый
К нам пришел апрель.
Забурлил ручьями,
Зазвенел, запел,
Первыми скворцами
На березы сел.
7.Вопросы по тексту стихотворение
-Как называется стихотворение?
-Назовите автора стихотворения?
— Вам понравилось стихотворение?
-О чем говорилось в этом стихотворении?
- Объяснение значений малознакомых слов
— Как вы понимаете, выражение «Солнечный и мокрый к нам пришел апрель»
(Ответы детей)
— Как вы понимаете, выражение «Забурлил ручьями. Зазвенел, запел»
(Ответы детей)
9.Физкультминутка
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Мы раскрыли окна, — (руки вверх)
Распахнули дверь. — (руки в стороны)
Солнечный и мокрый — (руки вверх, вниз)
К нам пришел апрель. -(правую руку вперед)
Забурлил ручьями, ( руками заводят «моторчик»),
Зазвенел, запел,
Первыми скворцами –(взмахи руками, имитация прилета птиц)
На березы сел. (приседание) повторить 3 раза.
10.Повторное чтение стихотворения с упором на заучивание и составление схем к тексту.
Воспитатель:
-Сейчас мы с Вами вместе попробуем зарисовать схемы для дальнейшего заучивания этого стихотворения (приложение).
— Какие символы мы можем нарисовать на строчки
«Мы раскрыли окна
Распахнули дверь»?
(Ответы детей)
— Как мы изобразим: «Солнечный и мокрый
К нам пришел апрель»?
(Ответы детей)
Следующие строчки: «Забурлил ручьями
Зазвенел, запел»
как вы предлагаете изобразить?
(Ответы детей)
— И последние строчки:
«Первыми скворцами. На березы сел» как изобразим?
(Ответы детей)
11.Повторное чтение стихотворения К. Быковой
Воспитатель:
«АПРЕЛЬ»
Мы раскрыли окна
Распахнули дверь
Солнечный и мокрый
К нам пришел апрель.
Забурлил ручьями
Зазвенел, запел
Первыми скворцами
На березы сел.
12.Чтение стихотворения детьми с опорой на схему. Затем без схемы.
— Кто первый желает прочитать стихотворение с опорой на схему?
— Предлагаю поиграть в игру «Ты начни, а я продолжу». Для этой игры нам понадобиться двое желающих, один начинает стихотворение, а второй его продолжит.
— Молодцы вы справились с этим заданием!!
13.Итог занятия
— Скажите, пожалуйста, что вам понравилось на занятии больше всего?
— Расскажите, что нового вы узнали?
— Ребята, вы меня очень порадовали, все запомнили стихотворение, читали выразительно!
— А в волшебном сундучке, что-то еще лежит, да это открытка, от кого же она, давайте прочитаем (дети читают и узнают, что эту открытку прислала Весна – красна, и попросила сделать коллаж по этому стихотворению и подарить детям младшей группы).
Дети выполняют коллаж
- «ОГОНЬ – НАШ ДРУГ, ОГОНЬ – НАШ ВРАГ» (Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект) (50%)
- Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова» (50%)
- Проект «Хочу всё знать» (50%)
- Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Земля-наш общий дом» (50%)
- Проект по социально-личностному развитию дошкольников, посвященный космонавтике «Навстречу звездам» (50%)
- Проект «Золотая осень» (RANDOM - 50%)