«Дозированная ходьба в детском саду»

Матвеева Олеся Сергеевна

инструктор по физической культуре

МБДОУ ПГО «Детский сад № 54»

город Полевской

 

Дошкольный возраст — один из важнейших периодов в жизни человека. Именно в это время формируются личностные, морально–волевые и поведенческие качества, основные двигательные навыки, проявляется интерес к физкультуре. В детском саду лучше действует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, в рамках которой проводятся следующие мероприятия: ежедневная утренняя гимнастика (ритмическая гимнастика, упражнения с элементами йоги, стретчинга, дыхательные упражнения); физкультурные занятия (3 раза в неделю, одно из которых на свежем воздухе); дозированная ходьба и дозированный бег; физкультурные праздники и развлечения; ежедневные прогулки; самостоятельная двигательная деятельность детей; спортивные игры на воздухе; турпоходы; корригирующая гимнастика; дыхательная гимнастика; оздоровительная гимнастика после сна; физминутки; гимнастика для глаз; закаливающие процедуры (контрастное воздушное закаливание, солнечные и воздушные ванны, хождение босиком, игры с водой); самомассаж, точечный массаж; фитотерапия и использование фитонцидов для профилактики простудных заболеваний (чесночные бусы); санитарно – просветительная работа с родителями и персоналом в ДОУ.

Такая форма оздоровления старших дошкольников, как дозированная ходьба на прогулке, появилась в нашей практике не так давно. Движение является важнейшей потребностью ребёнка, с его помощью он познаёт окружающий мир, у него формируется психика, активизируется внимание. А ходьба – это одно из первых движений, которыми овладевает ребёнок после умения ползать. Она расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному развитию. Ходьба – наиболее доступный вид циклических упражнений, вовлекающий основные мышечные группы, умеренно увеличивающий деятельность сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

          Дозированная физическая нагрузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжительности, темпу, расстоянию, используется как один из методов физкультурно – оздоровительной работы. Целью дозированной ходьбы  является формирование правильного стереотипа ходьбы и правильной осанки, развитие ориентировки в пространстве.  Дозированная ходьба проводится ежедневно, во время прогулки, в первой половине дня. Начинать  лучше в тёплое время года с ходьбы по ровной поверхности в безветренную погоду (ветер увеличивает нагрузку), в медленном темпе (при быстрой ходьбе организм не успевает вработаться, что приводит к утомлению). Величина нагрузки в дозированной ходьбе складывается из двух компонентов – интенсивности и объёма. Интенсивность ходьбы должна быть такой, при которой можно вести разговор на ходу, не допуская перенапряжения. Лучше увеличить дистанцию или время ходьбы, но не скорость передвижения. Осваивать  дозированную ходьбу лучше в два этапа.

Первый этап – прогулочная ходьба в привычном для детей темпе. Нагрузка дозируется по продолжительности: начиная с 5 минут, доходя через несколько недель до 30 минут. При хорошем самочувствии можно увеличивать расстояние, сохраняя скорость ходьбы постоянной (ЧСС 14-16 уд./10сек.).

Второй этап – оздоровительная ходьба. Дети ходят без напряжения в течение 30 минут, постепенно увеличиваем скорость ходьбы (ЧСС в пределах18-20уд./10 сек.), дыхание произвольное, через нос, если вы видите, что ребёнок дышит через рот, значит, скорость слишком велика и её нужно уменьшить.

Дозированная ходьба оказывает положительное влияние на состояние физического и психического здоровья детей, на динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса к здоровому образу жизни.