«Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль»

Афанасьева Анастасия Николаевна,

учитель-логопед, МАДОУ-д/с №62, г. Златоуст

Цели :

Коррекционно- образовательные: закреплять умение дифференцировать на слух и в произношении звуки (Р-Л, Рь -Ль);

Закреплять навыки словообразования, согласования существительных с числительными;

Активизация и обогащения словаря.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать коммуникативные качества, интерес к познанию нового;

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, память, воображение, связную речь.

Материал: картина-карта, сюжетные картинки, фотографии, карточки для схем

Ход ОД:

  1. Оргмомент Скоро лето! Скоро много поездок и впечатлений! Предлагаю сегодня тоже отправиться в поездку, а откуда и куда вы узнаете из этой интересной карты В поездке предлагаю повторить, изучаемые звуки (Р-Л, Рь -Ль) и порадовать красивой и правильной речью себя и окружающих..

Рассматривание карты. Обсуждение.

 

  1. Психогимнастика

-Давай покажем как мы устали от прохлады и дождей…

-А сейчас как мы обрадовались когда узнали о поездке.. .(радость показываем)

  1. Активизация словаря.

Логопед: С чего же начинается поездка к морю? (со сборов в дорогу)

— Как вы думаете, чем можно заняться в этом путешествии? (загорать, плавать, плескаться, кататься на водных лыжах…..)

  1. Дифференциация звуков.

Игра «Продолжи фразу» Я положу в рюкзак…Логопед: Отбирем одежду для отдыха со звуками Р-Л, Рь -Ль. (Купальник, футболка, шорты, халатик, сарафанчик, гольфы, плавки, рубашка с короткими рукавами.)  Какая это одежда? (Летняя, пляжная.)

 

  1. Согласование существительных с числительными.

Логопед:Сколько пар туфель вам нужно для отдыха? Сколько пар сандалий возьмете? Как правильно сказать «Один туфель, сандалий или одна туфля, сандалия7 »

Игра «Посчитай от 1 до 5»

1 футболка- 5 футболок,

1 ркубашка-5 рубашек….

  1. Активизация словаря.

Логопед: В путешествиях  много  фотографируют. Что надо взять для этого? (фотоаппарат) А если нужно снимать фильм, что для этого нужно? (видеокамера) Повторите , пожалуйста эти слова четко. Какой звук Р в этих словах: твердый или мягкий?

— Вот и закончились сборы. Как вы думаете мы полетим или поедем? Полетим на чем?  По чему на самолете будет удобнее? (быстрее)  Откуда вылетают самолеты? (из аэропорта)  Отправляемся в аэропорт.  На чем поедем до аэропорта? (на автомобиле)В каком городе этот аэропорт? Кто сможет прочитать?

  1. Словообразование.

Логопед:Вот мы и в самолете. Посмотрите в иллюминатор.  Что вы видите из самолета? Над чем мы пролетаем? (Над озером- над озерами, над горами, над городом -городами)

Посмотри налево. Под нами … (река). Какая она? (Широкая.) А здесь? (узенькая).. Как можно сказать о ней?.(речка, реченька, речушка). А если совсем маленький … (ручей, ручеек).

А над рекой что мы видим? (радугу)

 

  1. Физминутка. Координация речи с движением.

Радуга яркая, радуга летняя,

Добрая память дождя.

Руки раскинула врозь семицветные,

До горизонта дойдя.

 

  1. Звуковой анализ слов.(радуга, горизонт)

 

  1. Дифференциация звуков.

Логопед:  какие слова слышали в этом стихотворении со звуками Р-Л, Рь -Ль.

Внимание, внимание мы прилетели в город Адлер. В какой город прилетели? А вот и море! Как же оно называется? Давай прочитаем. (Черное море)

 

  1. Составление предложений.

Логопед:  Давайте представим , что мы пришли на пляж..Чем же мы займемся. Составим интересные предложения.

(Мы загораем на пляже. Плаваем, ныряем в море. Надуваем матрасы и катаемся на волнах.Совершаем морские прогулки. Катаемся на теплоходе по морю. Наблюдаем за играми дельфинов.)

 

Итог:

— Как здорово все же на море. Но пора возвращаться. Сейчас мы будем вылетать из какого города? (Адлер). Посмотрит на карту, фотографии и вспомним все слова, которые встречались в поездке со звуками Р, Рь, Л,Ль. Где же мы побывали?

Буду  теперь ждать ваши фотографии и впечатления из ваших отпусков . Спасибо за путешествие!.