Профориентационная игра «В мире профессий» для детей 8-9 классов

Воспитатель Артюхова Лариса Александровна,

ГКОУ «Котовская школа-интернат»

Цели игры.

Расширение у воспитанников общих представлений о мире профессий;

развитие интереса и мотивации к трудовой деятельности людей;

формирование положительного отношения к труду, людям труда;

содействие детям в приобретении опыта позитивных социальных отношений.

Методы: словесные, наглядные, информационные, практическая самостоятельная работа

Оборудование: проектор, карточки с печатными буквами (С, Т, У, А, П, Б, О, Ф, Х), на обороте карточки записана профессия, начинающаяся с этой буквы, загадки на карточках, рассказы о профессиях, таблицы критерии оценок для жюри, выставка книг и других печатных изданий о профессиях.

Ход игры.

Педагог: Дети (девочки и мальчики) не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Сейчас для вас главное — учеба, ваше разностороннее развитие воли, умений, способностей — это база вашей дальнейшей жизни.

Пришла пора серьезно задуматься о том, что вам нравится, чем бы вы хотели заниматься в будущем, подумать о выборе своей профессии. В вашем возрасте это сделать нелегко. Помочь вам могут воспитатели, учителя, родственники, старшие товарищи, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером. Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго.

Педагог вместе с детьми прочитывают плакат: «Все профессии нужны, все профессии важны!»

Наша игра поможет вам больше узнать о мире профессий, приобрести первичные знания о некоторых профессиях, понять какая профессия вам по душе, раскрыть ваши творческие способности.  А уважаемое жюри нам поможет оценить участие каждого из вас в игре (члены жюри встают, представляются залу и называют свои профессии).

Педагог: В мире существует множество разных профессий. Выбор профессии — жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением. Обдумать вопрос о будущей профессии — полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ. Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь.

1 конкурс

Сегодня мы познакомимся с теми профессиями, о которых вы подготовили свои фотоотчеты, побывав на экскурсии на предприятиях города. (домашнее задание)

Воспитанники выходят по одному и знакомят присутствующих с подготовленными фотоотчетами об экскурсиях.  На слайдах демонстрируется фотоотчет об экскурсиях в типографию, пожарную часть, редакцию газеты «Маяк», завод «Импульс-пласт» Жюри оценивает выступление каждого участника игры.

Педагог: А сейчас вам надо из букв составить самое важное слово (каждому ребенку дают одну букву).

Выходят участники игры и составляют из букв слово «профессия».

2 конкурс

Педагог: А теперь ребята расскажут о профессиях, с которыми познакомились на предприятиях.

Воспитанники защищают свои профессии, с которыми познакомились.

План рассказа о специалисте.

  • название профессии, специальности.
  • Где требуются такие специалисты.
  • Что они делают.
  • В каких условиях работают
  • Что должен знать и уметь специалист, какими способностями обладать.
  • Какие требования к здоровью предъявляет профессия.
  • и др.

Жюри  оценивает.

3 конкурс

Педагог: команды получают бланки с названиями профессий, специальностей. Используя справочную литературу, нужно записать, чем занимаются представители этих профессий.

Задания для команд

  • команда (археолог, воспитатель, дизайнер, официант)
  • команда (агроном, бухгалтер, визажист, автомеханик)
  • команда (менеджер, токарь, программист, нотариус)
  • команда (модератор, закройщик, журналист, сварщик)

Жюри оценивает  выступление детей.

Педагог: Начиная такое важное дело, как выбор своего пути, надо постараться объективно оценить свои способности, возможности и ответить на вопросы: «Что у меня лучше получается?», «К чему я сам больше склонен?». Свои способности человек может узнать, только приложив их к делу, работе, занятий в кружках, олимпиадах, различных конкурсах, техническом творчестве. Пока человек бездействует, он сам не узнает

своих способностей. Для того чтобы вы определили свои способности, мы сейчас проведем несколько конкурсов.

4 Конкурс «Угадай профессию»

Вам надо назвать инструменты и определить по ним профессию (на слайдах демонстрируются инструменты).

Слайд 1. Молоток, гвозди, ботинки (сапожник).

Слайд 2. Ножницы, расческа, фен (парикмахер).

Слайд 3. Молоток, пила, рубанок (столяр).

Слайд 4. Градусник, бинт, лекарства (врач).

Слайд 5. Журнал, глобус, указка, (учитель).

Слайд 6. Уголь, отбойный молоток, каска (шахтер) и др.

Воспитанники с поднятием руки быстро называют профессии.

Жюри оценивает первые ответы.

5 Конкурс «Начни пословицу»

На слайде вы видите конец пословицы. Предлагаю по очереди называть их начало. Кто не знает, уступает ответ следующему.

Слайд 1 «… не знают скуки» (умелые руки).

Слайд 2 «… потехе — час» (делу — время).

Слайд 3 «… такие плоды» (какие труды).

Слайд 4 «…, а лень портит» (труд человека кормит).

Слайд 5 «…, того люди чтут» (кто любит труд).

Слайд 6 «…, не сиди на печи» (хочет есть калачи).

Слайд 7 «…, тот не ест» (кто не работает).

Слайд 8 «… и рыбку из пруда» (без труда не вынешь).

Слайд 9 «…, спать не охота» (если есть работа).

Воспитанники по очереди проговаривают начало пословиц.

Жюри оценивает.

6 Конкурс «Чем пахнут ремесла?»

Вам надо определить профессию по запаху, о котором написано в стихотворении (по стихотворению Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»)

На слайдах текс. Участники конкурса по очереди отвечают:

Слайд 10 «тестом и мукой» (пекарь).

Слайд 11 «стружкой и доской» (столяр).

Слайд 12 «краской и скипидаром» (маляр).

Слайд 13 «бензином» (шофер, водитель).

Слайд 14 «рыбой и морем» (рыбак).

Слайд 15 «лекарством» (врач).

Слайд 16 «землей и полем» (пахарь).

Слайд 17 «пирогами и супом» (повар).

Жюри оценивает.

Педагог: День сегодня совсем особенный, собрались мы, друзья, чтобы восславить тружеников. Думали ли вы о том, сколько людей работает, чтобы вы были сыты, обуты, одеты, чтобы у вас в доме было светло и тепло, чтобы в вашем портфеле были тетради и книжки? Если бы вы стали считать всех этих людей, то и до вечера не сосчитали бы. От каждой вещи, которую вы видите вокруг себя, можно бесконечно путешествовать по стройкам, фабрикам, заводам. Давайте поприветствуем парад профессий.

Дети по музыку выносят плакаты с надписями профессий.

Водитель Милиционер Пекарь Художник  Спасатель Сапожник Доярка Портной Экономист Юрист Почтальон Летчик Строитель Парикмахер Пожарник Продавец Машинист Артист Кочегар Военнослужащий Фермер Хлебороб Модельер

(Бурные аплодисменты)

Педагог: Предлагаю всем вместе прочитать стихотворение на слайде:

Все участники игры читают.

Чтоб счастье, как солнце, сияло всегда —

Да здравствует радость и доблесть труда!

Чтоб воздухом мирным дышала Земля,

Чтоб щедрыми были родные поля,

Чтоб вольно паслись и плодились стада —

Да здравствует радость и доблесть труда!

Игра заканчивается подведением итогов, поздравлением и награждением победителей. Жюри отмечает командные успехи и индивидуальные (особо отличившихся при выполнении определенных заданий)

Педагог: Ребята! Вот и подошла к концу наша игра. Вы много узнали интересного о труде, о профессиях, о том, как добиваются успеха в трудовой деятельности. Вопрос выбора профессии за один день не решить, это процесс длительный, он требует большого трудолюбия, упорства и настойчивости. К нему нужно вновь и вновь возвращаться после прочитанных книг, просмотра фильмов, бесед с учителями и родственниками, опытными профессионалами. Определившись со сферой деятельности, надо разработать образовательно-профессиональный маршрут для достижения поставленной цели. Сегодня, в век высоких технологий и наукоемких производств, нужны высококвалифицированные специалисты, профессионалы своего дела, владеющие всеми средствами получения нужной информации и знающими иностранные языки.

Ваше будущее в ваших руках. Когда решите, что выбор будущей профессии сделан, задайте себе вопросы: какими личными качествами отличаются лучшие представители этой профессии? что надо наметить в программе самовоспитания и что ты должен уже сегодня делать для этого? Ведь главное: счастье — это когда свой хлеб человек добывает любимым делом (профессией). Желаю вам, дети, больших успехов в учебе, гостям нашим — новых достижений в трудовой деятельности и всем крепкого здоровья! Спасибо за активное участие в игре.