Шумкова Александра Михайловна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №4 города Краснокамска Пермского края.
Пояснительная записка. Программа создана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлена на духовно-нравственное и общекультурное развитие учащихся. Не менее важно для сохранения здоровья развивать у детей способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребёнку видеть и развивать личностные возможности, повышать интеллектуальный потенциал. Здоровье представляется триединством здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного. Следовательно, мы говорим о невозможности сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только духовном благополучии. Существует необходимость комплексного подхода. Решить эту проблему поможет систематическое образование подростков в области здоровья и здорового образа жизни. Современная наука также отмечает первостепенную роль собственных усилий человека в достижении поставленной цели.
Научные принципы воспитания здорового образа жизни детей:
- Единство телесного и духовного.
- Валеологическое воспитание при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
- Деятельностный подход. Ведущая роль родителей.
- Принцип «Не навреди!» (использование только безопасных и апробированных, официально признанных приёмов).
- Принцип гуманизма (признание самоценности личности ребёнка).
- Принцип альтруизма (потребность делиться освоенными ценностями).
- Принцип меры (для здоровья хорошо то, что в меру).
Цели программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования отношений к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
- Выработка стремления творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Задачи:
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
- Формирование навыков саморегуляции и безопасного поведения, безопасной жизни.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Предполагаемые результаты:
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности. Содержание курса даёт возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем позитивного поведения. Сформировать доброжелательное отношение к окружающим и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. Выработать потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.
Личностные:
— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;
— становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.
Предметные:
— готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
— понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
— приобретение внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести;
— осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные:
— освоение познавательной и личностной рефлексии;
— готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Рабочая программа для подростков 7-9 классов рассчитана на 18 занятий.
Тематическое планирование:
№ п.п. | Тема | Количество
часов |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 |
2. | «Хотите жить интересно?» Великие о здоровом образе жизни. Виды искусства в помощь человеку. | 1 |
3. | Искусство жить в гармонии с собой. Самопрезентация «Моя визитная карточка». | 1 |
4. | Искусство саморегуляции. Знакомство с дыхательной гимнастикой Стрельниковой. | 1 |
5. | Искусство релаксации. Наш помощник – музыка природы. | 1 |
6. | Искусство общения. «Давайте говорить друг другу комплименты…» Выставка-рекомендация книг. Знакомство с книгами Дейла Карнеги. | 1 |
7. | «Береги честь смолоду». О чести и достоинстве. Экскурсия в городской музей. | 1 |
8. | «Береги здоровье смолоду». Роль и организация режима дня, пользы закаливания. | 1 |
9. | Азбука здоровья. Культура движения. Встреча со спортсменами. | 1 |
10. | «Мы есть то, что мы едим». Роль здорового питания и витаминов (делимся советами и рецептами). Мини-исследование «Мой дневник питания». | 1 |
11. | «Убийцы жизни!» (вредные привычки, наркотики). Обсуждение рассказа Булгакова «Морфий». | 1 |
12. | «Спорить, а не ссориться» (гнев и агрессивность: как с ними бороться?) | 1 |
13. | Искусство жить красиво. «Сто рецептов красоты, или Красота спасёт мир». Консультация косметолога-визажиста. | 1 |
14. | «Сам себе режиссёр (живём ли мы свой ВЕК?)» Тест «Сколько вы проживёте». Советы долгожителей. | 1 |
15. | Свобода и ответственность. Семейные традиции. | 1 |
16. | «Помоги себе сам. Правила твоей жизни» (о самовоспитании, формировании характера). | 1 |
17. | Акция «Самый здоровый». Волонтёрская деятельность. | 1 |
18. | Защита творческих работ «Твори себя и мир вокруг твори». | 1 |
Литература:
- Азбука нравственного воспитания под редакцией И.А.Каирова, О.С.Богдановой. М., 1975
- Э.Басманова. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М., 1982
- Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992
- Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000
- Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. М., 2001
- Насонкина Н.А. Уроки этикета. СПб, 2003
- Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999
10.Потапов С., Вакса О. Этикет для подростка, или Искусство нравиться себе и другим. М., 1999
- Формановская Н.И. Вы сказали: « Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем обращении. М., 1987
- Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя.М., 2000
- Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб, 2005
- Мероприятие «Безопасность в сети Интернет» (50%)
- План-конспект мероприятия «Семья. Семейные традиции и обычаи» (5-7 классы) (50%)
- Конспект занятия коррекционной школы VIII вида (50%)
- Паспорт проекта для детей коррекционной школы VIII вида (50%)
- Воспитание нравственности и духовности у воспитанников с ОВЗ через вовлечение в фотодеятельность (50%)
- Конспект занятия по внеурочной деятельности (кружок «Умелые ручки») (RANDOM - 50%)