Программа внеурочной деятельности «Искусство жить достойно»

Шумкова Александра Михайловна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №4 города Краснокамска Пермского края.

Пояснительная записка. Программа создана в соответствии с требованиями ФГОС ООО и направлена на духовно-нравственное и общекультурное развитие учащихся. Не менее важно для сохранения здоровья развивать у детей способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребёнку видеть и развивать личностные возможности, повышать интеллектуальный потенциал. Здоровье представляется триединством здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного. Следовательно, мы говорим о невозможности сохранить и укрепить здоровье, заботясь только о физическом или только духовном благополучии. Существует необходимость комплексного подхода. Решить эту проблему поможет систематическое образование подростков в области здоровья и здорового образа жизни. Современная наука также отмечает первостепенную роль собственных усилий человека в достижении поставленной цели.

Научные принципы воспитания здорового образа жизни детей:

  1. Единство телесного и духовного.
  2. Валеологическое воспитание при объединении воспитательных усилий школы и родителей.
  3. Деятельностный подход. Ведущая роль родителей.
  4. Принцип «Не навреди!» (использование только безопасных и апробированных, официально признанных приёмов).
  5. Принцип гуманизма (признание самоценности личности ребёнка).
  6. Принцип альтруизма (потребность делиться освоенными ценностями).
  7. Принцип меры (для здоровья хорошо то, что в меру).

Цели программы:

  1. Создание наиболее благоприятных условий для формирования отношений к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.
  2. Выработка стремления творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.
  4. Формирование навыков саморегуляции и безопасного поведения, безопасной жизни.
  5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Предполагаемые результаты:

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности. Содержание курса даёт возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем позитивного поведения. Сформировать доброжелательное отношение к окружающим и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. Выработать потребность  выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

Личностные:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ и историю России;

— становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

— развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.

Предметные: 

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

— понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

— приобретение внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести;

— осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные:

освоение познавательной и личностной рефлексии;

— готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;

— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Рабочая программа для подростков 7-9 классов рассчитана на 18 занятий.

Тематическое планирование:

 

№ п.п.                                               Тема Количество

часов

 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.    1
 2. «Хотите жить интересно?» Великие о здоровом образе жизни. Виды искусства в помощь человеку.    1
 3. Искусство жить в гармонии с собой. Самопрезентация «Моя визитная карточка».    1
 4. Искусство саморегуляции. Знакомство с дыхательной гимнастикой  Стрельниковой.    1
 5. Искусство релаксации. Наш помощник – музыка природы.    1
 6. Искусство общения.  «Давайте говорить друг другу комплименты…» Выставка-рекомендация книг. Знакомство с книгами Дейла Карнеги.    1
 7. «Береги честь смолоду». О чести и достоинстве. Экскурсия в городской музей.    1
 8. «Береги здоровье смолоду». Роль и организация режима дня, пользы закаливания.    1
 9. Азбука здоровья. Культура движения. Встреча со спортсменами.    1
 10. «Мы есть то, что мы едим». Роль здорового питания и витаминов (делимся советами и рецептами). Мини-исследование «Мой дневник питания».    1
 11. «Убийцы жизни!» (вредные привычки, наркотики). Обсуждение рассказа Булгакова «Морфий».    1
 12. «Спорить, а не ссориться» (гнев и агрессивность: как с ними бороться?)    1
 13. Искусство жить красиво. «Сто рецептов красоты, или Красота спасёт мир». Консультация косметолога-визажиста.    1
 14. «Сам себе режиссёр (живём ли мы свой ВЕК?)» Тест «Сколько вы проживёте». Советы долгожителей.    1
 15. Свобода и ответственность. Семейные традиции.    1
 16. «Помоги себе сам. Правила твоей жизни» (о самовоспитании, формировании характера).    1
 17. Акция «Самый здоровый». Волонтёрская деятельность.    1
 18. Защита творческих работ «Твори себя и мир вокруг твори».    1

 

                                           Литература:

  1. Азбука нравственного воспитания под редакцией И.А.Каирова, О.С.Богдановой. М., 1975
  2. Э.Басманова. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006
  3. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М., 1982
  4. Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992
  5. Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002
  6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000
  7. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. М., 2001
  8. Насонкина Н.А. Уроки этикета. СПб, 2003
  9. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999

10.Потапов С., Вакса О. Этикет для подростка, или Искусство нравиться себе и другим. М., 1999

  1. Формановская Н.И. Вы сказали: « Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем обращении. М., 1987
  2. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя.М., 2000
  3. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб, 2005