ОПОРНЫЕ ТАБЛИЦЫ по русскому языку для начальных классов

 

Ожога Елена Александровна, учитель начальных классов, МБОУСОШ №2 с.Чугуевка

Опорные таблицы рекомендуются для изучения и закрепления учебного материала, направленного на развитие зрительной памяти. Таблицы могут быть использованы на уроке в качестве опорных схем и наглядного материала, а так же рекомендуется в качестве справочника грамматики русского языка для работы с детьми дома. Необходимость таблиц обусловлена тем, что:во-первых, они помогают систематизировать наблюдаемый материал;во-вторых, облегчают ученикам поиск правильного ответа на вопрос учителя;в-третьих, обращение к одной и той же таблице на разных этапах усвоения, постепенное дополнение её новыми данными способствует более прочному запоминанию учебного материала.

      ОРФОГРАММЫ (Орфография – правильное написание слов)

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу                                          лужи, шина, чай,

Сочетания чк, чн                                                                     роща, щука, чужой

                                                                                                   ночка, ручной

Большая буква в именах собственных                                   Москва, Волга,

                                                                                                   Саша, Дружок

Мягкий знак – показатель мягкости согласных                   гусь, пальма

Разделительный  Ь мягкий знак                                             вьюга, ручьи

Мягкий знак (Ь) после шипящих в конце                             ночьж.р.

имен существительных женского рода                                луч – м.р.

Разделительный Ъ твердый знак                                           въезд, объяснение                  

Двойные согласные                                                                класс, ванна, Алла  

Непроверяемые безударные гласные                                   заяц ,берёза ,пенал

Проверяемые безударные гласные  а, о, и, е, я                   вода – воды

Парные звонкие и глухие согласные б в  г  д ж з                дуб – дубы

                                                              п ф к т ш с               ложка — ложечка

Непроизносимые согласные л,в,д,т (-стн-, -сн-)              солнце — солнышко

Правописание приставок и предлогов                                  зашёл за другом

                                                                                                   слез с дерева

НЕ с глаголами                                                                        не спеши

Безударные гласные в окончаниях существительных         по дорожке

Безударные гласные в окончаниях прилагательных           в зимнем лесу

Безударные гласные в окончаниях глаголов                       лает, смотрит

Правописание –тся,  -ться в глаголах                                   мыться, моется

  1. Найди в слове «опасное место»
  2. Определи орфограмму
  3. Вспомни правило, проверь написание слова
  4. Запиши слово правильно

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

ПОДЛЕЖАЩЕЕ     О ком или о чём говорится в предложении? КТО? ЧТО?

СКАЗУЕМОЕ          Что говорится о подлежащем? ЧТО ДЕЛАЕТ?

                                         СОСТАВ СЛОВА

3ПРИСТАВКА

      образует

   новые слова

2    КОРЕНЬ

главная часть слова

4  СУФФИКС образует новые слова 1 ОКОНЧАНИЕ

    служит для связи

   слов в предложении

ЧАСТИ РЕЧИ

ИМЯ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ИМЯ       ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ ПРЕДЛОГ
название предмета

КТО? ЧТО?

 кошка, стол

 

признак предмета

КАКОЙ? КАКАЯ?

КАКОЕ? КАКИЕ?            

большой, синяя

действие предмета

ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАТЬ?

 решать, списать

служит для

связи слов

за, на, над

от, по, об, со, про, под,

с, у, из, в и др.

РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

ЖЕНСКИЙ РОД
ОНА  МОЯ

девочка, земля

 

МУЖСКОЙ РОД

ОН МОЙ

 мальчик, автобус

СРЕДНИЙ РОД

ОНО МОЁ

 яблоко, озеро

РОД ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

ЕДИНСТВЕННОЕ   ЧИСЛО МНОЖЕСТВЕННОЕ 

                ЧИСЛО

МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД

 

     какой?

-ой, -ый, -ий Золотой, алый, синий

         какая?

-ая, -яя

Золотая,  алая, синяя

          какое?

-ое, -ее   Золотое, алое, синее

           какие?

-ие, -ые

Золотые, алые, синие

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

          сущ.,  мест.

    Подлежащее

кто? что?                               ______________
              гл.

    Сказуемое

что делает?   что сделает?     ______________

 

            прил.

   Определение

какой?   чей? и другие  

 

        сущ.,  мест.

   Дополнение

вопросы косвенных падежей    _  _  _   _  _  _

 

        сущ.,  наречие

 Обстоятельство

      места – где? куда? откуда?

времени —  когда?

образа действия – как?

 

  _ . __ . __ . __

 

ПАДЕЖИ

     Именительный это                          кто?    что? предлогов не бывает
     Родительный нет                          кого?   чего? без, у, от, до, с, из, около
     Дательный дать                        кому?  чему?            к, по
    Винительный вижу                       кого?   что? на, в, во, за, про, под
   Творительный доволен                  кем?    чем? с, за, под, перед, над
   Предложный говорить             о ком?   о чём? о, об, в, на, при

СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

                                                                   

падеж 1 скл. 2 скл. 3 скл.
Р.п.

Д.п.

П.п.

 — И

 — Е

 — Е

     —

     —

   — Е

   -И

   -И

   -И

 

 

 

 

 

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

                I спряжение                        II спряжение
Глаголы-исключения: брить, стелить

— ать  !             — ять      лаять

— еть  !                           блеять

оть                              сеять       

 -уть                              веять

— ыть                             таять

                                      надеяться

                                     кашлять

                             — ить

Глаголы — исключения:

 4 гл. – ать:        слышать, дышать,

                             держать, гнать;

 7 гл. – еть:        смотреть, видеть,

                            обидеть, ненавидеть,

                           зависеть, терпеть,                 вертеть.

                                        

  ед.ч.                       мн. ч.   ед.ч.                       мн. ч.
.

2л.

3л.

– у, -ю                      — ем

– ешь                       — ете

– ет                    — ют, -ут

.

2л.

3л.

– у, -ю                      — им

– ишь                       — ите

– ит                         — ат, -ят

ВИДЫ РАЗБОРОВ

1 – фонетический разбор 

  1. Выдели слоги.
  2. Покажи место ударения.
  3. Дай характеристику всем звукам по порядку.
  4. Подсчитай количество звуков и букв.

2 – морфемный разбор (разбор по составу)

  1. Определи слово как часть речи.
  2. Найди окончание и определи его значение.
  3. Укажи основу слова.
  4. Путем подбора однокоренных слов выдели в слове корень.
  5. Выдели приставки и суффиксы (если они есть).

3 – морфологический разбор (указать признаки слова как части речи)

Имя существительное Имя прилагательное Глагол
1. Часть речи.

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч. – кто? что?).

Постоянные признаки:

собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род; склонение.

Непостоянные признаки:

падеж; число.

3.  Синтаксическая роль:

Подлежащее. Сказуемое.

Дополнение. Обстоятельство.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (И.п., ед.ч., м. р. – какой?)

Постоянные признаки:

( пока не знакомы).

Непостоянные признаки:

число, род (в ед.ч.), падеж.

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое. Определение.

1. Часть речи

2. Морфологические признаки:

Н.ф. (неопределенная форма –

что делать? что сделать?)

Постоянные признаки:

совершенный или несовершенный вид; спряжение.

Непостоянные признаки:

число, время, лицо (если есть),

 род (если есть).

3.  Синтаксическая роль:

Сказуемое.

4 – синтаксический разбор предложения

  1. Подчеркни грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое). Укажи, какой частью речи они выражены.
  2. Подчеркни второстепенные члены предложения. Укажи, какой частью речи они выражены.
  3. В скобках запиши характеристику данного предложения:
 По цели высказывания:

 

 

повествовательное

побудительное

вопросительное

 По интонации: восклицательное– невосклицательное
 По наличию главных членов:

 

простое, сложное       односоставное, двусоставное
 По наличию второстепенных членов: распространенное —  нераспространенное     
Осложненное или неосложненное: однородные членыобращение