«Спешите делать добрые дела»

Автор составитель: Сэротэтто Л.Х., воспитатель МКОУ «Панаевская школа — интернат»

Ямало-Ненецкий автономный округ, С. Панаевск

 

Цель занятия: формировать у старших дошкольников представление о содержании данной этической категории; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искренне.

Продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков.

Воспитывать в детях умение основано делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести.

Развивать в детях стремление проявлять добро и милосердие разными способами.

 

Ход занятия:

Звучит фонограмма песни «Дорога добра» (слова М. Минкова, музыка Ю. Энтина)

   Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Надо только добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ребята, какое хорошее и доброе стихотворение. Скажите, о чем оно?

(ответы детей).

         Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о доброте. Какое удивительное и волшебное слово! А как вы понимаете, что такое доброта? (ответы детей).

Давайте повторим все вместе и внимательно вслушаемся в это слово – доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили немного по другому, очень мягко – «доброта». Добро тебе, добро от тебя. Правда, ведь, ребята, какое верное слово.

Подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Дети: О человеке, поступке, дне, вечере, пути.

 

         Воспитатель: Добрый человек…. А если добрый, значит он еще какой?

Дети: Внимательный, заботливый, щедрый, добродушный, отзывчивый, нежадный…

Воспитатель: А если человек недобрый, он какой?

Дети: Злой, жадный, грубый, равнодушный, нетерпимый…

Воспитатель: Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет.

 Задание детям – заменить «плохие» слова на «хорошие», добрые.

         Игра «Замени добрыми словами»

Злой – добрый

Невежливый – вежливый

Грубый – ласковый

Отнять – отдать, подарить

Поругать – похвалить

Ленивый – трудолюбивый

Жадный – щедрый

Обидеть – защитить

Огорчить – обрадовать

Грустный – весёлый

Неряшливый – аккуратный

Сломать – починить

Порвать – заклеить

 

 

Воспитатель: Как вы думаете, потрогать доброту можно? Есть ли у нее запах, вкус?  Быть может, ее нетрудно увидеть? А в чем ее можно увидеть?

Дети: В поступках, действиях, чувствах человека…

Воспитатель: Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам (ответы детей). Легко ли быть добрым? (ответы детей).

Воспитатель:

Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга ласковым взглядом.

Воспитатель: — Какие вы знаете добрые слова?

Дети называют слова: доброта, вежливость, внимание, смелость, дружба, помощь, трудолюбие, забота, уважение, аккуратность и другие;

Молодцы ребята! Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?

Дети:

Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.

Воспитатель:

Ребята, а за что нужно извиняться?

Дети:

За плохой поступок, за обидные грубые слова.

Воспитатель:

Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Задание «Доскажи словечко»

Воспитатель: Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.

  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
  • Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
  • Если друг попал в беду,…(помоги ему)
  • Решай споры словами, …(а не кулаками)
  • Где бы ни были , на прощание мы говорим …(до свидание)
  • Ребёнок вежливый и развитый, говорит, встречаясь …(здравствуйте)

 

        Игра «Мы с тобой одна семья»

Воспитатель: Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру « Мы с тобой одна семья».

(Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему)

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой — друзья!

 

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!

 

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Воспитатель: Среди нас есть такие люди, которым нужна наша помощь. Это старенькие люди, пожилые,  немощные, больные.  Мы не должны обижать, обзывать их,  а должны  помогать.

Мы должны быть  милосердными.  Им очень нужно наше сочувствие, внимательное отношение, доброе, ласковое слово. Воспитанные люди  никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих приятелей. По-настоящему вежливый человек не позволит унижать и оскорблять больного человека! Добрые дела должен делать каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Иметь  доброе сердце, добрую душу, добрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят «Добрый человек».

Проводится игра «Это Я»

Кто всегда приходит на помощь?

Кто заботится о близких и родных?

Кто равнодушен и безразличен к окружающим?

Кто всегда со всеми делится?

Кто обижает ребят?

Кто грубит маме или бабушке?

Кто всегда веселый и радостный?

Кто не капризничает?

Кто считает себя самым добрым?

Воспитатель: Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.

Воспитатель: Дети, что важное для себя Вы сегодня узнали? Где Вы это можете применить?
Дети: Надо быть добрым и вежливым. Быть веселым. Помогать людям. Если ты будешь хорошим, то у тебя будет много друзей. Доброта — это украшений нашей жизни.
Воспитатель: Дорогие ребята, будьте добрыми, делайте  добрые дела, помогайте  другим людям, говорите добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее.

Литература: 
1. «Азбука общения» 2002 г.
2. «Развитие эмоционального мира детей» 1996 г.
3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».