Педагогический проект «Город — роднее которого нет»

Федотова Анна Геннадьевна, воспитатель МДОУ «Д/С Россияночка»,

Ленинградская область, город Тихвин

Пояснительная записка

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст – это период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма, период глубокого интереса ко всему новому, неизвестному.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В старшем дошкольном возрасте особенно актуальными становятся вопросы  духовно-нравственного воспитания: любовь и привязанность к Родине, своей семье, уважение, гордость и ответственность за семью и за свою малую родину.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Участники проекта: Воспитанники старшей группы, родители.

Автор проекта: воспитатель Федотова А.Г.

Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Проект ориентирован на:

  • осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
  • приобретение, детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
  • применение и приобретение детьми новых знаний.

Проект позволяет научиться:

  • самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
  • ставить цели и задачи , прогнозировать результат, планировать содержание деятельности.

Цель проекта:

  • Формировать у детей систему знаний о своем городе (знания о достопримечательностях; символики города; исторические сведения о городе; развивать умение анализировать увиденное).
  • Воспитывать чувство гордости за родной город.

Задачи проекта:

  • Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
  • Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  • Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Проект реализуется через интеграцию образовательных областей: “Социально-коммуникативное развитие”, “Речевое развитие”, “, “Позназнавательное  развитие”, “Художественно эстетическое развитие”, “.

Социальное развитие:

  1. Экскурсии.
  2. Посещение выставок.
  3. Создание библиотеки в группе.
  4. Оформление альбома совместно с родителями «Уголки родного города».

Предполагаемый результат:

Знать достопримечательности нашего города, его историю, герб. Умение рассказывать с гордостью и любовью о прекрасных местах города. Как называют жителей города?

  • Назови домашний адрес, где ты живешь.
  • Что интересного находится рядом с домом, детским садом?
  • Какие еще улицы города ты знаешь?
  • Какие достопримечательности ты знаешь в городе?
  • Какие ты знаешь заводы и предприятия?
  • Почему называется так наш город?

Основные направления реализации проекта:

Разработать и провести циклы занятий:

  • “Мой дом – моя семья”;
  • “Хорошо у нас в саду”;
  • “Улицы родного города”;
  • “Мой город на Тихвинке”;

Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей:

  1. Проведение праздников в детском саду:
  • “В гостях у Светофорика”- спортивное развлечение с участием родителей.

 

  1. Выставка детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей:
  • “Город Тихвин – глазами детей”
  1. Физкультура и здоровье:
  • Организация эколого-оздоровительного похода в «Захаровский парк».
  • “Благоустройство прогулочного участка группы”. (силами родителей)
  1. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
  • Изготовление атрибутов для игр: “Дом” “Семья”
  • Оформление “Маршрута безопасности движения”.
  • Изготовление атрибутики государственных символов России, города, области.
  • Оформление альбомов: “Достопримечательности г. Тихвина, “Моя семья”.
  • Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи.
  • “Трудовой десант” родители с детьми (благоустройство прогулочного участка)
  • Выставка плакатов-проектов: “Каким я бы хотел видеть наш город”,

 

 

 

Реализация проекта включает несколько этапов

Этапы Задачи Деятельность проектной группы (воспитатель, ребенок)
Начальный Определение проблемы (темы). Уточнение имеющейся информации.
Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач. Распределение ролей. Формирование задач, накопление информации.
Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Работа с информацией. Анализ идей.
Выполнение Выполнение проекта Работа над проектом, его оформление.
Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) Участие в коллективном анализе проекта и самооценке
Презентация проекта Подготовка к презентации. Презентация проекта

 

Литература.

  1. Алешина Н.В. “Ознакомление дошкольников с окружающим”.
  2. Алябьева Е.А. “Тематические дни и недели в детском саду”.
  3. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. “Наша Родина”.
  4. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении/ Е.А. Позднякова.
  5. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф “Родной край”.
  6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. “Я ребенок и я имею право”.
  7. Зеленова Н.Г. “Мы живем в России” Старшая, подготовительная группа.
  8. «Тихвин» …..
  9. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.

10.Кодрыкинская Л.А. “С чего начинается Родина”.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Путешествие по городу»  (образовательная область —

развитие  речи).

Программное содержание:

— Уточнить и обобщить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о героях города.

— Формировать умение связно рассказывать о своей семье, о своих родных.

— Развивать творческие способности, грамматический строй речи.

— Воспитывать гордость за город, в котором живешь.

Предварительная работа: Экскурсии по близлежащим улицам, , организация выставки совместных рисунков родителей и детей на тему “Мой город”.

                                                         Ход занятия

Из почтового ящика воспитатель достает письмо от дяди Степы. Воспитатель читает по строчке, дети узнают, что их дядя Степа приглашает на экскурсию по городу. (На доске карта Ленинградской  области и звездочкой отмечен город Тихвин).

Воспитатель: Ребята вы узнали эту карту? Как называется город, в котором мы живем?

Дети: Тихвин

Воспитатель: Кто живет в Тихвине, как сказать одним словом? (тихвинцы ).

Уля, ты кто…? Сережа, ты…?

Чтение стихов о Тихвине.

Тихвин 

Городок уездный, сытый, сонный,
С тихою рекой, с монастырём, —
Почему же с горечью бездонной
Я сегодня думаю о нём?
Домики с крылечками, калитки.
Девушки с парнями в картузах.
Золотые облачные свитки,
Голубые тени на снегах.
Иль разбойный посвист ночи вьюжной,
Голос ветра, шалый и лихой,
И чуть слышно загудит поддужный
Бубенец на улице глухой.
Домики подслеповато щурят
Узких окон желтые глаза,
И рыдает снеговая буря.
И пылает белая гроза.
Чье лицо к стеклу сейчас прижато,
Кто глядит в оттаянный глазок?
А сугробы, точно медвежата,
Все подкатываются под возок.
Или летом чары белой ночи.
Сонный садик, старое крыльцо,
Милой покоряющие очи
И уже покорное лицо.
Две зари сошлись на небе бледном,
Тает, тает призрачная тень,
И уж снова колоколом медным
Пробужден новорожденный день.
В зеркале реки завороженной
Монастырь старинный отражён…
Почему же, городок мой сонный,
Я воспоминаньем уязвлён?
Потому что чудища из стали
Поползли по улицам не зря,
Потому что ветхие упали
Стены старого монастыря.
И осталось только пепелище,
И река из древнего русла,
Зверем, поднятым из логовища,
В Ладожское озеро ушла.
Тихвинская Божья Матерь горько
Плачет на развалинах одна.
Холодно. Безлюдно. Гаснет зорька,
И вокруг могильна тишина. ( Автор: Арсений Несмелов)

Воспитатель: Люди каких профессий принимали участие в строительстве нашего города? (Вспомнить строительные профессии, изобразить пантомимой действия и объяснить)

Ответы детей: (я – каменщик, я кладу кирпичи; я — маляр, я крашу стены; и т. д.)

Воспитатель: Что должно иметь каждое здание, что бы жители и гости города не заблудились в нем? А вы знаете свой адрес?

Дидактическая игра “Что было бы, если бы…?”

Воспитатель обыгрывает ситуации:

  1. Если бы на домах не было адреса?
  2. Если бы на домах были бы одинаковые адреса?

 Воспитатель: Кто живет в домах, в квартирах?

— Что такое семья?

— Как должны жить люди, что бы их семья была дружной и крепкой?

— Что ты знаешь о своей семье? Что ты знаешь о своих братьях и сестрах?

— Я предлагаю вам поиграть (логические задачи).

  1. В семье две мамы и две дочки. Сколько в семье женщин?
  2. У двух братьев по одной сестре. Сколько детей в семье?

Кто самый старший в семье, кто младший? (расставить картинки по возрасту).

Воспитатель: Кроме домов в нашем городе очень много интересных мест. Я предлагаю вам совершить экскурсию по достопримечательностям нашего города. (выставляются фото с достопримечательностями города).

—  Для чего нужен Дворец спорта? Какие виды спорта вы знаете?

Игра “Кто ты?” (дети выбирают картинку и называют)

Я – лыжник, я – лыжница. Я – пловец, я – пловчиха. Я – теннисист, я – теннисистка. Я – бегун, я – бегунья и т.д.

Для чего нужен спорт?

Какие самые главные соревнования?

Физминутка: я вам предлагаю побывать на Олимпиаде и изобразить виды спорта (имитация движений – ходьба на лыжах, бег на коньках, поднятие штанги, метание ядра, теннис, стрельба, плавание, гимнастика).

Воспитатель: Наша экскурсия продолжается  и сейчас  вам нужно  приготовиться к полету! Надеть скафандры! Начать отсчет!

9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1– пуск! (включается музыка).

Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью, чувствуете, как тяжелеет голова, руки, ноги? Мы оторвались от земного притяжения и находимся в невесомости.

— Как вы понимаете это слово? Изобразите невесомость.

Посмотрите в иллюминатор. Каким цветом наша планета? Что означает голубой цвет? Много воды. Зеленый – растительность, желтый – горы.

Молодцы! Вы справились и с этим заданием, нам пора возвращаться на землю, в наш родной город. Мы оказались на главной площади города Тихвина. Какие достопримечательности расположены на этой площади? Каким транспортом мы можем проехать по городу? Детям предлагается дидактическая игра на логику “ Разбери картинки по символам”

Вот и закончилось наше путешествие. Давайте поблагодарим дядю Степу и рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали вместе со своими родителями, о нашем городе.

Рисунки детей говорят о том, что:

– дети любят свой город,
– знают интересные уголки родного города,
– гордятся людьми, которые живут рядом с ними.