Использование игровых технологий в повышении познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Гладышева Надежда Сергеевна, воспитатель

г. Таганрог, Ростовская область

 

“Без игры нет и не может быть
полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности”

В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный интерес. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а напротив, способствовать его дальнейшему развитию.

Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка и зону его интереса. У детей с задержкой психического развития появление познавательного интереса имеет свои особенности, которые проявляются в незначительной любознательности. Одни из них вообще не задают вопросов, они медлительные, пассивные, другие задают вопросы, касающиеся лишь внешних свойств предметов и явлений. Эту проблему изучали У. В. Ульенкова, Т. В. Егорова, Т. А. Стрекалова. Ими было выявлено, что для детей с задержкой психического развития характерна дефицитарность мотивационного компонента, проявляющейся в крайне низкой познавательной активности. Оценивая особенности интеллектуального развития детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту — низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлено то, что у них слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление и эмоционально-волевая сфера.

Познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника. Познавательная активность возникает в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усваивать способ познания и умения перенести его на практическую деятельность.

Древняя мудрость гласит: «можно привести коня к водопою. Но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить ребенка. Добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения новых знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Поэтому, одна из главных задач непосредственной образовательной деятельности (НОД)  —  максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлечь учебной деятельностью. Для этого в процессе НОД необходимо активно применять разнообразные игровые технологии. Ведь игра — это естественная для дошкольника форма обучения.

Использование игровых технологий в непосредственной образовательной деятельности с самых его первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении залог успешного результата деятельности всех его участников.

Для поддержания интереса нами было создано увлекательное пособие «Книга Путешествий». На страницах этой книги детей ждут сказочные персонажи, с которыми они «отправляются в путешествие». Сказочные персонажи вызывают интерес к теме занятия, чувство доверия, стремление помочь в выполнении различных заданий, заинтересованность в результате своих действий. Они сразу вызывают положительные эмоции, поэтому непосредственная образовательная деятельность проходит в атмосфере повышенной заинтересованности в результате своей деятельности.

Практической значимостью  создания «Книги Путешествий» является — активизация познавательной активности ребенка в различных образовательных областях.

Рассмотрим применение данной «Книги Путешествий» на примере таких образовательных областей как «Познание», « Коммуникация».

Дети с задержкой психического развития затрудняются при составлении описательных рассказов по картине или предметным картинкам, в пересказе текста. Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины и ее рассматривания,  загадки о том, что изображено. Однако дети с ЗПР быстро теряют интерес к картине. Чтобы поддержать интерес у детей мы и используем «Книгу Путешествий», находясь на страницах которой, ребенок составляет рассказ в необычной, занимательной форме.

Можно предложить игру «Оживи картинку», в ходе которой дети с удовольствием озвучивают героев картинки со страниц книги, говорят за них, подражают их голосам.  Книга «предлагает» детям  игры,  викторины, которые  вызывают живой интерес, чувство здорового соперничества, а также способствуют повышению мотивации к непосредственной образовательной деятельности у детей с ЗПР.

Игровые  ситуации с элементами соревнования используются и в образовательной деятельности по ФЭМП (например, «Путаница», «Поймай  ошибку» — при изучении чисел и цифр; «Составление чертежей, карт, схем» – при ознакомлении с ориентировкой в пространстве).  Дети с интересом выполняют задания, в которых нужна практическая помощь персонажу из сказки или мультфильма.  Присутствие игровых персонажей побуждает детей к деятельности, способствует  преодолению трудностей возникающих в процессе непосредственной образовательной деятельности. Также книга предлагает занимательные «подарки» для каждого ребенка: загадки–шифровки, лабиринты, загадки о геометрических фигурах, дидактические игры, разгадывание кроссвордов.

При ознакомлении детей с окружающим миром, на материале «Книги Путешествий», так же используются сказочные персонажи, путешествия в сказку (в лес, волшебную страну), сюжетно-ролевые игры, дидактические и словесные игры. Дети с интересом играют в игры «Волшебная палочка» или «Говорящая страница» — они дают детям задания или задают вопросы (используется голос в аудиозаписи как сюрпризный момент). В старшей группе можно предложить разгадать кроссворд с загадками составленные самими детьми, организовать игры с элементами экспериментирования, прослушивание «музыкального подарка» (например, произведения при ознакомлении с временами года, прослушивание звуков живой и неживой природы – голосов  птиц, шума воды, ветра, водопада и т.д.).

Таким образом, использование игровых технологий на основе данного пособия в НОД у детей с задержкой психического развития помогает вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, а также в той или иной степени способствует снятию ряда трудностей, связанных с запоминанием материала. Всё это, несомненно, способствует развитию познавательного интереса в процессе интеграции образовательных областей в работе педагогов коррекционных групп.