Конспект организации образовательной ситуации Тема: «Добро и зло в удмуртской народной сказке «Вожо и падчерица»

 

Ижболдина Нина Ивановна, учитель-логопед, МБДОУ д/с №41

 

Цели и задачи:

через знакомство детей с удмуртской народной сказкой «Вожо и падчерица»

  1. учить оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

2.учить восстанавливать события сказки в определенной последовательности и передавать ее содержание полными предложениями;    3.  оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;                                            

  1. высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам;
  2. развивать слуховую память;
  3. обогатить словарь детей;
  4. развивать связную речь.

8 воспитывать сочувствие , сопереживание к людям.                                            

Ход:

1.Орг. Выставка иллюстраций по сказкам.

В. Здравствуйте, дети! Я сказочница, пригласила вас сегодня вспомнить старые добрые сказки и узнать, чему они нас учат. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Я вам приготовила сегодня выставку иллюстраций по сказкам. Что обозначает слово иллюстрация?

 Дети: Иллюстрация — это рисунок к тексту, рассказу или сказке.

(Проговорить слово по слогам хором и индивидуально.)

Дети рассматриваютиллюстрации  и называют сказки.

В. В книге сказок целый рой,

 Здесь друзья живут со мной.

 Все герои каждой сказки

 Любят песни, игры, пляски.

 Наша сказка впереди.

 Скажем гостю заходи.

Садитесь ладненько рядком  да приготовьтесь слушать удмуртскую сказку.

 

Основная часть. 

Чтение удмуртской народной сказки  «Вожо и падчерица»

Объяснение незнакомых и мало знакомых слов, встретившихся в тексте.

Вожо–мифическое существо, живущее в банях, заброшенных жилищах и постройках.

Падчерица – дочь одного из супругов по отношению к другому, для неё неродному.

Мачеха –жена отца по отношению к его детям от прежнего брака.

Камали – нагрудные украшения из монет. ( картинка удмуртская  женщина с украшением камали)

Апай – старшая сестра

Подполье- помещение под полом, подвал.

 

Физкультурная минутка.

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнем – и снова в путь!

Доброй девицы  слова:

— Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянитесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!

 

Беседа по содержанию сказки.

  1. Запомнили ли вы как называется сказка?

Дети. Называется удмуртская народная сказка «Вожо и падчерица».                          

2.Кто главные герои этой сказки?                                                                                   

Дети. Падчерица, вожо, мужик, мачеха и любимая дочь.                                       

  1. Что случилась со старшей дочерью мужика? Дети .Её невзлюбила мачеха и настроила против неё мужа. Они  бросили девочку в покинутую избушку, а сами ушли.                                                                                                             
  2. Кого она встретила в доме?

Дети.  Она встретила вожо. Он наградил её богатым подарком – кемали.

  1. Почему он наградил её богатым подарком?

Дети . Потому что она была добрая,  трудолюбивая, отзывчивая девушка. Она ничего  не просила у вожо, а только горько плакала, от того что даже родной отец не любил её. 

  1. Как мачеха отреагировала на то, что падчерица пришла домой живая, да ещё и с подарками?

Дети . Она свела в избушку и посадила в подполье любимую дочь, чтобы Вожо тоже одарил её подарками.

  1. Что случилось с любимой дочерью мужика?

Дети. Вожо защекотал её досмерти и вместо кемали повесил ей на шею связку из еловых шишек.

  1. Можно ли выразить главную мысль сказки словами пословицы « Лихое- лихому, а доброе – доброму»

Лихое –лихо, зло. Зло – злому, а добро – доброму.

Дети . Да можно. Злая и жадная  мачеха потеряла любимую дочь, а добрая и несчастная падчерица была щедро одарена подарками. Тема нашего занятия так и называется« Лихое- лихому, а доброе – доброму»  

Поиграем в игру «Скажи наоборот» (игра смячом)

Скажу я высокий, ответишь ты: «Низкий»,                                                                         «Далёкий» скажу и услышу: «Нет , близкий»,

Скажу я «Шершавый», ты скажешь мне: «Гладкий»,                                                                           А «Кислый» скажу, возразишь: «Очень сладкий!».

Добрый — злой

Храбрый – трусливый

Жадный — щедрый

Хороший — плохой

Умный — глупый

Счастливый  — несчастный.                                                                           

Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

Пересказ сказки с использованием мнемотаблицы.

 

Итог:  Какая есть русская авторская сказка похожая на сказку «Вожо и падчерица»?

Воспитатель обращается ещё раз к выставке и находит сказку Одоевского «Мороз Иванович» и предлагает прочитать её детям дома.

 Воспитатель-сказочница прощается с детьми и читает стих о сказке.                                           

 Недаром дети любят сказку

 Ведь сказка тем и хороша,

 Что в ней счастливую развязку

 Уже предчувствует душа.

 И на любые испытанья

 Согласны храбрые сердца

 В нетерпеливом ожиданье

 Благополучного конца.