Проект на тему «Развитие творческих способностей у детей с ЗПР посредством нетрадиционного рисования»

Подготовила Гладышева Н. С.

 

Тип проекта: познавательно – творческий

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный (октябрь – декабрь 2015 г)

Участники проекта: воспитатели, родители, дети подготовительной коррекционно– развивающей группы.

Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития творческих способностей детей.

Интеграция образовательных областей:

  • Художественно – эстетическое
  • Коммуникативно – личностное развитие
  • Познавательно – речевое развитие.

Актуальность проекта:

«Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…»Э. Успенский

Все дети любят рисовать. Творчество для них — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки — инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

 Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей.

При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.

Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что некоторые дети боятся рисовать традиционным способом (кистью, им кажется, что у них ничего не получится, так как имеют недостаточный опыт работы с материалом. Рисование нетрадиционным способом снимает эту боязнь, раскрепощает ребенка.

Учитывая вышесказанное, мы решили организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.

Причины проблемы:

  • Недостаточность нетрадиционного дидактического материала для рисования.
  • Недостаточное внимание к проблеме на раннем этапе развития детей со стороны родителей.
  • Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.

Цель: развитие творческих способностей, детей средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.

 

Задачи:

  • Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать
  • Помочь детям овладеть техническими навыками при работе нетрадиционными техниками
  • Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками
  • Развивать творчество, фантазию
  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремление прийти на помощь друг другу
  • Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.

Формы проведения:

1.Различные техники нетрадиционного рисования: пальцем или ватной палочкой, ладошкой, методом тычка, монотипия, тампонирование, рисование по крупе, кляксография, набрызг, печатка, цветными ниточками, экспериментирование.

2.Выставки.

Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию:

1.Создание игровой ситуации.

2.Показ воспитателя.

3.Использование движения руки.

4.Сравнение двух техник.

5.Проговаривание последовательности работы.

6.Педагогическая диагностика.

При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

Ожидаемый результат:

  • Повышение активности каждого ребёнка — участника проекта в использовании нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.
  • Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей группы.
  • Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.

 

 

План реализации проекта

1 этап – разработка проекта (подготовительный)

Цель: создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.

2 этап – реализация проекта (практический)

Цель: выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам изобразительной деятельности. Апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания.

3 этап – выставка детских работ

Цикл занятий:

  1. «Солнечный осенний денек» (рисование пальцем или ватной палочкой).

Программное содержание: учить детей рисовать пальцами или ватными палочками. Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать творческий замысел детей. Прививать любовь к прекрасному.

  1. «Украшение платья» (печатание подручными материалами)

Программное содержание: формировать навыки несложной цветовой композиции. Расширять представление детей о возможных способах художественного изображения.

  1. «Осеннее дерево» (рисование коктельной трубочкой).

Программное содержание: познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксография». Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление.

 

  1. «Веселое путешествие» (манной крупой)

Программное содержание: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы. Продолжать учить детей работать с красками. Развивать творческое воображение, мышление, фантазию.

 

 

 

  1. «Кот» (рисование ладошкой)

Программное содержание: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования ладошкой. Продолжать учить детей фантазировать и воображать. Совершенствовать работу рук. Расширять знания детей об окружающем мире.

  1. «Снежная семья» (рисование методом тычка).

Программное содержание:  познакомить детей снетрадиционной техникой рисования  методом тычка, закреплять умение правильно держать кисть , воспитывать любовь ко всему живому.

  1. «Угадай, что это?» (рисование цветными ниточками)

Программное содержание:познакомить с техникой рисования цветными нитками. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать аккуратность.

Роль родителей в реализации проекта:

  1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.
  2. Анкетирование родителей.
  3. Оформление папки.
  4. Участие в празднике «День Матери».
  5. Консультация для родителей .

Работа с детьми:

  1. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы с бумагой и гуашью
  2. Посещение детьми интегрированных занятий и мастер класса, организованных сотрудниками Таганрогской «Художественно – картинной галереи».
  3. Чтение художественной литературы.
  4. «Чудеса чародея цвета» — игры с красками, цветом.
  5. Продуктивная деятельность детей.
  6. Участие в интернет конкурсах.
  7. Оформление альбома детских рисунков «Чудеса своими руками».

Заключение:

Наблюдая за эффективностью применения нетрадиционных техник рисования на занятиях, привели нас к выводу, что данные работы рисования создают ситуацию успеха у детей, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

 

Литература.

1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.

2.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.

3.Кожохина С.К. и Панова Е.А. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Ярославль, 2007.

4.Лыкова И.А. Каждый охотник желает знать. -М., Карапуз,1999.

5.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз- Дидактика, 2007.

6.Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2 с. 32-38.

7.Утробина К. Уронило солнце лучик золотой./Дошкольное воспитание. 1996 №2.с. 28-33.

8.Черепковская С.А. Волшебница Монотипия./Ребёнок в детском саду .2008. №5 с. 43-45.