«Дидактическая игра как средство подготовки ребенка к школе»

Ильина Олеся Леонидовна, воспитатель, МДОУ детский сад № 109 г. Ярославля.

Актуальность темы заключается в том, что проблема готовности детей старшего дошкольного возраста к предстоящему школьному обучению всегда находилась в центре внимания педагогов дошкольных учреждений,  с тех пор, как появились учебные заведения общественные. Но ее решение неизменно меняется в зависимости от разных новых тенденций в самой образовательной системе, которые так же в свою очередь отражают изменения, происходящие в сознании общественности.

Гуманизацией образовательного процесса характеризуются современные условия обращения к личности ребенка, развитию у него лучших качеств, формированию полноценной  и разносторонней  личности.

Ребёнок  в старшем дошкольном возрасте должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности –  обучающей.

Огромная роль в воспитании  и развитии  ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности детей. Игра является эффективным средством формирования личности ребёнка, его волевых и моральных качеств, во время игры реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог А. В. Сухомлинский подчеркивал, что «игра есть огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток понятий и  представлений об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек любознательности и пытливости».

Большое место в работе дошкольных учреждений занимают дидактические игры. Игры  используются в самостоятельной деятельности детей и в организованной образовательной деятельности. Дидактическая игра выполняя функцию средства обучения, служит составной частью образовательной деятельности. Игра помогает усваиванию, овладению способами познавательной деятельности, закреплению знаний,. Дети осваивают признаки предметов, обобщать, сравнивать, учатся классифицировать.  Использование дидактических игр как метода обучения повышает интерес старших дошкольников  к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программного материала, развивает сосредоточенность, Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в воспитательном и учебном процессе  дошкольников. Так же  игра может успешно использоваться как форма обучения, как самостоятельная игровая деятельность  и как средство воспитания различных сторон личности дошкольника.

Дидактические игры способствуют формированию у дошкольников психических качеств: памяти внимания, сообразительности, наблюдательности. Игры учат детей применять полученные знания в различных игровых условиях, активизируют разные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость дошкольникам. Дидактические игры это незаменимое средство обучения дошкольников преодолению различных затруднений в нравственной  и умственной  их деятельности. Дидактические игры таят в себе большие возможности  воспитательного и образовательного воздействия на детей дошкольного возраста.

 Во время игры происходит формирование восприятия, памяти, мышления, речи ребёнка –  тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта дошкольника. С помощью дидактических игр развиваются такие необходимые каждому ребёнку интеллектуальные способности, уровень развития которых, безусловно, складывается в процессе дошкольного обучения и имеет большое значение для последующего развития личности ребёнка.

Игра  это  наиболее доступный для ребёнка вид деятельности, способ обработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности воображения и  мышления ребёнка, его эмоциональность, активность,  потребность в общении.

Обучение должно быть развивающим, при этом обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы. Реализация данной задачи объективно требует качественно нового подхода к воспитанию  и обучению  детей, организации всего образовательного процесса в дошкольном учреждении.

В последние годы вопросы практики и теории  дидактической игры разрабатывались и разрабатываются и многими исследователями: П.А. Усовой, И.Е. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.Т. Хачапуридзе, М.З. Богуславским и так же другими. Во всех  исследованиях прослеживается взаимосвязь игры  и обучения, определяется структура игрового действия, основные методы и формы ведения дидактической игры.

В общей системе обучения развивающая дидактическая игра приобретает самостоятельность и объединяется с обучением на занятиях. Совершенно очевидно, что дидактические игры близки к обучению. Но при этом, являясь одной из форм  обучения, игра остаётся для ребёнка игровой деятельностью.

Цель исследования – изучить структуру, основные функции и условия применения развивающих  дидактических игр в процессе подготовки старших дошкольников к школьному обучению.

Объект исследования  дидактическая игра в процессе подготовки к школе  старших дошкольников.

Предмет исследования  дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста  умений и навыков для обучения в школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– дать характеристику дидактической игре и рассмотреть её виды;

–   определить место дидактической игры в учебном процессе;

– определить роль дидактических  игр в формировании готовности старшего дошкольника к обучению.