Яковлева Оксана Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ СШ №11, г.Белгород.
Тема.Звуки и буквы.
Цели:обобщить знания о звуках и буквах; развивать умение различать звуки и буквы.
Планируемые результаты:учащиеся научатся различать звуки и буквы; записывать транскрипцию, анализировать, делать выводы, сравнивать. применять полученные знания при выполнении заданий.
Оборудование:учебник «Русский язык» 2 класс автор Канакина В.П., печатная тетрадь к учебнику, тетрадь, карточки для работы в парах.
Ход урока:
- Организационный момент.
-Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
(дежурный спрашивает, а дети хлопают в ладошки).
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
-Под каким девизом мы будем сегодня работать?
«Наблюдаем, замечаем, рассуждаем, делаем выводы».
— Ребята, какой у нас сейчас урок? /Урок русского языка/
-Для чего нам нужно изучать русский язык? (Чтобы быть грамотными людьми.
Грамотность-показатель культуры человека. На уроках русского языка мы учимся быть грамотными, а значит культурными).
- Актуализация знаний.
- Чистописание
-Грамотный человек должен уметь красиво и правильно писать. Чтобы продолжить обучение нам нужны тетради.
-Я тетрадь свою открою /Открывают тетради/
И наклонно положу. /Кладут наклонно/
Я, друзья, от вас не скрою — /Берут ручки/
Ручку я вот так держу./Ставят руку на локоть и показывают как правильно держать ручку/
Сяду прямо, не согнусь/Опускают руку на тетрадь, проверяют осанку/
За работу я возьмусь.
_ Запишите число и классная работа.
-Какая орфограмма в слове «20 октября» ? (Безударная гласная. Проверочное слово « октябрь» ).
-В слове «классная» ? (Удвоенная согласная с . Класс- это словарное слово.).
-Ребята, какое сейчас время года?
-Что происходит осенью? (ответы детей).
-Что люди любят делать осенью?( собирать грибы).
-Есть даже такая пословица «Весна красна цветами, а осень -грибами».
-А каждый ли гриб можно класть в корзину?
-Почему?( Есть ядовитые грибы).
-Поэтому собирать грибы нужно только те, которые хорошо известны.
- А какой звук мы слышим на конце слова «гриб»? (п)
- А какую букву будем писать? (б). Почему?(проверочное слово грибы)
- Какая здесь орфограмма?
- Дайте характеристику звукам (п), (б).
- Давайте напишем букву Б.
- Но сначала сделаем упражнение для рук.
- Из каких элементов она состоит?
- Обведите самую красивую.
2 Словарная работа.
-Отгадайте слово.
Первый слог как в слове окно.(ОК).
Второй слог Ю как второй слог в слове утята. (ТЯ).
Дальше идет буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому звуку [П](Б).
Непарный звонкий согласный из слова жираф(Р).
В конце слова буква ни гласная и ни согласная(Ь).
-Назовите слово. (Октябрь)
-Назовите лексическое значение слова октябрь(Осенний месяц, десятый месяц года). А если мы не знаем значение слова, то где мы можем его найти?(В толковом словаре.)
-Давайте прочитаем, что там написано.(читает ученик.)
-Запишите слово «октябрь» в словарь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную О.
III. Самоопределение к деятельности.
-Осенью мы любим отдыхать в лесу. Лес наполнен разными звуками. Подберите однокоренные слова к слову «звук». (Звучание, звучит, звучный, звучал.)
-Докажите, что эти слова однокоренные.(есть общая часть «звук»,общее значение.)
-И во однажды человеку захотелось записывать звуки. И появились ….(Буквы.)
-Что же такое буква? (Знак для обозначения звука.)
А теперь встаньте, посмотрите вокруг и найдите 1-ая команда признаки, которые относятся к звукам, а 2-ая к буквам.
Звуки |
Буквы |
Употребляются только в устной речи |
Употребляются только в письменной речи |
Произносятся |
Пишутся |
Воспринимаются органами слуха |
Воспринимаются органами зрения |
Делятся на согласные и гласные |
Бывают прописными и строчными |
-Кто догадался какая будет тема урока?
Какую поставим цель? ( Различать буквы и звуки.)
- Работа по теме урока.
-Откройте учебника на с.77. Прочитайте тему раздела.(звуки и буквы)
-Что мы узнаем при изучении этой темы?
Откройте учебник на с. 78 и прочитайте тему первого урока этой темы. Чему мы будем учиться?(различать буквы и звуки)
Упр. 115(с.78)
-Прочитайте. Какое настроение создают эти строки(грустное, печальное)
-Какие слова создают печальное настроение? ( Последние листья, нагих ветвей, отряхнет.)
-Прочитайте, передайте интонацией настроение.
-Из чего состоят слова письменной речи?(из букв)
-Из чего состоят слова устной речи? (из звуков)
-Спишите предложение.
Упр.116(с.78)
-Произнесите по порядку звуки в каждом слове. (Шар, ложка, шарф)
(Ответы на вопросы учебника)
-Прочитайте на с.79 на что нужно обратить внимание.
-Чем отличаются звуки от букв?(Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем)
Закрепление изученного материала.
Упр. 117(с.79)
-Что показывают квадратные скобки? (Звуковую запись слова)
-Всегда ли совпадают записи звуковая и буквенная?(часто пишем не так, как слышим)
Упр. 118(с.79)
-Чем интересна запись?(она в квадратных скобках)
Это записи звуков. Звуковую запись слова называют транскрипцией. Она пишется в квадратных скобках.
-Произнесите звуки быстро. Какие слова получились?(лампа, роса.
-Совпадет ли написание и произношение сова лампа?(да, слово пишется и слышится одинаково)
-Совпадет ли написание и произношение слова роса? (нет, на месте звука (А)пишем буквы О. Проверяем словом рОсы)
Печатная тетрадь.
Работа в парах.
-Отметить слова, где букв больше, чем звуков.
-Какой вывод мы можем сделать из этого упр.?
Упр.119(с.80)
-Прочитайте задание.
-Почему написание этих слов нужно проверять по орфографическому словарю. Какой вывод мы можем сделать из этого упр.(звуки и буквы не совпадают. Написание слов проверить нельзя.)
-Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную букву, написание которой нужно запомнить.(Взаимопроверка. Сверка с образцом на доске.)
- Итоговая рефлексия.
— Итак, ребята, что же лежит в основе нашей речи, с чего всё начинается? /Со звуков/.
— Звук, слог, слово, предложение, речь. Все это звенья одной цепочки. Они связаны между собой. Работая над звуками, мы учимся говорить правильно, красиво, грамотно излагать свои мысли, а в дальнейшем грамотно писать.
— Чем мы занимались на сегодняшнем уроке? /Ответы детей/
— А теперь у вас есть возможность оценить себя.
— Вам понравился урок?
— Что особенно понравилось на уроке?
— Какие трудности возникли?
- «Совершенствование начального общего образования в условиях гуманизации образовательного процесса» (50%)
- Открытый показ образовательной деятельности по физической культуре по теме «Посуда» (50%)
- Авторская методическая разработка по литературному чтению для 2-4 классов «Электронное учебное пособие «Читалка» (50%)
- Внеклассное чтение. Тема: В. Катаев Цветик- семицветик (50%)
- Разработка занятия по теме: «Штукатурные работы: назначение, виды, классификация в зависимости от применяемых материалов» (50%)
- Конспект урока по окружающему миру «Вода-растворитель» (RANDOM - 50%)